Людмила Зибарева
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №11
г. Калининска Саратовской области»
Конспект занятия в старшей группе
на тему: «Весна. Перелетные птицы» Образовательная область «Познавательное развитие»
Воспитатель высшей квалификационной категории
Зибарева Людмила Анатольевна
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Весна, Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
Калининск 2023
Занятие по познавательному развитию
в старшей группе
на тему: «Весна. Перелётные птицы».
Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.
Задачи:
Обучающие: расширить знания детей о птицах, закрепить знания о перелетных птицах, закрепить обобщающие понятия, обучать развернутому высказыванию, расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Развивающие: развитие речевой активности, диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе, развитие дружеских взаимоотношений через игру.
Здоровьесберегающие: технологии арт- терапии, создать психологически комфортную среду, способствовать снятию эмоционального и физического напряжения, обогащать эмоциональную сферу положительными эмоциями.
Оборудование:
- Презентация по теме: «Перелетные птицы», ноутбук, проектор, экран;
- Карточки для дидактической игры: «Четвёртый лишний», «Чей домик?»;
- силуэты птичек на картоне, тарелочки, песок (цветной, ложки (одноразовые).
Ход занятия:
1. Организационный момент слайд 1
Ребята, сегодня замечательно утро! А утро- это начало дня. Давайте поприветствуем друг друга!
«Доброе утро»
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель читает стихотворение С. Я. Маршака, дети стоят полукругом
На дворе звенит капель, по полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник.
В: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении С. Я. Маршака?
Дети: О весне.
В: Правильно, о весне.
- Какое сейчас время года?
- Как называются весенние месяцы?
- Какой сейчас по счету месяц?
Дети: Ответы детей.
В: Ребята, вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные картинки (на экране)
(Дети по картинкам-символам составляют рассказ о весне). Слайд 2
Дети: Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают вить гнезда.
Воспитатель: Молодцы! Как много вы знаете о весенних чудесах! Ребята, а хотели бы вы прямо сейчас отправиться в весенний лес и поближе с ним познакомиться? Тогда в путь! Слайд 3 с музыкой
«В путь»
В лес весенний мы шагаем (Идут маршевым шагом).
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки (Идут топающим шагом).
По прямой дорожке.
По узенькой дорожке (Идут на носках).
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали. (Бегут на носочках).
В лес весенний прибежали.
Прислушайтесь, лес с нами разговаривает:
«У-у-у» — встревожился лес,
«О-о-о» — удивился лес,
«А-а-а» — обрадовался лес (гости пришли).
- Какой чудесный воздух в лесу. Давайте мы вдохнём его.
( Проводится упражнение на дыхание: дети через нос медленно делают вдох, задерживают дыхание на несколько секунд, а затем медленно делают выдох через рот.)
Вот мы и пришли в весенний лес. Посмотрите, как много в нем птиц!
Слайд 4
(Картинки с изображением птиц : грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка, журавль).
Они прилетели к нам и как же они называются?
Дети: Перелетные птицы.
В: Почему этих птиц называют перелётными?
Дети: Потому что осенью эти птицы улетают в тёплые края, а весной возвращаются.
В: Почему птицы улетают осенью?
Дети: Потому что становится холодно и нечем питаться.
В: Что для перелётных птиц страшнее : холод или голод?
Дети: Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.
В: А зачем они к нам возвращаются из тёплых стран?
Дети: Здесь их Родина. Они здесь появились на свет, научились летать, добывать пищу.
В: А как же, интересно, птицы летят до нас?
- Птицы могут лететь : клином, стаей, по одному (Воспитатель показывает слайды 5).
В: Ребята, загадаю вам загадки - на загадки дайте отгадки:
1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей) (слайд 6)
Послушайте как поет соловей. (Включают аудиозапись)
2. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка) (слайд 6)
Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка (Аудиозапись).
Отгадайте следующую загадку.
3. Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину (Ласточка) (слайд 7) (включается аудиозапись).
4. Это старый наш знакомый :
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту за лягушками к болоту (Аист) (слайд 7) (аудиозапись).
В: Что общее есть у всех птиц?
(Дети по очереди рассказывают)
Дети: У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца. слайд 8 (с птицами)
В: Ребята, чем весной занимаются птицы?
Дети: Ответы детей.
В: Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы. ( Воспитатель показывает поднос: на нём веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки). Они собирают всякий мусор. Зачем он им?
Ребята, как вы думаете, для чего птицам ветки, тряпочки, соломинки?
ДЕТИ: Строить гнезда.
В: Правильно, ребята. Первая забота у птиц весной это поправить старые гнезда и построить новые. Ребята, а Вы знаете, где птицы строят гнезда?
Дети: На земле, на деревьях, под крышей, под балконом, в кустах.
В: Грачи строят гнезда на высоких деревьях и гнездятся стаями (слайд 11). Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри, чтобы помягче было будущим птенцам - выстилают сухой травой и тонкими ветками.
Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария и строится только из комочков размокшей глины и земли после дождя. (слайд 12)
Соловей поселяется в густых зарослях черемухи, ивы, или камыша. Устраивает гнездо прямо на земле. (слайд 13)
Скворцы любят старые парки и леса, где много дуплистых деревьев. В дуплах они и строят гнезда. А еще селятся в скворечниках, которые им делают люди. Выстилают его мягким мхом, пухом, травинками. (слайд 14).
Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?
Дети: Отложить яйца, вывести птенцов
Сейчас давайте пройдем за столы и посмотрим, запомнили вы перелетных птиц? Посмотрите, какая интересная игра вас ждет!
Дидактическая игра «Четвертый лишний?» (По картинкам за столами)
(Дети выбирают на картинке лишнюю птицу).
Дидактическая игра «Чей домик?»
(Дети соединяют картинки птица-гнездо)
В: Ребята, вспомним, как нужно обращаться с птицами и расскажем о том, чего нельзя делать и почему. (Дети составляют предложения по картинкам – символам). Слайд 15
Дети: Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.
Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.
Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.
В: А что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
Дети: Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.
Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов.
Не будут слышны их чудесные песни.
В: Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда в любое время года,
Берегите всяких птиц, друзья!
Не зря говорят: Птицы - наши помощники и друзья. Слайд 16
А вы хотите, чтобы у вас была своя птичка – помощница? Давайте попробуем их сделать. Посмотрите у вас на столе лежат птички, но им нужно помочь раскрасить перышки и для этого есть разноцветный песочек. Посыпайте им птичку, а лишний песочек высыпайте обратно в тарелочку.
Для того, чтобы песочек нас слушался и все получилось нужно подготовить пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Скворечник»
Мы построили скворечню Попеременно постукивать кулачками Для веселого скворца. друг о друга
Мы повесили скворечник Свести руки над головой
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером Попеременно постукивать кулаком по Проживает в доме том: ладошке
Мать, отец и скворушки – Соединять каждый палец с большим Черненькие перышки. одновременно пальцем на обеих
руках
Молодцы! Пальчики готовы и можно начинать украшать птичек.
Посмотрите, какие яркие птички у Вас получились! Вы их обязательно забирайте с собой.
Заключительная часть
В: Но думаю нам пора возвращаться в детский сад, в путь?
В садик дружно мы шагаем (Идут маршевым шагом).
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки (Идут топающим шагом).
По прямой дорожке.
По узенькой дорожке (Идут на носках).
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали. (Бегут на носочках).
В садик наш мы прибежали.
Отлично!
В: Понравилась вам прогулка в весенний лес?
Ребята, о чем мы сегодня говорили?
Что вам больше всего понравилось? О каких перелётных птицах мы говорили? А как летят к нам птицы?
Ребята, молодцы - внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями, мне было очень приятно сегодня заниматься с вами!