Галина Поташенкова
Конспект занятия в подготовительной группе «Звуки [С]-[С’]»
Тема: «Звуки С, Сь. Буква С»
Цель: формирование фонетически чистой, грамматически правильной, лексически развитой речи.
Задачи:
- Дать представление о звуке [С] и [С’]. Познакомить с буквой С.
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
- Развивать внимание, воображение, слуховую и зрительную, двигательную память; логическое мышление, делать умозаключения и выводы,
- Развивать мелкую моторику и координацию движений.
- Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность, доброжелательность.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Звуки [С]-[С’]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Оборудование: наглядный материал, Д/и «Звуковая мозаика», «Теремок».
Игрушка Буратино; предметные картинки на звуки [С], [С’], фишки для звукового анализа, изображение буквы, поля для игры «Звуковая мозаика»
Ход занятия:
Логопед: ребята сегодня к нам в гости снова пришел Буратино и принес задания от мудрого сверчка. Буратино говорит, что задания очень трудные и одному ему с ними не справиться. Поможем Буратино. Но сначала сделаем гимнастику для языка.
Четко звук произносить.
Громко, внятно говорить.
Нам поможет, наверняка,
Гимнастика для язычка.
1.«Разделить звуки на гласные и согласные».
Воспитатель достает из портфеля Буратино буквы и раскладывает их на стульчики проводится игра «Теремок». В теремок попадает тот, кто охарактеризует звук (гласный он или согласный и почему, обозначенный буквой.
2.«Найди лишнее слово».
Воспитатель демонстрирует детям четыре предметные картинки, среди которых нужно найти лишнюю. В первой группе лишнее слово «стол» во второй «синица»
Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие же слова были лишние? - Подумайте, что общего между этими словами?
Дети: В этих словах есть звуки С и Сь.
- Чем эти звуки похожи? (эти звуки согласные, глухие) Почему?
- Чем эти звуки отличаются? (звук С – твердый, а звук Сь – мягкий. Обозначать мы из будем фишками разного цвета).
- А еще чем похожи эти звуки? Какой буквой мы будем обозначать их на письме? (Буквой С)
3. А как же нам узнать, как выглядит эта буква?
Может кто-то из вас уже знает букву С?
Как и где мы можем в этом убедиться? (Спросить у взрослых, посмотреть информацию в интернете, обратиться к азбуке, в алфавите найти.).
Посмотрите! У нас есть алфавит, и сколько здесь букв! Какая из них буква С?
Как вы догадались, что это буква С? (Нарисован самолет, первый звук в слове самолет - С, поэтому рядом нарисована буква С.)
Буратино: У меня есть увеличенное изображение буквы С.
Скажите, на что она похожа? (На кренделёк, месяц, полукруг.)
Нарисуем полукруг
Буква С (эс) возникла вдруг
Что за буква светится
Ясным полумесяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Игровое упражнение «Составь букву».
Сможете ли вы составить букву С из различных материалов? (Да, сможем.).
Дети выполняют задание индивидуально, стоя, около столов, на индивидуальном подносе. Предлагаемые материалы: фасоль, проволока, счетные палочки, шерстяная нить.
4. Ребята Буратино очень понравилась наша игра «Звуковая мозаика» я предлагаю вам присесть за столы и поиграть.
Проводится Д/и «Звуковая мозаика»
5. «Подбери схему к слову».
Детям раздаются картинки со звуками С и Сь в разных позициях. И схемы слов
- Посмотрите, что нарисовано на картинках. Определите, где находится звук С или Сь в словах и подберите схемы к словам.
Дети делятся на три команды и подбирают схемы к словам стоя у столов.
6. «Расшифруй слово»
Детям предлагается «расшифровать» слово по первым звукам каждого слова. - Как же нам расшифровать это слово? Ведь здесь только картинки. (Прочитать)
- Прочитать? А где здесь буквы?
- Кто сможет прочитать?
При затруднении педагог помогает.
- Называйте. Что нарисовано на первой картинке?
- Какой первый звук в слове «сок»? (С). и т. д.
- Смогли мы расшифровать слово?
- Какое слово у нас получилось? (Санки)
- Все знают, что такое санки? Для чего нужны санки? (Картинка.) (Чтобы кататься зимой с горки.)
- Сделайте звуковой анализ этого слова! (Индивидуальная помощь.)
Дети за партами выкладывают слово «санки» из фишек и проверяют правильность выполнения задания в парах.
7. Вот мы и выполнили все задания мудрого сверчка давайте вспомним чему мы сегодня научились. Буратино благодарит детей.
Итог занятия :
1. Скакой буквой мы сегодня познакомились?
2. Какие звуки она обозначает?
3. Чем звуки С и Сь отличаются друг от друга?
4. Какие это звуки гласные или согласные?
5. Какими фишками мы их будем обозначать?