татьяна петрищева
Конспект занятия в старшей группе на тему «Деревья нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
, Закрепить умение детей различать деревья по стволу и по листьям.
. Развивать представления детей об основных потребностях дерева в естественных факторах и формировать устойчивый интерес к познанию мира природы.
. Расширять и обогащать словарный запас детей.
. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброе отношение к деревьям и окружающему миру.
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе на тему „Деревья нашего края“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- расширять представления детей о деревьях родного края;
- учить детей восхищаться красотой и многообразием родной природы;
- развивать память, внимание, экологическое мышление, наблюдательность, интерес к изучению деревьев родного края, умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
Активизация словаря: белоствольная, крона, корявые ветки, теплолюбивые.
Материал: игрушка ёжик, мяч, карточки, листья.
Предварительная работа: беседы о природе, наблюдения на прогулках, отгадывание загадок о деревьях, рассматривание картинок с изображением различных деревьев.
Организация детей: проведение занятия в виде экскурсии в группе детского сада.
Ход занятия.
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
1 часть Вступительная.
В. : Дети, у каждого жителя земли есть своя Родина – это место, где он родился и живёт.
«Слышишь песенку ручья?
Это Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это Родина твоя.
Звон дождей и шум ветвей
И в саду смородина – это тоже Родина!»
В. : А по вашему, что такое Родина?
Ответы детей.
В. : Скажите, а как называется страна, в котором мы живём?
Ответы детей.
В. : Дети, а в каком селе мы с вами живём?
Ответы детей.
В. : А можно сказать, что Тростное– это часть нашей большой Родины – России?
Ответы детей.
В. : И наше село Тростное это и есть наша малая родина.
2 часть. Основная.
В. : В нашем селе Тростное – очень много лесов.
В. : Детки, а что растёт в лесу?
Ответы детей.
В. : Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям, птицам. А в лесу таких деревьев тысячи. А какие деревья нашего села знакомы вам?
Ответы детей
В. : Да, у нас в Тростном растёт много разных деревьев!
Сюрпризный момент.
В. : К нам сегодня на занятие пришёл гость, а чтобы угадать кто это, нас с вами нужно отгадать загадку.
«На спине иголки
Длинные и колкие.
А свернётся в клубок
Нет ни головы, ни ног» (ёжик)
В. : Ребята, ёжику очень нравится наш детский сад. Здесь столько детей и всегда так весело. Он хотел бы жить в нашем детском саду, но не нельзя ему жить в помещении, ёжики живут на улице, а так как скоро зима ему пора ложиться в спячку в норку под дерево, но он не знает под каким же деревом ему поселиться.
В. : Что нам нужно сделать?
Ответы детей.
В. : А как нам нужно помочь?
Ответы детей
В. : Правильно детки, давайте ему поможем! Мы изучим с вами деревья которые растут в нашем родном селе малой части нашей родины, расскажем ему про каждое дерево. Может какое-нибудь дерево ему понравится. Он выроет себе норку и поселится там.
В. : Ну что ребята отправимся на экскурсию?
Ответы детей.
В. : А на чём можно отправится на экскурсию?
ответы детей.
В. : Правильно детки, а мы с вами отправимся на поезде на экскурсию по нашей малой Родине в лес.
Ну что, нам пора в путь!
В. : Дети, где мы с вами очутились?
Ответы детей.
Вокруг нас природа, значит мы с вами должны быть аккуратны и внимательны.
Давайте поприветствуем всё живое:
«Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.»
В. : Итак, начнём нашу экскурсию по ознакомлению с деревьями. Первая остановка:
В. : Но прежде чем мы увидим дерево мы должны его отгадать:
«Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные» (Берёзки).
В. : Конечно же, это берёзы. Смотри, ёжик! Берёзка – это наша белоствольная красавица, берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.
В. : Ребята, давайте вместе с ёжиком рассмотрим берёзу. Какая она, чем отличается от других деревьев?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает детям задание: отобрать листья березы от других листьев.
В. : Поехали дальше? А вот ещё одно дерево!
«Весною зеленела,
Летом загорела,
Осенью красные бусы одела» (рябина).
В. : Да, это рябина. Эта стройная красавица украшение лесов, парков и нашего детского сада. Очень любят это дерево птицы, особенно зимой. Почему? (ответы детей)
В. : Конечно, зимой оно спасает птиц от голода.
