Лариса Макеева
Конспект занятия в средней группе по изобразительной деятельности «Путешествие к Павло-посадским мастерам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности
по изобразительной деятельности в средней группе
Конспект разработал воспитатель высшей квалификационной категории г. Реутов, МАДОУ № 4 «Ивушка», Макеева Лариса Ивановна
Тема: Игра-занятие или путешествие в мастерскую к павло –посадским мастерам.
Публикация «Конспект занятия в средней группе по изобразительной деятельности „Путешествие к Павло-посадским мастерам“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посадка и выращивание растений
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Программное содержание. Знакомство c павло-посадскими платками, учить рисовать растительный узор на платке.
Задачи:
-Обучающие :
1. Расширять интерес к русскому декоративно-прикладному искусству, знакомить c платком как украшением одежды.
2. Научить рисовать детей расписывать растительными узорами платок, в цветовой гамме.
3. Совершенствовать навыки пользования кистью, гуашью.
4. Учить составлять самостоятельно растительные узоры.
- Развивающие :
1. Развивать воображение, фантазию, творческое восприятие через самостоятельную деятельность, творческие способности.
2. Формировать познавательный и творческий интерес детей в изобразительном и декоративном творчестве.
3. Развивать навыки планирования работы по реализации замысла, умения предвидеть результат и достигать его.
-Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
2. Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству.
3. Приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.
-Корректирующие:
Учитывать в педагогическом процессе особых детей, проводить c ними индивидуальную работу по теме. Так же предусмотрена работа c детьми, которые пропустили занятия по болезни.
Организация предметной среды :
1. План группы – подготовка выставки, самостоятельная деятельность детей в свободное время.
2. Мебель: столы, стулья соответствуют росту детей.
3. Предметы духовной и материальной культуры, используемые в образовательном процессе: Цветы на платке. Рабочая тетрадь по основам народного искусства/ Рук. проекта Ю. Г. Дорожин. Текст О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2000.
4. Уголок для родителей: консультации для родителей одекоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа c детьми:
Рассказ об истории возникновения платка, Дидактические игры: «Кто назовет больше цветов», «Составь цветок из частей». Рассматривание павло-посадских платков, картинок c изображением станков и платков.
Материал: кисти, гуашевые краски, баночки для воды, салфетки, подставки под кисти на каждого ребенка, заготовка платка на каждого ребенка, клеенка, плакат паравозик c вагончиками для физкультминутки, сумка для кондуктора c билетами для пассажиров, табличка «Павло-посад». Платки, носовой платок, сундук, игрушка-солнышко, ширма.
Ход игры занятия
Дети находятся на ковре. Педагог привлекает внимание детей.
Педагог: Все в сборе, взрослые и дети! Мы можем начинать. Но для начала надо «здравствуйте» сказать!
Дети: Здравствуйте!
Приветствие друг другу (дети стоят на коврике)
Доброе утро глазки! (дети трогают бровки)
Вы проснулись? Проснулись.
Доброе утро ручки! (дети поглаживают ручки)
Вы проснулись? (хлопают в ладоши)
Доброе утро ножки! (дети поглаживают ножки)
Вы проснулись? (дети топают ножками)
Доброе утро, солнышко! (потянулись вверх к солнышку)
Ты проснулось? Проснулось
И мы проснулись и друг другу улыбнулись!
A подскажите мне какое время года сейчас?
Ответы детей (Зима)
На улице холодно или тепло?
Ответы детей (холодно)
A чтобы нам было тепло мы c вами поиграем.
Педагог: C другом всегда приятно разделить и радость и грусть, отдать ему частичку своей души, тепла. Поэтому давайте возьмемся за руки и по цепочке через рукопожатие, передадим наше хорошее отношение друг к другу, заботу, внимание, улыбку.
Дети выполняют упражнение «Цепочка доброты».
Педагог: сегодня я возле сада встретила солнышко, которое к нам пришло в гости. Но это солнышко не простое, а волшебное. Кто его возьмет в руки, тот станет бодрым и ласковым, давайте проверим!
(педагог передает солнышко детям, говоря при этом ласковые слова) Почувствовали, как сразу стало уютно и теплее в группе от ваших улыбок. И добрых слов.
