Татьяна Акимова
Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему «Весна. Обобщение»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по теме «Спасем весну»
Цель: закрепить представления детей о сезонных изменениях в природе весной.
Образовательная область: познавательное развитие.
Задачи:
1. Обучающие:
- закрепить представления детей о приметах весны;
- совершенствовать навыки ориентировки на листе бумаги;
- закрепить представления детей о днях недели и их последовательности;
- закрепить представления детей о видах транспорта и их классификации;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему „Весна, Обобщение“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- совершенствовать навык детей оперировать математическими действиями: сложения и вычитания;
-закрепить представления детей о геометрических фигурах, совершенствовать навык моделирования заданного объекта из геометрических фигур;
- закрепить навык словообразования от глагольной формы приставочным способом;
- закрепить представления об особенностях жизни степного животного;
- закрепить навык анализа слова «сурок»;
- совершенствовать навык составления связного рассказа с опорой на наглядность.
2. Развивающие:
- формировать навык самоконтроля;
- развивать фонематический слух;
- развивать мелкую и общую моторику;
- стимулировать детей к формированию элементарных умозаключений;
- формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.
3. Воспитывающие:
- воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе и парной работе, уважение мнения сверстника;
- воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту весенней природы.
Приемы руководства деятельностью детей:
- приемы постановки цели и мотивации детей;
- создание игровой проблемной ситуации, беседа;
- приемы активизации деятельности детей: проблемные вопросы, художественное слово (загадки, моделирование (карта, кот, слово, составление рассказа с опорой на наглядность;
- приемы организации практической деятельности: игровые задания, аппликация, танграмм, моделирование;
- приемы поддержания интереса у детей: демонстрация репродукции картин художников, восприятие художественного слова (загадки, стихотворение «Проталинки» М. Тахистовой, восприятие музыкальных фрагментов детского альбома «Времена года», составление картины «Феи весны» из фрагментов, атрибуты сюжетно-ролевой игры по профессиям;
- приемы оценки и самооценки: взаимоконтроль, самоконтроль, оценка собственной деятельности с использованием символа в виде солнца.
Создание среды для организации деятельности:
1. Проектирование занятия с помощью SMARTNOTEBOOK репродукции картин «Ранняя весна» С. А. Куприянова, «Подснежники в лесу» Д. В. Коробкиной.
2. Аудиозапись: П. И. Чайковского Детский альбом «Времена года».
3. Художественное слово: загадки о транспорте, стихотворение «Проталинки» М. Тахистова.
4. Для познавательной деятельности:
- цветные полянки, счетные палочки, цветы с цифрами;
- набор геометрических фигур, фланелеграфы;
- фланелеграфы, фишки для звукового анализа слова (черный и красный цвета для обозначения слова, слога);
5. Для художественного творчества:
- набор бумажных цветов разного размера;
- бумажная полоска для венка;
- клейстер, кисть, бумажные салфетки, влажные салфетки, клеенки;
6. Маркеры игровые (головные уборы водителя, пилота, машиниста, капитана);
7. Для двигательной активности:
- мост (тактильная дорожка);
- мяч.
Предварительная работа:
- рассматривание репродукции картин о весне;
- заучивание стихов о весне;
- наблюдение за деревьями, птицами, снегом;
- чтение художественной литературы;
- творческая работа детей (рисование весенних полян, изготовление подснежников, изготовление цветов).
Виды дидактической деятельности:
1. Коммуникативная
2. Познавательная
3. Чтение художественной литературы
4. Продуктивная
5. Двигательная
Планируемые результаты:
1. Личностные:
- уважает мнение сверстников, умеет слушать, умеет высказывать собственную точку зрения;
- откликается на эмоции педагога и детей, эмоционально реагирует на музыкальные произведения и произведения искусства;
- принимает активное участие в деятельности и умеет действовать самостоятельно;
- владеет конструктивными способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
2. Интеллектуальные:
- сформированы предпосылки универсальной учебной деятельности: развиты память, внимание, мышление, умеет следовать инструкции педагога;
- использует невербальные и вербальные средства общения;
- использует в речи литературные слова, осуществляет отбор адекватных лексических единиц при составлении рассказа о весне;
- оперирует математическими действиями: сложение и вычитание;
- владеет навыком звуко-слогового анализа слова;
- владеет методом моделирования при решении познавательных задач.
3. Физические:
- сформированы двигательные навыки и мелкая моторика.
Критерии оценки:
1. Активность
2. Самостоятельность
3. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
4. Эмоциональность
5. Способность управлять своим поведение и планировать свои действия
6. Следовать инструкции педагога при выполнении игровых заданий
7. Сформированность представлений о сезонных изменениях в природе весной
8. Самооценка
Интеграция образовательной области:
- речевое развитие (организация диалоговой формы речи, чтение художественной литературы, рассказ по картине);
- физическое развитие (организация двигательной активности, чередование видов деятельности);
- художественно-эстетическое развитие (аппликация, восприятие музыки П. И. Чайковского Детский альбом «Времена года», восприятие репродукции картины С. А. Куприянова «Ранняя весна»).
