Дина Фомина
Конспект занятия в подготовительной группе «Звук и буква Ф»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе «Звук и буква Ф»
Цель: познакомить детей со звуками [ф], [ф'] и буквой ф
Задачи:
oзакрепить представления об артикуляции звука [Ф],
oзакрепить зрительный образ буквы Ф,
oзакрепить понятия звука и буквы,
oзакрепить навыки звуко-слогового анализа.
Оборудование: зеркало, схема анализа артикуляции звука [Ф], перфокарты, фишки, мяч, картинки: "буква Ф", "на что похожа буква Ф", пособие "Одень Фаю".
Ход занятия:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Звук и буква Ф“» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
I.Организационный момент.
Здравствуйте дети! Давайте поиграем! Сядет за стол тот, кто назовет первый звук в слове слива. Тянуть руку и отвечать полным ответом! Сядет тот, кто скажет сколько слогов в слове мак. Кто назовет второй слог в слове машина. Какой слог ударный в слове песня. Кто сделает полную характеристику звука [п]. Молодцы!
II.Основная часть.
Сообщение темы.
- Посмотри на эти картинки. Что на них изображено?
- Кофффе, фффрукты, шкаффф. Какой звук повторяется в этих словах? Звук [Ф].
Анализ правильной артикуляции.
- Произнесите звук [Ф]. Посмотрите на себя в зеркало, почувствуйте, что делают губы, зубы, язык, голосовые связки, проверьте, какая у вас воздушная струя.
Логопед выставляет план-схему анализа артикуляции звука [Ф], если возникают трудности, то и профиль артикуляции. Дети по плану-схеме рассказывают о положении органов артикуляции при произношении звука [Ф].
Характеристика звуков.
- Кто даст полную характеристику звука [Ф]? Согласный, так как есть преграда для прохождения воздушной струи. Нижняя губа прижата к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для воздушной струи. Значит, этот звук щелевой. Голосовые связки не работают, значит, этот звук глухой. Твердый.
- Ребята, как вы думаете, у звука Ф есть парный мягкий звук? Какой? Произнесите пару новых звуков [ф], [ф']. Дайте им характеристику (дают характеристику звукам.)
- Сделайте полный звуковой разбор слова Фая. Теперь слова Федя.
Работа с графическим образом буквы Ф.
- Звуки [ф], [ф'] обозначаются буквой Ф. Подумайте, на что похожа буква Ф? (Рассматривают картинки «На что похожа буква Ф»)
Всем известно, без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас. (В. Степанов)
- Из каких элементов состоит буква Ф? (палочка и два круга). Нарисуйте букву в воздухе. Теперь в полный рост. Выложите букву Ф из мозаики.
- Каждый встаньте и покажите как бы вы изобразили букву Ф своим телом. (Дети встают и показывают). Молодцы. Послушайте стихотворение: Федя ходит руки в боки, Значит, выучил уроки. (Г. Виеру) - Как вы думаете, какую букву выучил Федя? Правильно, букву Ф.
Узнавание буквы Ф среди других букв.
- На доске написаны буквы. Найдите и подчеркните букву Ф в первом ряду. Во втором. В третьем. (На доске в 3-4 ряда написаны по 4 буквы: РГФА ОЯФЖ БЗВФ).
Запись буквы Ф
- В рабочей тетради обведите контур по точкам. Что получилось? (буква Ф).
- На доске весят картинки. Выходите по очереди и напишите букву Ф под теми картинками предметов в названии которых есть звук [ф].
- Напечатайте букву Ф у себя в тетради.
Работа со слогами.
- Давайте подружим букву Ф с гласными буквами. (работа с пособием "Окошечко")
- На наборном полотне слоги. Прочитайте их:
1. тихо, громче, тихо
2. недовольно
3. ласково
- Составьте из фишек эти слоги. Почему вы выбрали фишки именно этих цветов? Запишите эти слоги в своей тетради.
Физминутка.
Наклонитесь низко - низко,
Будто гладите вы киску,
А теперь все распрямитесь,
До жирафа дотянитесь. (2 раза)
Основная часть продолжение.
Звуковой анализ на основе фонематического восприятия.
- Сейчас мы будем работать с перфокартами. В треугольник запишите букву, обозначающую первый звук в слове форма, в квадрат впишите букву, обозначающую последний звук в слове мул, в круг впишите букву, обозначающую ударный гласный в слове маки, в овал - букву, обозначающую первый звук в слове гусь. Прочтите, что получилось. Выложите звуковой анализ слова флаг.
Работа над фонематическим представлением.
- Встаньте в круг и перебрасывайте друг другу мяч. Кто поймает мяч, должен придумать слово со звуком [ф] или [ф'] и перебросить мяч другому. Теперь придумывайте слова, где звук [ф] стоит в начале слова.
Узнавание звука в предложении.
- Выкладывайте в ряд по одной фишке, каждый раз, когда услышите во фразе слово со звуками [ф] или [ф']: Фая сегодня дежурная. Дел у нее немало. Нужно убраться в комнате Фимы. Телефон и флажок она поставила на стол. Туфли и шарф убрала в шкаф. А фигурку филина на полку.
III. Итог
Наше занятие на сегодня подходит к концу. Вы сегодня очень хорошо поработали. С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки обозначает эта буква. Кто выйдет и нарисует большую красивую букву Ф на доске? Кто даст полную характеристику звукам [ф] и [ф']?