Ковальчук Надежда Николаевна
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Весеннее происшествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать связную речь у детей по теме «Признаки ранней весны».
Задачи:
Формировать представления у детей о признаках ранней весны и учить составлять связный рассказ по опорным картинкам.
Развивать связную речь у дошкольников, учить отвечать полными предложениями; обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; развивать память, внимание, наглядно-образное мышление.
Воспитывать у детей доброе отношение к пробуждению весенней природы: проявлять заботу о ней; эмоциональную отзывчивость.
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация; 4 коробки по временам года, поднос и листы белой бумаги для создания «сугроба», магнитные мольберты (2, аудиозапись песни «Кап-кап… звенят капели».
Предварительная работа:
• Чтение художественной литературы и заучивание стихов о весне: Николай Сладков «Весенняя баня» и «Медведь и Солнце»; А. Вятский
«В марте тает снег и лёд» и другие.
• Беседы о признаках весны; наблюдение в природе за весенними явлениями.
• Рассматривание картинок с приметами ранней весны, открыток.
• Разучивание и проведение дидактических и развивающих, подвижных и пальчиковых игр («Времена года», «Разрезные картинки», «Что перепутал художник», «Четвертый лишний» и т. д.).
Ход занятия
I. Организационный момент.
1. Приветствие «Доброе утро»
«Доброе утро» - я вам сказала,
«Доброе утро» - ответили вы.
Как две ниточки связали:
Теплоты и доброты.
Воспитатель: Ребята, нам пришло видеописьмо, интересно от кого. Отгадаем загадку и узнаем:
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года… Весна
Видеописьмо прислала Весна, давайте прочитаем:
Здравствуйте Надежда Николаевна и дорогие ребята группы №9. Я, Весна, посылаю вам видео письмо и прошу вас о помощи. Зима не хочет уходить, а мне пора пробуждать природу от сна. Я днем сосульки топлю, ручьи запускаю. А ночью сестрица Зима приходит и все снова заколдовывает - в ледяной плен берет, лужи замораживает, деревья снегом укутывает, сугробы наметает. Я снова топлю, солнышко яркое весеннее в помощь беру. Обозлилась Зима, и солнышко заколдовала, заморозила, да так, что лучики у него превратились в снежинки. Ребята, помогите расколдовать солнышко.
Воспитатель: Ребята, поможем весне?
Дети: Да.
II. Основная часть.
Воспитатель: Солнышко грустное. Если мы вернем ему лучики, думаю, оно нам улыбнется.
Игра «Растопи снежинку и подари лучи солнцу»
Цель: учить детей подбирать слова-определения к существительному «солнышко»; обогащать словарный запас.
Желтое, круглое, яркое, теплое, ласковое, румяное, щедрое, утреннее, вечернее, блестящее, золотистое, огненное, лучистое, огромное, полное, рыжее, благодатное, веселое, нежное, приветливое, радостное.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, солнце хочет с нами поиграть.
Игра ''Сравни и назови'' с применением компьютерной презентации
Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают:
Солнце желтое, как… (одуванчик);
солнце круглое, как… (мячик);
солнце яркое, как… (лампочка);
солнце теплое, как… (печка);
солнце ласковое, как (мама, бабушка);
солнце румяное, как (колобок).
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь солнышко у нас веселое (картинка на экране, презентация). Спасибо, что помогли найти лучики солнцу.
Смотрим дальше сообщение. Весна говорит:
Ребята, спасибо вам. Но Зима все равно злится. Решила, что меня, Весну, никто не ждет, и ничего люди обо мне не знают. Расскажите, пожалуйста, как Весна природу оживляет. Если составите обо мне рассказ и расскажите гостям, то тогда Зима обещает мне больше не мешать. К вам тогда смогу прийти, подарки принести. В помощь вам подсказки. Найдете их в весенней коробке в центре науки и естествознания.
Воспитатель: Ребята, расскажем гостям о весне? (Да)
Составление предложений о весне по опорным картинкам.
Воспитатель просит найти весеннюю коробочку в уголке природы и принести. Ребята из четырех коробок находят весеннюю; садятся на стульчики вокруг магнитного мольберта.