Ход занятия:
1. Вводная часть.
-Ребята, у нас сегодня гости, поприветствуйте их, улыбнитесь им. А теперь друг другу. Поделились хорошим настроением.
-Ребята, мы получили электронное письмо, посмотрите, кому оно адресовано? Кто прочитает? Самым старшим детям детского сада, значит это вам. Я его распечатала, читаем?
2. Введение в проблему. Целеполагание.
«Я лесная Фея. В Тридевятом царстве в сказочном лесу случилась беда. Кощей Бессмертный навел беспорядок, перемешал зверей, похитил венок у Феи Весны. Если венок не вернуть, весна еще не скоро в лес придет. А спасти положение могут дружные, смелые, умные дети, умеющие думать и рассуждать».
- Это как раз про вас, правда?
- А что произойдет, если венок не вернуть Фее Весны? (Весна не придет, не проснутся звери, деревья, не прилетят птицы) А как называются такие птицы, которые весной прилетают в родные края? (Перелетные) А птицы, которые никуда не улетают, остаются зимовать? (зимующие птицы) Что станет с зимующими птицами, если весна не придет? (Не будет им корма, они погибнут)
- Так что, отправляемся в Тридевятое царство на помощь?
3. Основная часть
- Только как же мы отправимся, у нас нет даже карты? Но есть подсказки. С их помощью мы сами составим себе карту.
-Итак, избушка Бабы Яги находится в центре.
- Могучий дуб - в правом нижнем углу.
- Лесная полянка - в левом нижнем углу.
- Волшебный лес - в правом верхнем углу.
- Детский сад - в левом верхнем.
-Ну вот, наш план готов! Только путь в это Тридевятое царство неблизкий, пешком три дня идти. А сегодня какой день недели? (среда) Какой он по счету? (третий) Через три дня какой день недели будет? (суббота) Какой он по счету? (шестой)
-Это долго, родители будут волноваться. А как можно быстрее добраться до царства? (на транспорте) А какой вид транспорта вы знаете? (наземный, водный, воздушный)
- Вот на чем мы начнем наше путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:
Железные избушки
Прицеплены друг к другу.
Одна из них с трубою
Везет всех за собою. (Поезд)
- Какой это вид транспорта? (Наземный) Почему наземный?
- Как называется профессия человека, который управляет поездом? (Машинист)
- Дима, ты – машинист. Выбери себе фуражку машиниста, командуй!
Дети подходят к столу. Разбиваются на пары. У каждой пары – полянка и шесть цветков с цифрами.
- Ребята, посмотрите, это же настоящие лесные полянки! Только как вы считаете, они еще совсем зимние или весна успела здесь побывать? (Весна была) Как вы это поняли? (Проталинки, цветочки-первоцветы) А как еще называются первоцветы? (Подснежники) Почему они так называются?
- Все верно, весна уже побывала здесь! Но Кощей похитил венок и не позволил ей дальше совершать пробуждение природы. Вот подснежники никак не зацветут. Но мы можем им помочь. Кто-то знает как? Так и есть. Мы решим каждый пример, и цветок с правильным ответом расцветет у вас на полянке.
-Решаете числовое выражение – ищите цветок с правильной цифрой – крепите цветок к стебельку.
- Справились?
- Пройдите на место другой пары и проверьте, распустились ли цветы?
- Все правильно решили? («Да» - у любой пары спрашиваю, почему здесь подснежник с цифрой 6? Так как 10 – 4 = 6. «Нет» - почему здесь цветок 5, а 3 + 4 = 7, значит, цветок 5 меняем на цветок 7.)
- Молодцы! Цветочки рады вам и дарят фрагмент весенней картины. Откроем его.
- Ну что, едем дальше? Куда? Смотрим на карту.
- Следующий транспорт будет такой:
Пьет бензин, как молоко,
Едет очень далеко. (Машина)
- К какому виду транспорта относится?
- Как называется профессия человека, который водит машину? (Водитель, шофер)
-Витя, ты – шофер! Возьми себе фуражку, вот тебе руль, вези!
Физминутка «Поехали»
От поляны… (отъехали,
Ехали-ехали, к мостику… (подъехали).
На мостик… (заехали,
По мосту… (проехали,
С мостика… (съехали).
Ехали-ехали, кочку (объехали,
К дубу… (приехали).
- Перед нами дуб могучий, золотая цепь на дубе том, а что же с котом ученым? Кощей сделал его невидимым. Надо помочь коту. Для это делимся на команды.
Дети делятся на две команды.
- Каждой команде я дам геометрические фигуры и фланелеграфы. Составьте из них кота.
Вопросы каждой команде:
1. Из каких фигур составили туловище?
2. Как получился хвост?
3. Сколько треугольников вы использовали?
4. Какие геометрические фигуры использовались чаще?