Сегодня я для вас приготовила сюрприз!
(за ширмой стоит столик, на нем стоит сундучок)
Давайте посмотрим,что там за ширмой (дети и педагог убирают ширму и находят сундучок). В волшебном сундучке спряталась интересная вещь, я вам загадаю загадку, a, вы, отгадав ее узнаете, что там находится:
Это предмет одежды-кусок ткани квадратной формы.
Он бывает шелковый, пуховый, шерстяной и носовой.
Женщины повязывают его на голову, a мужчины носят в кармане.
Что это?
Ответы детей: Платок!
Педагог: Да, это платок, давайте рассмотрим платки. (Педагог развешивает на ширму платки)Эти платки называются Павло-посадскими. Назвали их так потому, что место где их делают называется Павловский Посад, который находится в Московской области. В этом городе появились мастера, которые самые первые стали производить красивые платки. На Руси женщины всегда любили покрывать голову платком, потому что это удобно и красиво. A еще женщины украшали бисером, ленточками.
- Женщины носили платки не только как украшение, но и как защиту от холода. Названия этих платков знают во всем мире. Платок придает женщине привлекательность и неповторимость.
Педагог предлагает рассмотреть платки. назовите какие платки?
Ответы детей: (удивительные, красивые, восхитительные, необыкновенные, нежные, чудесные)
Давайте рассмотрим большой платок: какие цветы на нем нарисованы (розы, листья, завитки, бутоны)Обратите внимание красоту природы перенесли художники на шерстяное полотно платка.
A нам пора поиграть в народную игру. Игра «достань платок»
Это игра проводилась на ярмарках и праздниках, подвешивался на шесте или веревке, достать его можно было, только допрыгнув. Платок поднимали высоко. Побеждал,тот кто выше подпрыгнет и достанет его.
Педагог предлагает детям побывать в доме моды. Детям присесть на коврик.
Платки можно демонстрировать. Модельеры одевают моделей для показа.
(одевание моделей 4-5 вариантов)
1. Нарядный бант
2. Платочек –шарф.
3. Ожерелье
4. На голове.
Разноцветные платки,
Набивные шали
Скольких женщин на Руси
В праздник украшали.
Научились мастера
Павлова посада
Рисовать узор из трав
Леса, луга, сада.
Длинных нитей переплёт
В узелки вязали –
Бахромою из кистей
Кромку украшали.
А как девицы пойдут –
Расцветает улица,
Лишь плечами поведут –
Хочется зажмуриться.
Педагог : вы научились модно и красиво повязывать платки, дома будете украшать мам и бабушек.
Скажите, вы, любите путешествовать?
Ответы детей: (Да)
Я предлагаю вам отправится в путешествие к павло-пасадским мастерам.
Педагог: на чем можно путешествовать зимой?
Ответы детей: на самолете, санках, лыжах, на дальние расстояния - на поезде.
Отлично! мы c вами отправляемся в путешествие на поезде (педагог обращает внимание на поезде прикрепленный к доске)
Педагог предлагает детям построиться друг за другом, включает музыку.
Остановка «Павлопосад»
Дети собираются на ковре.
Педагог спрашивает: вот вы сели в поезд, приехали в другой город, а что вы видели за окнами поезда?
Ответы детей: дома, деревья, кусты, природу….
Молодцы, вы очень наблюдательные
У меня есть волшебная палочка. И я вас хочу превратить в художников- мастеров и создать свой не повторимый платок на бумаге.
Педагог взмахивает «волшебной палочкой» и дети садятся на свои места.
(Педагог обращает внимание на осанку детей, напоминает как нужно держать кисть)
Педагог : какие росписи вы знаете?
ответы детей: Филимоновская, гжель.
A сегодня мы c вами будем расписывать павло-посадский платок, узоры вы придумаете сами.
Напоминание: взяли кисть в правую руку, тремя пальчиками, в воздухе нарисовали круг, овал, листочек, переложили в другую руку, повторили движения.
Дети придумывают узор, рисуют. Включить народную музыку спокойную.
Итог занятия.
Что вам сегодня запомнилось? Что нового вы узнали? A еще куда бы вы хотели отправиться?
Выставка платков, обсуждение вариантов узоров украшения платка.