1. Опорная картинка «Весеннее солнце»
Воспитатель: Зиму нужно напугать, чтобы она освободила дорогу Весне. У Весны есть чудо – первый ее помощник, который поможет победить холод. Может кто-то уже может назвать помощника? Вот послушайте загадку:
Встанет рано поутру -
Я глаза скорей протру,
а оно - всё ярче, ярче,
за окном - всё жарче, жарче…
Что это такое? -
Дети: Солнце! (Выставляется картинка на мольберт)
Воспитатель: Ребята, а где мы можем увидеть солнышко?
Дети: За окном.
Артикуляционная гимнастика «Окошко»
Широко открыть рот - «жарко»
Закрыть рот - «холодно»
Воспитатель: Солнце весной стало светить и пригревать. Так что же произошло, когда появилось весеннее теплое и яркое солнце? Что весной темнеет, тает, водой убегает?
Дети: Снег.
Воспитатель: Ребята, как называется участок земли, где растаял снег?
Дети: проталина.
Воспитатель: Где быстрее тает снег весной? Правильно, там, где греет солнышко, на полянках и пригорках снег тает быстрей, и появляются проталины.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Воспитатель: Правильно, подснежник. Ребята, загадку отгадали, а карточки-то нет в коробке. Снова злится Зима. Посмотрите, здесь целый сугроб. Замела Зима нашу карточку снегом (выносит поднос с комочками бумаги в виде сугроба горкой)
Игра «Растопи снежный сугроб»
Цель: учить подбирать весенние слова, действия к ним (глаголы, слова – определения.
Предлагаем ребятам «растопить» снежный «сугроб» (убрать листы мятой белой бумаги) и увидеть картинку с подснежником. Чтобы «растопить» снег, надо отгадать весенние слова. Одно слово весеннее сказано – убираем один «комочек» снега. Задача – «растопить» снег полностью.
- Что весной греет, светит, припекает? (Солнце.) Что делает солнце? Повторите.
- Что весной чистое, голубое, высокое? (Небо.)
- Что в небе легкое, белое, пушистое? (Облака.)
- Что с крыши свисает, капает, капает? (Сосулька.)
- Весной она капает, поет, звенит? (Капель.)
- Что весной темнеет, тает, водой убегает? (Снег.)
- Что весной журчит, бежит, поет? (Ручеек.)
2-3. Выставляются опорные картинки «Проталина» и «Подснежник»
Воспитатель: Кап-кап-кап. Что это? (Капают сосульки, и звенит капель).
4. Выставляются опорные картинки «Сосульки», «Капель».
Сейчас я загадаю вам загадки. Предлагаю вам их отгадать и найти ответы среди карточек-подсказок.
Пусть мала я, ну так что ж!
Ты меня перешагнешь.
Снег растает, я дождусь,
На весь двор я разольюсь (Лужа)
Звенят, поют, торопятся
В весенние деньки,
И в реки устремляются.
Со звоном (Ручейки)
5. Выставляются опорные картинки «Ручей», «Лужа».
6. Выставляются опорные картинки «Ветки с почками и листочками», «Трава».
Воспитатель: Ребята, в конверте еще картинки. На этих картинках подсказки о поведении птиц и зверей весной, а также о занятиях людей весной. Но их мы рассмотрим позже. А вот эти расколдованные картинки (показывает на все картинки на мольберте) помогут нам теперь рассказать о Весне? Докажем, что мы Весну любим и ждем ее к нам в гости?
Составление рассказа о весне с помощью опорных картинок.
Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием опорных картинок.
Примерный рассказ детей. Наступила ранняя весна. Теплое солнце начало сильнее пригревать. Растаял снег и на проталинах распустились белоснежные подснежники. Стали таять сосульки и зазвенела капель. Зажурчали звонкие ручьи. Дети пускают кораблики в ручейках и лужах. Весной на деревьях набухают почки, появятся зеленые листочки и молодая травка.
III. Заключительный этап.
Дети рассказывают о своих впечатлениях о весне на занятии.
Подарок от Весны - аудиозапись песни «Кап-кап… звенят капели».
Видео: https://www.youtube.com/embed/w7RHpv4s9IoВидео взято из интернета
Подарок от весны «Букет подснежников», а под ним - конфеты.