татьяна чуканова
Конспект занятия в средней группе по ФЭМП «В гостях у геометрических фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи приоритетной образовательной области:
Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом. Учить детей различать квадрат и прямоугольник по характерными признаками этих фигур : наличием углов, сторон, их количеством, соотношением сторон по размеру. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат)на основе словесного описания и зрительного восприятия. Развивать умение различать геометрические фигуры по форме и цвету. Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами. Повышать познавательную активность детей за счет сюжетностив процессе обучения.
Публикация «Конспект занятия в средней группе по ФЭМП „В гостях у геометрических фигур“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» :
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, интерес к изучению математики. Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе. Развивать пространственные навыки, мышление, внимание, память. Развивать эмоциональную отзывчивость, инициативность, способность анализировать свободное общение детей друг с другом и взрослым.
«Речевое развитие» :
Упражнять в умении правильно называть геометрические фигуры. Упражнять в умении обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее – короче.
«Художественно-эстетическое развитие» :
Продолжать развивать интерес к загадкам. Формировать умения делать выводы, умозаключения. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения. Обогащать сенсорный опыт.
Образовательная область «Физическое развитие» :
Обогащать двигательный опыт детей, развивать крупную и мелкую моторику детей. Развивать внимание и координацию движений. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Предварительная работа:
-дидактические игры «Выложи из геометрических фигур», «Найди свой домик», «Найди пару», «Чем похожи, чем отличаются», «На что похоже», «Найди такую же», «Геометрическое лото», «Разложи в коробки», «Найди свой домик», «Чудесный мешочек»
-раскраски – картинки из геометрических фигур.
- плоскостное конструирование из геометрических фигур
-отгадывание загадок про геометрические фигуры
-просмотр презентаций для детей «Геометрические фигуры»
Оборудование для педагога:
- обручи,геометрические фигуры из картона (для подвижной игры)
- геометрические «человечки», геометрические фигуры (большие и маленькие)
-магнитная доска
- Интерактивная доска SMART, ноутбук
-слайды-загадки, слайд с изображением «геометрического» автобуса, слайды с изображением предметов разной геометрической формы, слайдовая презентация «Сказка о геометрических фигура
Оборудование для детей:
наборы геометрических фигур (треугольники, круги, квадраты разного цвета, карточки-полоски, квадрат и прямоугольник из цветного картона (соотношение фигур по величине 1 :2)
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
- Хотите побывать в гостях у геометрических фигур?
Дети садятся за столы.
- В гости мы поедем на геометрическом автобусе (слайд с изображением автобуса, состоящего из геометрических фигур). Из каких геометрических фигур состоит автобус?
- Наш автобус поедет по геометрической дороге. Я буду называть фигуры, а вы их будете выкладывать их на полоску. Дети, положите на полоску красный квадрат, желтый треугольник и т. д. (воспитатель называет геометрические фигуры, а дети выкладывают их в заданном порядке).Какую геометрическую фигуру вы положили?
- Вот мы и приехали. Посмотрите, нас встречают геометрические фигуры. (показ геометрических человечков)
-А с этой фигурой мы не знакомы? (показ прямоугольника). Это прямоугольник. Давайте все вместе повторим – прямоугольник.
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Воспитатель: - На какую геометрическую фигуру похож прямоугольник? Правильно! Прямоугольник похож на квадрат.
- Дети, я хочу рассказать вам сказку о прямоугольнике и квадрате. Слушайте внимательно. (Чтение сказки с показом слайдов)
«Жили – были два брата Прямоугольник с Квадратом. Прямоугольник всё время завидовал Квадрату.
- Я такой неуклюжий, - жаловался он. – Если поднимусь во весь рост, то стану длинным и узким. Вот таким. (слайд)
- А если лягу на бок, то буду низким и толстым. Вот таким (слайд)
- А ты всегда остаёшься одинаковым, - продолжал он. – И сидя, и стоя, и лёжа!
- Да уж, – с гордостью говорил важный Квадрат. - У меня все стороны равны И квадрат с гордостью перевёртывался с боку на бок, но его рост не менялся.
Но однажды случилось вот что.
Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась. Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила Квадрата и Прямоугольника. Девочка обратилась за помощью к Квадрату: «Можно я заберусь на тебя и посмотрю, где мой дом?». Она забралась с начала на одну его сторону, но ничего не увидела, потому что ей мешали макушки деревьев. Потом девочка попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз она опять ничего не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может я смогу помочь тебе?» - спросил Прямоугольник. Он встал во весь рост, девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и узнала куда идти. «Давай мы тебя проводим», - предложил Квадрат. Вдруг на их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку перебраться!» - попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел дотянуться до другого берега, но упал в воду. Прямоугольник лег на бок и стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома. «Спасибо, - сказала девочка геометрическим фигурам, - вы помогли найти дорогу домой. А Квадрат, который сушился на берегу, сказал прямоугольнику: «Ты, брат, оказывается полезная фигура!»
«Ну что ты, - скромно ответил Прямоугольник, - просто мои стороны разной длины: две длинные, а две короткие. Ты не расстраивайся, давай с тобой жить дружно и помогать друг другу»
И стали они жить - поживать и друг другу помогать.
-Дети, понравилась вам сказка? Про какие геометрические фигуры рассказывалось в сказке? (ответы детей)
Физкульминутка :
-Дети, геометрические фигуры хотят с вами поиграть.
Проводится дидактическая игра: «Найди свой домик».
Ход игры. Воспитатель раскладывает обручи и большие геометрические фигуры в них в разных местах группы. Каждому играющему раздаются маленькие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). После этого детям предлагается «погулять» по группе. По сигналу воспитателя дети находят домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике. Воспитатель проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель меняет фигуры в домиках.
- Сегодня мы узнаем, чем похожи квадрат и прямоугольник и чем они отличаются.
(оставить на магнитной доске только две эти фигуры. На рабочих столах - один прямоугольник и один квадрат на каждого ребенка.)
-Дети, положите слева перед собой прямоугольник, а справа - квадрат.
-Сначала давайте рассмотрим квадрат. Обведите пальцем квадрат. Что есть у квадрата? Сколько сторон у квадрата? Посчитайте стороны своего квадрата. У квадрата четыре стороны. Сколько углов у квадрата? Посчитайте углы своего квадрата. У квадрата четыре угла.
-А теперь давайте рассмотрим прямоугольник. Обведите его пальцем.
Что есть у прямоугольника? Сколько у прямоугольника сторон? Посчитайте стороны своего прямоугольника. У прямоугольника 4 стороны. Сколько углов у прямоугольника? Посчитайте углы своего прямоугольника. У прямоугольника четыре угла.
(При показе необходимо обратить внимание на то, чтобы дети правильно показывали стороны и углы геометрических фигур : стороны надо проводить пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок, углы проводим пальцем, обозначая стороны угла.)
- Дети, чем похожи квадрат и прямоугольник? (ответы детей). У квадрата четыре стороны и четыре угла. И у прямоугольника четыре стороны и четыре угла. Этим они похожи.
-А сейчас мы с вами будем учиться различать прямоугольник и квадрат.
- Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата? (ответы детей). Как можно проверить? Надо наложить фигуры друг на друга.
(Дети выполняют сравнение фигур методом наложения квадрата на прямоугольник)
-Посмотрите, одинакового ли размера стороны квадрата и прямоугольника?
У квадрата все стороны равны. Какие стороны у прямоугольника? У прямоугольника две стороны длинные, а две стороны – короткие. Покажите длинные стороны. Покажите короткие стороны.
-Прямоугольник длиннее квадрата.
-Дети, нам пора возвращаться. Чтобы наш автобус поехал, нам надо выполнить задание. Поиграем в игру «На что похоже?». Я вам буду показывать предмет, а вы будете показывать геометрическую фигуру, на которую похож предмет. Смотрите внимательно. На какую геометрическую фигуру похож мяч? (ответы детей). Правильно, мяч похож на круг. (показ слайдов с изображением предметов разной формы)
3. Заключительная часть (рефлексивный этап)
Рефлексия:
-Дети, вам понравилось в гостях у геометрических фигурах? Что вам понравилось больше всего? С какой геометрической фигурой мы сегодня познакомились? Что у вас получилось лучше всего? Что вам понравилось больше всего?
- Наше занятие подошло к концу, вы все молодцы, старались и были активными.