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности
по изобразительной деятельности в средней группе
Конспект разработал воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ№ 4 «Ивушка» Макеева Лариса Ивановна
Тема: Игра-занятие или путешествие в мастерскую к павло –посадским мастерам.
Программное содержание. Знакомство c павло-посадскими платками, учить рисовать растительный узор на платке.
Задачи:
-Обучающие :
1. Расширять интерес к русскому декоративно-прикладному искусству, знакомить c платком как украшением одежды.
2. Научить рисовать детей расписывать растительными узорами платок, в цветовой гамме.
3. Совершенствовать навыки пользования кистью, гуашью.
4. Учить составлять самостоятельно растительные узоры.
- Развивающие :
1. Развивать воображение, фантазию, творческое восприятие через самостоятельную деятельность, творческие способности.
2. Формировать познавательный и творческий интерес детей в изобразительном и декоративном творчестве.
3. Развивать навыки планирования работы по реализации замысла, умения предвидеть результат и достигать его.
-Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
2. Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству.
3. Приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.
-Корректирующие:
Учитывать в педагогическом процессе особых детей, проводить c ними индивидуальную работу по теме. Так же предусмотрена работа c детьми, которые пропустили занятия по болезни.
Организация предметной среды :
1. План группы – подготовка выставки, самостоятельная деятельность детей в свободное время.
2. Мебель: столы, стулья соответствуют росту детей.
3. Предметы духовной и материальной культуры, используемые в образовательном процессе: Цветы на платке. Рабочая тетрадь по основам народного искусства/ Рук. проекта Ю. Г. Дорожин. Текст О. А. Соломенникова. - М. : Мозаика-Синтез, 2000.
4. Уголок для родителей: консультации для родителей одекоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа c детьми:
Рассказ об истории возникновения платка, Дидактические игры: «Кто назовет больше цветов», «Составь цветок из частей». Рассматривание павло-посадских платков, картинок c изображением станков и платков.
Материал: кисти, гуашевые краски, баночки для воды, салфетки, подставки под кисти на каждого ребенка, заготовка платка на каждого ребенка, клеенка, плакат паравозик c вагончиками для физкультминутки, сумка для кондуктора c билетами для пассажиров, табличка «Павло-посад». Платки, носовой платок, сундук, игрушка-солнышко, ширма.
Ход игры занятия
Дети находятся на ковре. Педагог привлекает внимание детей.
Педагог: Все в сборе, взрослые и дети! Мы можем начинать. Но для начала надо «здравствуйте» сказать!
Дети: Здравствуйте!
Приветствие друг другу (дети стоят на коврике)
Доброе утро глазки! (дети трогают бровки)
Вы проснулись? Проснулись.
Доброе утро ручки! (дети поглаживают ручки)
Вы проснулись? (хлопают в ладоши)
Доброе утро ножки! (дети поглаживают ножки)
Вы проснулись? (дети топают ножками)
Доброе утро, солнышко! (потянулись вверх к солнышку)
Ты проснулось? Проснулось
И мы проснулись и друг другу улыбнулись!
A подскажите мне какое время года сейчас?
Ответы детей (Зима)
На улице холодно или тепло?
Ответы детей (холодно)
A чтобы нам было тепло мы c вами поиграем.
Педагог: C другом всегда приятно разделить и радость и грусть, отдать ему частичку своей души, тепла. Поэтому давайте возьмемся за руки и по цепочке через рукопожатие, передадим наше хорошее отношение друг к другу, заботу, внимание, улыбку.
Дети выполняют упражнение «Цепочка доброты».
Педагог: сегодня я возле сада встретила солнышко, которое к нам пришло в гости. Но это солнышко не простое, а волшебное. Кто его возьмет в руки, тот станет бодрым и ласковым, давайте проверим!
(педагог передает солнышко детям, говоря при этом ласковые слова) Почувствовали, как сразу стало уютно и теплее в группе от ваших улыбок. И добрых слов.
Сегодня я для вас приготовила сюрприз!
(за ширмой стоит столик, на нем стоит сундучок)
Давайте посмотрим,что там за ширмой (дети и педагог убирают ширму и находят сундучок). В волшебном сундучке спряталась интересная вещь, я вам загадаю загадку, a, вы, отгадав ее узнаете, что там находится:
Это предмет одежды-кусок ткани квадратной формы.
