Юлия Паначева
Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему «Звуки [К]-[К’]. Буква К»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки К-Кь. Буква К»
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные цели. Познакомить со звуком [КЬ]. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [КЬ] - [К]; закрепить понимание мягкости согласных; обучать делению слов на слоги и составлению слоговых схем, формировать умение договаривать предложения по картинкам.
Коррекционно-развивающие цели. Повышать речевую активность, развивать коммуникативные навыки, связную речь, фонематические процессы. Развивать зрительное восприятие и внимание, пространственное мышление, тонкую и общую моторику.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему „Звуки [К]-[К’], Буква К“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно-воспитательные. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, доброжелательности, самостоятельности, активности.
Оборудование: игрушка кит, игрушка кот, предметные картинки (качели, косы, кофта, кепка, котёнок, кит, кирпичи, кепка, кенгуру); символы звуков "подушка" (сшитые из зелёной материи подушечки) и "камень" (небольшие природные камешки окрашенные в синий цвет); листы бумаги с меткой в левом верхнем углу, фломастеры по количеству детей.
Ход занятия
1. Организационный момент
Игра с мячом "Выдели звук"
Зачин логопеда: "Мячик лови, своё имя называй – первый звук имени выделяй".
Педагог и дети перебрасывают мяч друг другу, каждый ребёнок произносит своё имя, растягивая первый звук (А-А-Аня и т. д.)
1. Знакомство со звуками. Уточнение артикуляции и произношения звуков [КЬ] - [К]
Логопед - Ребята! Вы узнали наших гостей? Обращает внимание детей на игрушки.
- Это котёнок. Педагог произносит слово, выделяя первый согласный.
- Произнесите как я. Дети повторяют слово, выделяя голосом звук [К].
- Какой звук слышится в начале слова? (ответы детей)
Проводится аналогичная работа со словом китенок.
Логопед вместе с детьми даёт сравнительную характеристику звуков [К] – [КЬ], основываясь на ранее усвоенных детьми навыках, приобретённых при знакомстве с другими звуками. Тактильный контроль воздушной струи, выходящей изо рта, вибрацию голосовых связок при произношении звуков.
Звук [К] - согласный, т. к. – не поётся, глухой, т. к. произносится без голоса (контроль рукой у горлышка, твёрдый.
Звук [КЬ] – согласный, т. к. – не поётся, глухой, т. к. произносится без голоса, мягкий.
При произношении звуков [КЬ] - [К] – язык "горкой"- прижимается к нёбу в глубине рта.
Игра "Речевая зарядка"
- Попеременное произнесение и сопоставление звуков [КЬ] - [К] логопедом и детьми хором и индивидуально.
-Хоровое повторение чистоговорок.
Зачин логопеда: "Слушайте внимательно – повторяйте старательно".
АК – АК – АК – МАК АКИ – АКИ - АКИ – МАКИ
УК – УК – УК – СТУК УКИ – УКИ – УКИ – СТУКИ
ОК – ОК – ОК – СОК ОКИ – ОКИ – ОКИ – СОКИ
ИК – ИК – ИК – КРИК ИКИ - ИКИ - ИКИ – КРИКИ
Слова: маки, стуки, соки, крики – дети пробуют называть сами.
Игра "Наоборот"
Замена [К] - [Кь]. Логопед произносит КА, а дети – КЯ (КЫ – КИ и т. д.)
1. Выделение звука [КЬ] на слух.
Игра "Подушка – камень"
Логопед называет слова, а дети показывают символ "подушка" (сшитые из зелёной материи подушечки, если услышали звук [КЬ] и "камень" (небольшие природные камешки окрашенные в синий цвет, если услышали звук [К].
- из слогов: КО, КИ, АК, КЕ, ИКЬ, КЁ, КЯ, УК, КЮ
- из слов: кот, кит, кошка, киска, кефир, кино, кофе, кирпич, корка, корабль, охотники, кипеть, конфета, утки, комната, венок, валенки
Игра "Сколько раз я произнесу "кя "?
Зачин логопеда: "Слушай внимательно и считай старательно". Индивидуальные ответы детей.
КЯ – КЯ, КЯ, КЯ – КА, КА – КЯ, КЯ – КЯ – КА, КА – КА – КЯ, КЯ – КА – КЯ, КЯ
1. Физкультминутка
Зачин логопеда: "Чтобы деткам не устать, нужно дружно поскакать"
Девочки и мальчики,
Прыгают, как зайчики,
Ножками топают, ручками хлопают.
Головками кивают и тихо приседают.
1. Выделение звука [Кь] в произношении по картинкам.
Игра "Котёнок или китёнок"
У детей на столах перевёрнутые картинки, в названии которых встречаются звуки [Кь] или [К]. На доске изображение китёнка под зелёной крышей и котёнка под синей крышей.
На счёт РАЗ — дети двигают картинку к себе.
На счёт ДВА — дети переворачивают картинку.
На счёт ТРИ — складывают руки перед собой и рассматривают картинку.
Дети по очереди выходят к доске и говорят: " Я котёнок, потому что у меня кубик " или " Я китёнок, потому что у меня кепка. " Прикрепляют картинки (магнитом) под изображение котёнка или китёнка.
Игра "Потерялись слова"
Дети договаривают предложения по картинкам, прикреплённым к доске. Логопед начинает, а дети продолжают. (Дети повторяют предложение полностью)
У Никиты новая клетчатая… (кепка)
В океане плавает синий… (кит)
Дети качаются на… (качелях)
У Вари длинные русые… (косы)
В зоопарке дети видели… (кенгуру)
1. Формирование слоговой структуры слова
Игра "Телеграф"
- деление слов на слоги с помощью хлопков в ладоши по отобранным картинкам на звук [Кь] : кепка, кит, кенгуру, кирпичи, кисти.
- вычерчивание на доске и на листах бумаги схем слогового состава этих слов (логопед даёт образец выполнения на маркерной доске)
- ответы на вопросы (формирование аналитической активности)
Какое слово самое короткое? Почему ты так думаешь?
Какое слово самое длинное? Почему?
7. Итог занятия
Логопед - С какими звуками познакомились на занятии?
- Каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки?
- Каким цветом обозначаем твёрдые согласные звуки?
- В какую игру понравилось играть?
- Вы сегодня все старались, дружно увлечённо занимались! Молодцы!