- Умнички! Нашими стараниями вернули кота к сказочному дубу, а он за это дарит фрагмент весенней картины.
- Так, здесь помогли. Куда держим путь дальше? Смотрим карту. К избушке Бабы Яги! Но путь к ней лежит через море. Как будем добираться? (На корабле)
- Клим, ты – капитан! Выбери себе фуражку капитана.
Физмитка
Отважный кораблик плывет по волнам,
Мы все матросы, а Клим – капитан.
Мы дружно шагаем, все вместе плывем,
К избушке Бабы Яги приплывем!
- Кто же здесь нас встречает? (Сурок) Ну надо же и здесь Кощей побывал, все напутал. А что не так? (Сурок должен спать, сурок – степное животное) А мы в каком краю живем? (В степном) А в нашем Оренбуржье водятся сурки? Эти грызуны занесены в Красную книгу России. А нам с вами повезло, мы можем беспрепятственно наблюдать их. Злой Кощей перенес сурка из степи в лес. Сможет он теперь жить здесь? (Нет) Почему? (нет пищи) А чем он питается в степи? (Семена, трава, зерно) Да, зерно – основное питание сурков, а в лесу его нет.
- Надо вернуть бедное животное в его родную степь. Вы можете помочь. Нужно выложить схематично слово «сурок». Пройдите за свои рабочие места. У каждого из вас есть фланелеграф, обозначьте схематично слово «сурок». (Дети выкладывают длинную полоску)
-Сколько слогов в слове сурок? Аня, скажи? Клим, а ты как думаешь? Выкладывайте схематично слоги. (Выкладывают две короткие полоски) Теперь давайте вспомним, что такое буква, что мы с ней делаем? (Буквы мы видим, пишем) Что такое звук, что мы с ним делаем? (Звуки слышим, произносим) Какие бывают звуки? Чем они отличаются? Вспомните, каким цветом обозначаются гласные звуки? Согласные? Выложите схему слова «сурок».
- Сколько звуков в слове «сурок»? Сколько гласных, назови их? Сколько согласных, назови их? Какой звук стоит за звуком «у»? Какой звук стоит перед звуком «с»? Вот какие молодцы! Теперь сурок свободен! Он бежит в свою степь досматривать последние сны, а нам дарит фрагмент картины.
- Но надо спешить, нас ждет волшебный лес! Двинемся пешком.
Физминутка
Мы сейчас в лес заходим,
Руки за спину кладем
И по бревнышкам идем.
Перейдем преграду вмиг
По проталинкам прыг-прыг!
Открывается картина «Ранняя весна» С. А. Куприянов. Дети садятся полукругом к доске.
-Вглядитесь в картину. Она называется «Ранняя весна». Давайте вспомним все приметы весны.
- А теперь закройте глаза и придумайте свой рассказ о весне.
Звучит музыкальное произведение П. И. Чайковского из детского альбома «Времена года».
- Помните, у каждого рассказа есть название. Кто готов рассказать о весне?
- Вот какой рассказ получился! Поэты тоже воспевают весну в своих произведениях. Мы с вами учили много стихов, кто хочет рассказать?
-Лес вам благодарен и дарит последний фрагмент весенней картины. Да это же сама Фея Весны. Какая свеженькая, красавица! Но без своего волшебного венка она бессильна. Мы должны помочь вернуть Фее венок. Давайте пройдем в мастерскую и сделаем новый венок. Присаживайтесь за стол. Мы с вами мастерили цветы, я их сохранила и не зря. С помощью клейстера крепите цветы к полоске бумаги, но помните, волшебным венок станет тогда, когда цветы на венке будут чередоваться по размеру: большой-маленький. Соедините края полоски. Получились прекрасные волшебные венки. Дарим один Фее Весны. А остальные я предлагаю подарить нашим гостям,- пусть у них в душе царит весеннее настроение.
-Ну, что, справились мы с задачей? У нас все получилось! Навели порядок, вернули волшебный венок Фее Весны и она полным ходом шагает по Земле. Пора нам возвращаться. Назад полетим на самолете. Какой это вид транспорта? (воздушный) Как называется человек, который управляет самолетом? (пилот). Леня, ты пилот, командуй!
-Завели моторы! Расправили крылья! Полетели!
-Будем мы сейчас пилоты,
Полетим на самолете,
Покружимся, погудим,
В детский сад мы прилетим.
-Приземляемся! Дети собрались в центре.
4. Рефлексия.
-Вот и закончилось наше путешествие.
-Где мы с вами были? Что делали?
-Что больше всего понравилось?
-Было ли что-то сложное для вас?
-А теперь оцените свою работу и свое настроение. Если вам все понравилось, у вас все получалось – возьмите веселое солнышко. Если же вам было очень сложно, было некомфортно, возьмите грустное солнышко.
-Спасибо вам за работу. Благодаря тому, что вы умные, дружные, сообразительные, мы победили злого Кощея Бессмертного и Весна освобождена! Молодцы!