Он бывает шелковый, пуховый, шерстяной и носовой.
Женщины повязывают его на голову, a мужчины носят в кармане.
Что это?
Ответы детей: Платок!
Педагог: Да, это платок, давайте рассмотрим платки. (Педагог развешивает на ширму платки)Эти платки называются Павло-посадскими. Назвали их так потому, что место где их делают называется Павловский Посад, который находится в Московской области. В этом городе появились мастера, которые самые первые стали производить красивые платки. На Руси женщины всегда любили покрывать голову платком, потому что это удобно и красиво. A еще женщины украшали бисером, ленточками.
- Женщины носили платки не только как украшение, но и как защиту от холода. Названия этих платков знают во всем мире. Платок придает женщине привлекательность и неповторимость.
Педагог предлагает рассмотреть платки. назовите какие платки?
Ответы детей: (удивительные, красивые, восхитительные, необыкновенные, нежные, чудесные)
Давайте рассмотрим большой платок: какие цветы на нем нарисованы (розы, листья, завитки, бутоны)Обратите внимание красоту природы перенесли художники на шерстяное полотно платка.
A нам пора поиграть в народную игру. Игра «достань платок»
Это игра проводилась на ярмарках и праздниках, подвешивался на шесте или веревке, достать его можно было, только допрыгнув. Платок поднимали высоко. Побеждал,тот кто выше подпрыгнет и достанет его.
Педагог предлагает детям побывать в доме моды. Детям присесть на коврик.
Платки можно демонстрировать. Модельеры одевают моделей для показа.
(одевание моделей 4-5 вариантов)
1. Нарядный бант
2. Платочек –шарф.
3. Ожерелье
4. На голове.
Разноцветные платки,
Набивные шали
Скольких женщин на Руси
В праздник украшали.
Научились мастера
Павлова посада
Рисовать узор из трав
Леса, луга, сада.
Длинных нитей переплёт
В узелки вязали –
Бахромою из кистей
Кромку украшали.
А как девицы пойдут –
Расцветает улица,
Лишь плечами поведут –
Хочется зажмуриться.
Педагог : вы научились модно и красиво повязывать платки, дома будете украшать мам и бабушек.
Скажите, вы, любите путешествовать?
Ответы детей: (Да)
Я предлагаю вам отправится в путешествие к павло-пасадским мастерам.
Педагог: на чем можно путешествовать зимой?
Ответы детей: на самолете, санках, лыжах, на дальние расстояния - на поезде.
Отлично! мы c вами отправляемся в путешествие на поезде (педагог обращает внимание на поезде прикрепленный к доске)
Педагог предлагает детям построиться друг за другом, включает музыку.
Остановка «Павлопосад»
Дети собираются на ковре.
Педагог спрашивает: вот вы сели в поезд, приехали в другой город, а что вы видели за окнами поезда?
Ответы детей: дома, деревья, кусты, природу….
Молодцы, вы очень наблюдательные
У меня есть волшебная палочка. И я вас хочу превратить в художников- мастеров и создать свой не повторимый платок на бумаге.
Педагог взмахивает «волшебной палочкой» и дети садятся на свои места.
(Педагог обращает внимание на осанку детей, напоминает как нужно держать кисть)
Педагог : какие росписи вы знаете?
ответы детей: Филимоновская, гжель.
A сегодня мы c вами будем расписывать павло-посадский платок, узоры вы придумаете сами.
Напоминание: взяли кисть в правую руку, тремя пальчиками, в воздухе нарисовали круг, овал, листочек, переложили в другую руку, повторили движения.
Дети придумывают узор, рисуют. Включить народную музыку спокойную.
Итог занятия.
Что вам сегодня запомнилось? Что нового вы узнали? A еще куда бы вы хотели отправиться?
Выставка платков, обсуждение вариантов узоров украшения платка.
Литература
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошколбного образования/ Под. ред. Н. Е. Верексы,Т,С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. О. А. Соломенникова Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет c народным искусством. - 2-е изд,испр. И доп. -М. : Мозаика-Синтез, 2008. 178с. : цв. вк.