Ира Быкова
Конспект занятия «Весна — красна, что ты нам принесла?» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания воспитанников о календарно-обрядовых праздниках.
Задачи:
1. Развивать духовно-нравственный потенциал воспитанников;
2. Пробуждать интерес детей к народной культуре;
3. Активизировать и расширять словарный запас;
Оборудование и материалы: магнитофон, музыка Войнова М. ,«Про весну». Иллюстрации на тему «Масленица», «Благовещение», «Вербное Воскресенье», «Пасха».
Ход проведения
Воспитатель: Доброе утро ребята. Я рада вас видеть. Давайте с вами поздороваемся: «Здравствуйте!»
Темочки:
- Весна. ВСЕ материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Ребята, а какое у нас сейчас время года? (весна)
- Назовите месяц? (март)
- Что вы можете сказать про этот месяц? (первый весенний месяц)
- Молодцы!
Воспитатель: Ребята, мы с вами родились и живем в России. Наша страна – Россия — очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, то есть, русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. А еще они так же как и вы очень любили и умели веселиться.
Воспитатель: Ребята, а вы любите праздники? А почему? Какие праздники вы знаете?
Воспитатель: Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. А хотите узнать, как? Ну, тогда давайте отравимся на экскурсию в прошлое, а путешествовать мы сегодня будем по весенним праздника. Садитесь на стульчики, закрывайте глаза и мы отправляемся в путешествие. (звучит музыка) А теперь открывайте глаза и слушайте. Воспитатель: Масленица — один из самых любимых в народе праздников, празднуют его в конце февраля, начале марта.
Воспитатель: Как в народе по-другому называют Масленицу? (проводы зимы) - Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.
В этот праздник не скучают,
Все в веселье превращают.
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой,
Чтобы было очень вкусно,
К самовару подходи –
Ароматный чай бери.
Воспитатель: Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему символ Масленицы блин? (потому что блины похожи на солнышко — круглые, золотистые, горячие). Воспитатель: Масленица продолжалась ровно неделю. Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело.
Воспитатель: Почему в последний день Масленицы сжигают чучело? (чучело - символ зимы).
Воспитатель: Провожают зиму до следующего года. На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни. Давайте и мы с вами поиграем. Игра «Горелки».
Ход игры.
Играющие выстраиваются парами друг за другом — в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
- Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если»горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
Воспитатель: Скажите, ребята, как второй месяц весны называется (Апрель)
- Следующий весенний обрядовый праздник, который отмечается в апреле, называется Благовещение. Этот праздник получил свое название в память о благой вести.
Воспитатель: Ребята, что значит благая весть? (хорошая)
- Именно хорошую весть принес Деве Марии архангел Гавриил. Он возвестил ей о том, что у неё должен родиться сын, который будет наречен именем Иисус.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, кто такой Иисус Христос? (это наш Бог, Иисус Христос)
Воспитатель: А еще Его называют Спасителем мира. Почему Его так называют? (Он совершал чудеса, исцелял слепых, хромых, спасал людей). Воспитатель: Следующий праздник — Вербное воскресенье.
- Как вы думаете, почему люди выбрали вербу, в качестве символа праздника?
- С давних времен существует поверье, что когда верба расцветает, то передает здоровье, силу, красоту всем тем, кто ее коснется. Особенной силой обладают сережки. К вербному воскресению люди готовились задолго, всю неделю порядок в избе наводили, готовятся к работе в поле. В день праздника все шли в церковь, на праздничную службу. Да веточки чудесные домой принесли.
Воспитатель: В этот праздник веточками вербы, принесенными из церкви, мы шутливо бьем друг друга, а в первую очередь детей, для того, чтобы они были здоровенькими, при этом приговаривая:
Верба, верба, верба хлест,
Верба хлест – бьет до слез,
Верба синя бьет насильно,
Верба красна бьет напрасно,
Верба бела бьет за дело,
Верба хлест – бьет до слез!
Не я бью — верба бьет! Верба хлест – бьет до слез!
(Во время проговаривания слов, воспитатель слегка похлестывает каждого ребенка.) Воспитатель: Следующий великий и любимый праздник — Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю. Послушайте стихотворение, об этом празднике, которое написал поэт А. Майков.
Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Воспитатель: Пасха — семейный праздник. В домах зажигали все люстры, лампы, свечи.
Воспитатель: Ребята, как вы празднуете Пасху дома?
- Этот день знаменит не только вкусными угощениями. Богат он и обрядами. В Пасху старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, умывались с золота, с серебра и красного яичка чтобы разбогатеть, а молодые взбирались на крыши, чтобы лучше рассмотреть, как будет играть и веселиться красное солнышко. А вы, ребята, знаете пасхальные приметы? ( ответы детей: если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным; чтобы не болеть, нужно с утра скушать кулич, а только потом любую другую еду).
Воспитатель: Существует еще одна примета — Поскольку весной начинали возвращаться из теплых краев перелётные птицы, считалось, что именно они на своих крыльях и приносят весну. Желая их поторопить, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками, глазками. Их раздавали всем членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая вверх птичку из теста приговаривать:
Жаворонки,
Мои матушки,
Прилетите ко мне,
Принесите ко мне.
Весну, весну красную.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы весна поскорей пришла?
(воспитатель приглашает детей одеться на прогулку, и по участвовать на празднике «Проводы зимы»).
Самоанализ ознакомления с социальной действительностью
В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление. Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то я сама на него отвечала. В середине занятия снижения утомления была проведена игра «Горелки».
Старалась вовлечь в беседу малоактивных (привлекала их интонацией, поддерживала их высказывания). Во время занятия общалась с детьми на одном уровне, так же отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать вопросы и. т. д). Активизировала словарь, уточняла, дополняла.