Кулик
Конспект занятия по развитию речи детей 4–5 лет «Знакомство с многозначными словами» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в средней группе по образовательной области «Развитие речи детей 4-5лет»
Тема: «Знакомство с многозначными словами».
Цель занятия :
Создать условия для знакомства детей с понятием многозначые слова.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи детей 4–5 лет „Знакомство с многозначными словами“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Многозначные слова, омонимы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные:
- познакомить детей с понятием многозначные слова;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
- закреплять умение правильно формулировать свои мысли и давать полные ответы на поставленные вопросы.
Развивающие :
- развивать умение работать в команде,
- развивать умение прислушиваться к мнению сверстников
Воспитательная:
- воспитывать уважение к своим товарищам.
Словарная работа : ключ – родник, скрипичный, гаечный, разводной ключ, ключевая, родниковая вода.
Оборудование: Кукла дидактическая, лук со стрелами, лук репчатый, утюг, одежда кукольная, мягкие игрушки; дидактические картинки с изображениями многозначных слов : игла швейная, еловая ветка, шприц медицинский, еж; загадки про многозначные слова; двусторонние карточки с многозначными словами, мячик.
Предварительная работа:
1. Составление и отгадывание загадок-описаний о предметах.
2. Составление описательных рассказов.
3. Дид. игры: «Отгадай что опишу», «Собери картинку», «Подбери пару».
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Воспитатель: - Здравствуйте ребята. Сегодня к нам пришел Незнайка.
Дети: -Здравствуй Незнайка.
воспитатель: Он принес с собой игрушки лук со стрелой и свои любимые мягкие игрушки.
Незнайка: -Ребята, помогите, мне пожалуйста. Знайка оставил мне записку, а читать,я не умею.
Воспитатель: - Конечно Незнайка. Давай ее прочитаем.
(воспитатель вслух читает записку)
«Незнайка, помоги мне, пожалуйста. Почисти лук и погладь вещи. Завтра праздник».
Незнайка: - Хорошо. Сейчас я почищу свой лук тряпочкой, чтобы он был чистым-чистым, а потом поглажу, поласкаю свои любимые игрушки.
(Воспитатель имитирует все эти действия куклы).
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, справился с заданием Незнайка? Что просил сделать Знайка?
- Какой лук просила мама почистить? (репчатый лук)
- А как нужно было вещи погладить? (погладить утюгом одежду)
Воспитатель: - Правильно ребята. Получается, что Незнайка все перепутал и сделал все не так. Почему же так произошло?
Воспитатель: - Ребята, объясните, почему же Незнайка не понял, о чем его просил Знайка?
Дети:-Незнайка, не знает о многозначных словах.
Воспитатель: - Ребята, давайте отгадаем с Незнайкай загадки, о многозначных словах.
Дети:-хорошо.
Что это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Сосна)
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки,
На меня они глядят
Молока они хотят. (Ёж.)
Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
(иголка)
(Воспитатель выставляет картинки с изображением ежа, еловой ветки, швейной иглы).
Воспитатель: - Подумайте, что общего есть на этих картинках? (иголки)
Воспитатель: - Итак, сколько же значений у слова игла? (3 значения).
Незнайка:- а как, а как узнать о какой игле идет речь?
(ответы детей)
Воспитатель: - Для этого нужно слово «игла» употребить с другим словом.
Например, покажите мне, швейную иглу.
А как назовем иглу у ежа, у елки? (ежиная игла, еловая игла)
Воспитатель: - А как называется эта игла? (выставляется картинка с медицинской иглой).
- Повторим вместе: «медицинская» игла.
Воспитатель: - Что делают такой иглой? (делают уколы)
Воспитатель: - Какое удивительное это слово «иголка»! Слово одно, а обозначает много разного. Оказывается, слова, которые имеют много значений называются многозначными словами. Повторим вместе: «Многозначные слова». Многозначных слов очень много. Сейчас мы с вами в этом убедимся.
Воспитатель: - Перед вами стоит кукла, стол и стул. Что есть общего у всех этих предметов? (Ножки.)
- У кого или у чего есть еще ножки? (у гриба есть ножка, у табуретки и т. д.)
- Слово одно, а значений много.
- А ещё у куклы есть ручки. Какие другие ручки вы знаете? (дверная ручка, пишущая ручка).
Воспитатель: - Молодцы. А сейчас, давайте мы с вами немного поиграем с мячом. И заодно узнаем новые многозначные слова.
Дети: Незнайка поиграй с нами.
Игра называется «Попади в цель». Перед вами картинки – мишени вы должны сначала назвать, что нарисовано на картинке, а потом бросить мячиком прямо в картинку. Картинка перевернется, и мы с вами увидим новое многозначное слово. (Дети выходят по очереди бросают мячик, называя и объясняя многозначные слова) (коса, ключ, мышка).
Незнайка: -Ух, ты сколько слов я сегодня узнал. Какая интересная игра.
Воспитатель:- Назовите предметы, которые здесь изображены.
Ответы детей
-Воспитатель: - Давайте среди этих картинок найдем многозначные слова, слова которые звучат одинаково, но имеют несколько значений и соединим их одной линией.
(Дети по очереди выходят к доске и находят многозначные слова, объясняя соединяют их линией).
Воспитатель: - А сейчас мы познакомимся с новыми многозначными словами. В этом конверте спрятаны два многозначных слова, а что это за слова мы узнаем, когда каждая команда соберет свою картинку из частей. Итак, сейчас вы разделитесь на 4 команды, и вам нужно будет собрать целую картинку.
(Дети в своих командах собирают картинку из конверта).
- Итак, какие картинки у вас получились? (ключ – родник, скрипичный, гаечный, разводной ключ, ключевая, родниковая вода).
3. Заключительная часть.
Воспитатель:- Ребята, с какими словами мы сегодня познакомились? (многозначные)
- Что есть общее у этих слов? (название)
- А что разное? (значение этих слов)
Воспитатель: - Молодцы.
- Ну что Незнайка теперь ты понял, что же тебе действительно нужно сделать, о чем тебя просил Знайка?
Незнайка: - Спасибо, ребята, я теперь все понял: погладить утюгом вещи и почистить лук. И сейчас все сделаю как надо.
Незнайка: -мне пора идти. Спасибо, вам, ребята.
Дети: до свидание, Незнайка.