Оксана Хорохова
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР.
Тема: Звук «Ж». Буква Ж
Цель: знакомство со звуком «Ж» и буквой Ж
Задачи.
Образовательные:
1. Совершенствовать навыки произношения звука «Ж» изолированно, в слогах, в словах.
2. Уточнить знание артикуляции и характеристики звука «Ж».
3. Совершенствовать умение образовывать существительные в уменьшительно – ласкательной форме.
4. Упражнять в понимании и использовании в речи предлогов.
5. Формировать представления о графическом изображении звука «Ж».
6. Формировать умения читать слоги со звуком «Ж».
7. Упражнять в написании буквы Ж.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать фонематические процессы.
2. Развивать внимание, память, мышление, воображение.
3. Развивать мелкую моторику, графические навыки.
4. Проводить работу по профилактике дисграфии.
Воспитательные: воспитывать у детей положительное отношение к выполнению предложенных заданий, аккуратность. Воспитывать умение выслушивать друг друга.
Оборудование: предметная картинка шмеля, шипованный мяч, зеркала, ватные диски, пластмассовая игрушка – машинка, подручный материал: готовые бумажные элементы буквы Ж, пуговицы, счётные палочки, макароны, пенопластовые шарики, простой карандаш, индивидуальные карточки с заданиями.
Ход занятия.
Орг. момент. Загадка.
Его фигура подвела –
Гораздо толще, чем пчела.
Полоски – словно у осы,
На брюшке – капельки росы.
Смотри, он плюхнулся на хмель –
Большой, мохнатый, толстый… (шмель)
Знакомьтесь, это шмель Жужа (предметная картинка шмеля). Сегодня мы поговорим о звуке «Ж» и букве Ж. Шмель Жужа нам в этом поможет.
1. Уточнение артикуляции звука «Ж». Характеристика звука «Ж».
Работа с зеркалом. «Давайте вместе вполголоса произнесём звук «Ж»: ж-ж-ж-ж. Что делают зубы, когда мы произносим этот звук? Губы? Язык? (Между зубами небольшая щель, губы округлены, выдвинуты вперёд, язык в форме чашки удерживаем наверху).
Встречает ли воздушная струя преграду? Какую? (Зубы). Поётся или не поётся? Дрожит ли горлышко, когда говорим этот звук? Поставьте ладошку, проверьте. Значит, звук «Ж» какой? (Согласный, звонкий).
2. Игра «Шмель» (стоя). Логопед называет сначала звуки, затем, слоги и слова. Дети часто машут ручками - крыльями, изображая крылышки шмеля, когда слышат песенку шмеля «Ж-ж-ж».
С, ш, ж,з, т, ж, сы, жи, ши, кы, жаба, шуба, зонт, живот, суп, жук, звук, кожа.
3. Игра «Жужжалки». Шмель летит над полянкой и жужжит. А вы так сможете? На кого посмотрю, тот из вас повторит песенку.
Слоговые ряды: жна – жно – жну – жни, жва – жву – жви – жву, жма – жмо – жму – жми, жда – ждо – жду – жди, жба – жбо – жбу – жби, жга – жго – жгу – жги.
4. Игра «Ласковые слова». Наш шмель очень добрый и любит все слова произносить ласково. Давайте и мы с вами так попробуем (в кругу с мячом).
Жук – (жучок, живот – (животик, пижама – (пижамка, нож – (ножик, Женя – (Женечка, жир – (жирок, журавль – (журавлик, ножницы – (ножнички, коржи – (коржики).
5. Игра «Где я?» Наш шмель любит перелетать с места на место. Только посмотришь, куда сел, а его там уже нет. Вот и сейчас шмель разыгрался не на шутку. Давайте будем внимательными. Скажите, где находится шмель.
Шмель сел (на машинку, затем, (под машинку, а теперь он уже (над машинкой, облетел (вокруг машинки, оказался (за машинкой, (перед машинкой, (справа от машинки, слева от машинки, залетел (в машинку).
6. Игра «Жужжащие слова». А теперь «Раз – два – три, круг собери!» Возьмитесь за руки и повторяйте за мной: «Ходим, бродим мы по кругу – говорим слова друг другу. Придумайте и назовите слово со звуком «Ж», порадуйте шмеля» (дети называют по – очереди слова).
7. Знакомство с буквой Ж.
Звук «Ж» на письме обозначают буквой Ж. Буква Ж – это «портрет» звука «Ж».
На что похожа буква Ж? (На жука, на букву К). Предлагаю вам сконструировать букву Ж из подручных материалов: из готовых бумажных элементов буквы Ж, из пуговиц, счётных палочек, макарон, пенопластовых шариков (дети выбирают).
8. Работа по карточке. Задание 1. Найди и обведи простым карандашом букву Ж среди других букв. 2. Напиши по клеткам букву Ж по образцу (даётся алгоритм написания буквы).
9. Чтение слогов с буквой Ж.
Буква Ж любит дружить с гласными буквами. Она образует с ними слоги. Если буква Ж встанет перед гласными буквами, то получатся такие слоги. Давайте их прочитаем вместе: жа-жо-жу-жи-жэ. А если буква встанет после гласных букв, то получатся другие слоги (читают): аж-ож-уж-иж-ыж-эж-еж-ёж-юж-яж.
Нашему шмелю пришла пора улетать, поэтому пора с ним прощаться. Давайте попрощаемся красивой чистоговоркой:
Шустрый шмель шмыгнул в окошко.
Пошумел в тиши немножко.
Спел шмель песню в тишине,
Чтоб не скучно было мне (дети машут шмелю, он улетает).
10. Рефлексия. Какой новый звук и букву вы узнали сегодня? Какое задание понравилось больше всего? С чем было труднее справиться?