А для нас березка приготовила задание, она хочет посмотреть насколько хорошо вы знаете её плоды.
Дети за столами вычёркивают те плоды, которые не относятся к берёзе.
В. : Молодцы детки, а давайте с вами немного отдохнём.
Физкультминутка:
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся)
В. : Поехали дальше? А вот ещё одно дерево! Но и чтобы его увидеть нам нужно отгадать загадку.
Он — могучий!
Крона — в тучах.
В кроне желуди видны.
И не зря к нему приходят
Утром ранним кабаны (дуб).
В. : Дуб, и в самом деле, - очень сильное, величественное дерево. Дуб – дерево-долгожитель. У дуба мощный ствол, раскидистая крона, и дуб тоже цветёт, только цветение у него происходит только тогда когда листики распускаются. У дуба очень красивые резные листья. А когда буд оцветёт, на месте цветочков появляются плоды - жёлуди.
В. : Молодцы детки, а наше дерево Дуб хочет узнать как хорошо вы знаете для чего нужны деревня всему живому.
Проводится игра.
Дерево — это…
Эта игра развивает мышление, актуализирует опыт ребят, их знания, позволяет взглянуть на один и тот же объект с разных точек зрения.
Ведущий предлагает детям определить, какое значение имеет то или иное дерево для жизни разных животных, людей и т. п.
Например: «Для птицы дерево — это…» ( варианты ответов ребят: столовая; место для постройки гнезда; место, где она может спрятаться, и т. п.). «Для жука наш дуб — это…» (его жилище; место, где он откладывает личинки, где может найти добычу). «Для художника дерево — это…» (объект для картины, источник вдохновения). «Для усталого путника раскидистое дерево — это…» (место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть). «Дерево для мебельщика — это…» (древесина, из которой можно сделать много разных предметов). «Дерево для зайца — это…» (пища — кора зимой, укрытие). «Дерево для горожанина — это.» чистый воздух; прохлада в зной; «зонтик» от дождя; место для отдыха и т. п.). Слово «дерево» можно заменять конкретными названиями различных пород, в частности, тех, за которыми дети наблюдают.
В. : Ну а вот перед нами последняя остановка. Но и чтобы узнать это дерево тоже нужно отгадать загадку.
«Осенью на ветке
Подрастают детки.
Все без глаз, без рук, без ножек –
Каждый как зелёный ёжик.» (каштан)
В. : Да, это дерево – каштан. Это очень высокое и крупное дерево. Ствол толстый, кора гладкая, серого цвета, ветки растут в разные стороны. Цветёт каштан красивыми белыми цветами, похожими на свечи. Его плоды во время созревания покрыты колючками и напоминают маленьких ёжиков.
(ёжик что-то шепчет на ухо воспитателю)
В. : Ой, ребята, а ёжику очень понравилось дерево с «ёжиками». Он решил, что выроет норку здесь, и будет приходить к нам в гости.
В. : Ну что детки, мы помогли ёжику, узнали деревья какие растут на нашей малой Родине, но нам пора возвращется с нашей экскурсии в детский сад. А везвращатся мы будем на нашем поезде.
В. : Вот мы и прибыли, где мы с вами очутились?
Ответы детей.
А теперь давайте с вами побеседуем.
В. : Где мы с вами были?
Ответы детей.
В. : с кем мы познакомились?
Ответы детей.
В. : Какое первое, второе, третье, четвертое дерево?
Ответы детей.
В. : Кому мы помогли с вами?
ответы детей.
В. : Под каким деревом остался жить ёжик?
Ответы детей.
В. : Зачем нужны деревья?
В. : Очень много полезного дают они человеку и животным– (кислород, защищают от пыли, ветра, дают тень в жару, на них строят гнёзда птицы, пищу животным и человеку, украшают нашу землю).
В. : А что необходимо для роста деревьев?
Ответы детей.
3 часть. Заключительная.
В. : Детки, мы уже говорили, что всё живое вокруг нас – это наши друзья, а друзей надо защищать. Деревья нуждаются в нашей охране и защите. Люди обязаны беречь то, что им даёт щедрая российская природа.
В. : Поэтому мы должны соблюдать особое правило: «Любить и оберегать природу нашего края».
«Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!»