Марина Кириллова
ООД «Деревья нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
(старший возраст)
Программное содержание:
• Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).
• Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (хвойный-лиственный, осину к осиннику, ель - к ельнику и т. д.).
• Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.
Публикация «ООД „Деревья нашего края“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
• Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Ход занятия:
- Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что я получила письмо от Старичка-Лесовичка, который просит нас о помощи. Послушайте, что приключилось в его лесу.
“Жили – были деревья – подружки : Елка – Зеленушка, Береза – Веселушка, Рябина – Краснощекая, Сосна – Стройнушка.
Они жили дружно, но вот заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:
Елка – Зеленушка: “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.
Сосна – Стройнушка: “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.
Рябина – Краснощечка: “Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в красный наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!
Береза – Веселушка: “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!”
- Так и стоят, хвастаются. Никак не решат, кто из них краше, да важнее. Поможем деревьям-подружкам?
- Для этого нам нужно отправится в этот сказочный лес. Попасть туда можно только в заколдованном виде, но я знаю волшебные слова.
Раз, два, три наклонись, Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись, И в лесу ты окажись.
- В своём письме Лесовичок пишет, чтобы помочь деревьям, нам надо выполнить следующие задания.
ЗАДАНИЕ 1.
«Подумать и ответить, что и кто нужен для жизни и роста наших деревьев в лесу?»
1) Солнце – источник света. Дерево не может жить без света. Одни деревья предпочитают светлые места (сосна, лиственница, другие могут расти и в тени (ель, липа). Когда осенью световой день становиться короче, деревья получают сигнал – нужно готовиться к зиме.
2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начала появления листьев.
3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.
4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В том же время сами деревья очищают воздух.
5) Ветер – переносить пыльцу растений (ели, сосны, а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).
6) Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.
7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.
8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.
ЗАДАНИЕ 2.
«Какой лес называется лиственным, какие деревья здесь растут?»
- Лес, где растут деревья, имеющие листву: березы, осины и другие деревья, называется ЛИСТВЕННЫМ.
- «Русская красавица Стоит на поляне,
В зеленой кофточке В белом сарафане». (Береза)
ФИЗМИНУТКА:
«Наступило утро, Солнышко проснулось,
И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом, Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались, Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).
- В лесу берёза много приносит пользы человеку, животным, и другим растениям. Вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят этот сок. Птицы устраивают гнёзда на ветках берёзы, а под берёзкой можно найти грибы. Они так и называются подберёзовики. А в народе ещё берёзку называют «белоствольная».
- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
- БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза.
- Береза - единственное в мире дерево с белой корой.
- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов).
- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
- Лес, в котором растут одни берёзы, называется берёзовой рощей или березняком.
- «Всегда от холода трясусь Всего-всего в лесу боюсь
Не берёза ни рябина Я пугливая (осина)»
- Листики осины они округлой формы, очень лёгкие и на ветру словно дрожат.
- Лес, в котором растут одни осины, называется осинник.
- «Осень в лес к нам пришла Красный факел зажгла
Здесь дрозды, скворцы снуют И галдя её клюют». (Рябина.)
- Какие у рябины листочки?
- Что можете рассказать о ягодах рябины?
- Лес, где растут одни рябины-называется рябиновая роща.
- «Крепок, строен и силён, ведь владыка леса он» (дуб)
- Дуб, коренастое, крепкое, мощное дерево. Дуб всегда выше всех деревьев, так как не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету. Среди ветвей дуба часто селятся птицы. А под дубами растут многие грибы. Давайте попробуем быстро сказать скороговорку о дубе: «Дятел дуб долбил, да не додолбил».
Желуди - замечательный корм для медведей, кабанов, оленей, белок, различных мелких грызунов и некоторых птиц.
- Лес, где растут одни дубы, называется дубравой.
На поляне дуб зеленый, Потянулся к небу кроной.
(Потягивания – руки вверх)
Он на ветках среди леса Щедро желуди развесил.
(Потягивания – руки в стороны)
А внизу грибы растут, Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся, За грибами наклоняйся!
(Наклоны вперед)
- Ребята, а почему лиственные деревья сбрасывают на зиму листья?
- ИГРА «НАЙДИ И НАЗОВИ 2 ОДИНАКОВЫХ ЛИСТОЧКА»
- Молодцы, справились с заданием.
ЗАДАНИЕ 3.
- Какой лес называется хвойным?
- Лес, в котором растут деревья, у которых вместо листьев иголочки, хвоя – ель, сосна – называется хвойным.
- Давайте посмотрим, чем отличается ель и сосна.
- У ели ствол тёмный, шершавый. Веточки растут по всему стволу – внизу старые, длинные, а верхние ветки – молодые, короткие.
- У сосны ствол светлый. Старые нижние ветки отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосна вырастает обычно выше елей.
- У сосны хвоинки длинные, мягкие светлые, растут парочками. У ели- короткие, колючие, тёмные, растут по одной.
- Еловая шишка удлинённая, сосновая шишка – круглая.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
— у дуба желуди, а у сосны… (шишки)
— у сосны иголки, а у березы (листочки)
— береза осенью золотая, а ель… (зелёная)
— дуб похож на богатыря, а береза на (стройную девушку)
— рябина зимой без листьев, а ель (с иголками)
ЗАДАНИЕ 4.
- Что общего у всех деревьев? (строение)
Физминутка «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями сильными, большими. Ноги на ширине плеч
Ноги – это корни, их поставим шире.
Чтоб держали дерево, падать не давали. Ставят один кулак на другой.
Наклоняются, складывают ладони чашечкой
Из глубин подземных воду доставали.
Наше тело – ствол могучий, Проводят ладонями вдоль тела вниз
Он чуть-чуть качается. Покачиваются из стороны в сторону
И своей верхушкой острой Складывают ладони шалашиком
В небо упирается. Поднимают соединённые руки над головой
Наши руки – ветки, крону образуют. Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают.
Вместе им не страшно, если ветры дуют. Качают головой. Качают поднятыми руками
- Назовите этажи леса.
- Чем отличается дерево от кустарника?
- Ну, молодцы! Со всеми заданиями справились. Ой! Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.
- Ну, а нам пора возвращаться домой.
Раз, два, три наклонись, Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись, Дома снова окажись.
- Ребята, где мы с вами сегодня были? Что вам понравилось и запомнилось в нашем путешествии?