мехонцева наталья
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Обучение грамоте. Слово»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
Обучение грамоте. Слово.
Образовательные области в интеграции: «Речевое развитие».
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Обучение грамоте, Слово“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Цели, задачи: подвести детей к понятию «слово», как единицы речи (мы говорим словами, слово является средством общения людей). Развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги, выделять ударный звук в слове. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к слову, усидчивость.
Материал и оборудование: магнитная доска, набор картинок: «овощи», «предметы быта», 2 обруча (красного и синего цвета, рабочие тетради.
Предварительная работа: дидактические игры вне занятий.
Индивидуальная работа: выделение ударного звука в слове
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте! Садитесь.
• Я поздоровалась с вами, сказав только одно слово – какое? (Здравствуйте)
• А что это значит? (Это значит поприветствовать, пожелать здоровья).
Одно слово, как много оно значит!
• Какое слово я ещё сказала? (Садитесь).
Да, я сказала «садитесь» и вы сели, выполнив мою просьбу.
• Всё, что нас окружает, имеет своё название и что – то обозначает (имеет своё значение, поэтому мы и говорим: «Что означает слово?» - Слово звучит и называет все предметы вокруг нас, НАПРИМЕР: имена, животных, растения.
Мы смотрим на предмет и можем назвать его словом. Посмотрите вокруг и назовите одним словом предметы в нашей групповой комнате (Дети называют предметы мебели, игрушки, комнатные растения).
НАПРИМЕР: стол, стул, шкаф, стеллаж, - это мебель.
Кукла, машина, конструктор, кубики, - это игрушки.
• Молодцы, много слов назвали. Каждое из них обозначает предмет или группу предметов. (Стол для чего нужен? – сидеть за ним, писать, обедать, читать, играть. Кукла для чего нужна – играть.)
• Давайте поиграем в игру: «Почему так называется?».
Воспитатель выставляет на доску картинки: (Дети называют предмет и что обозначает это слово).
Пылесо с — машина для уборки пыли и загрязнений с поверхностей за счёт всасывания потоком воздуха.
Холоди льник — устройство, поддерживающее низкую температуру в теплоизолированной камере. Применяется обычно для хранения пищи или предметов, требующих хранения в прохладном месте. В развитых странах бытовой холодильник имеется почти в каждой семье.
Скакалка- спортивный снаряд для физических упражнений (прыжков) взрослых и детей. Представляет собой синтетический или кожаный шнур. Прыжки осуществляются таким образом, чтобы скакалка проходила под ногами и над головой. Может использоваться одним или несколькими участниками.
Самокат — наземное средство передвижения, в основном двухколёсное, приводимое в действие путём многократного отталкивания ногой от земли в положении стоя, и управляемое при помощи руля, ранее так называли велосипед.
Мясору бка — механическое или электромеханическое приспособление для изготовления мясного фарша и измельчения других видов продуктов.
Соковыжима лка — устройство для выжимания сока из фруктов, ягод и овощей. Обычно представляет собой простой пресс для плодов.
• Из этих слов понятно для чего нужны эти предметы.
• Ребята, какими могут быть слова? (длинными и короткими).
• А от чего это зависит? (это зависит от того, сколько, слогов в слове).
• Я сейчас буду называть слова, а вы слушайте внимательно.
Если слово короткое – хлопайте в ладоши, а если длинное – подпрыгивайте. (топойти)
Слова : мяч, шар, дом, сом, лук, рак, рот, нос, сыр, машина, дорога, игрушки, солнышко, девочка, дерево, лисица, малина, пешеход, пароход.
• Значит из чего состоят слова? (слова состоят из слогов).
• Да, слог – это часть слова.
• Я предлагаю вам поиграть в игру: «Угадай на ощупь». (Дети берут по очереди один предмет, называют его, определяют сколько слогов в слове, слоги – прохлопывают).
• Предметы: Кук – ла,
• ма – ши – на,
• мяч,
• куб,
• ка – ран – даш,
• чаш – ка,
• та – рел – ка,
• руч – ка,
• мы – ло. (Молодцы)
• Скажите мне, а из чего состоит слог? (слог состоит из звуков).
• Какие звуки вы знаете? (гласные и согласные).
• Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки поются, произносятся с помощью голоса, его можно тянуть).
• Какой звук в слове ударный? На какой звук в слове падает ударение? (гласный).
• Мы с вами знаем, что осень – сбор урожая овощей. Давайте, вспомним, какие овощи собрали с полей и огородов. (Воспитатель выставляет картинки с изображением овощей, дети должны назвать овощ, разделить слово на слоги и сказать на какой звук падает ударение, на какой по счёту слог, часть).
Овощи: кар – то – фель, лук, чес – нок, го – рох, ка – ба – чёк, тык – ва, ре – па, ка – пус – та, по – ми – дор. (Молодцы! Справились с заданине.)
• А, сейчас посмотрите на эти два обруча (домика) разного цвета (красного и синего) в них живут звуки. Вы подойдите к тому домику, в котором живёт первый звук вашего имени. (дети встают около обручей в зависимости от звуков).
• Игра: «Почему ты здесь встал (а?» (потому что в этом домике живёт гласный звук А – первый в моём имени и т. д.
Гласные звуки – красного цвета, а согласные – синего). Отвечают все дети, произносят первый звук своего имени. (Молодцы! Все знаете звуки, с которых начинается ваше имя.
• А теперь, выберите из этих карточек тот звук, на который начинается ваше имя, возьмите тот цвет карандаша, которым выделяется этот звук, обведите по контору, заштрихуйте слева – направо. (Дети выполняют задание).
• Помогите мне найти слова противоположные по смыслу в стихотворении Чиарди «Прощальная игра».
А вот прощальная игра.
Нам книгу
Закрывать пора;
Мы все надеемся,
Что с ней
Ты стал
Немножечко умней,
Узнал ты много
Слов смешных
И много
Всяких всячин,
И, если ты
Запомнил их,
Не зря
Твой день потрачен.
И нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
"Hаоборот"
Скажу я слово
"Высоко",
А ты ответишь:
"Hизко".
Скажу я слово
"Далеко",
А ты ответишь:
. ("близко").
Скажу я слово
"Потолок",
А ты ответишь:
. ("пол").
Скажу я слово
"Потерял".
И скажешь ты:
. ("нашёл").
Скажу тебе
Я слово
"Трус",
Ответишь ты:
. ("храбрец").
Теперь
"Hачало"
Я скажу, -
Hу, отвечай:
. ("конец"!