Оксана Герасименко
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с Хинганским заповедником»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие нравственно-патриотических чувств у детей и любви к родному краю.
Задачи:
• познакомить с понятием заповедник;
• познакомить с Хинганским заповедником Амурской области;
• закрепить знания о природе, о представителях живой природы, занесенных в Красную книгу;
• закрепить у детей знание символики своего региона;
• развивать речь детей, упражнять в умение давать характеристику животному, используя его внешние данные ;
• развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, мелкую моторику;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Знакомство с Хинганским заповедником“» размещена в разделах
• развивать умение самостоятельно объединяться для совместной деятельности, договариваться, помогать друг другу;
• формировать умение слушать собеседника, спокойно отстаивать свое мнение;
• воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм.
Интеграция образовательных областей:
• Познавательное развитие
• Социально-коммуникативное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
Используемые педагогические технологии:
• Здоровьесберегающие
• Интерактивные – обучение в сотрудничестве
• Проблемное обучение
• ИКТ
• Игровые
Оборудование:
компьютерная презентация,
разрезные картинки-пазлы с изображением животного;
плоскостное изображение тигрят,
таблички с цифрами,
полоски черного цвета,
подкладные листы, клей, салфетки
карточки для нейроупражнения
Вос-ль: Здравствуйте, ребята. 11 января в нашей стране отмечается день национальных парков и заповедников. Как вы думаете, что такое заповедник? (ответы детей, напомнить про Красную книгу). В Амурской области есть три заповедника: Зейский, Норский и Хинганский.
(слайд: карта Амурской области0
Я хочу пригласить вас на экскурсию в один из них - Хинганский заповедник. Находится он на юго-востоке нашей области.
(слайд: Хинганский заповедник на карте Амурской области)
Готовы? Тогда выполняйте движения вместе со мной.
В заповедник природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок –
Открой глаза скорей, дружок!
И вот уж виден и сугроб (показали руками большой ком)
И елей тёмные макушки, (показали руками ель)
В лесу весёлые зверушки. (попрыгали как зайчата)
И вот синеют небеса. (покачали руками над головой)
Добро пожаловать, друзья!
Слайд
Вот мы и попали в заповедник. Посмотрите, как тут красиво!
Хинганский заповедник был основан 3 октября 1963 года, он имеет международное значение. Территория Хинганского заповедника славится видами высокотравья, многочисленными озёрами и заболоченными ложбинам
Слайд
Основной целью создания Хинганского заповедника является охрана природы Южного Приамурья, а также гнездовий уссурийского (или японского) и даурского журавлей.
Слайд
Неоценима роль заповедника в сохранении и других редких видов птиц: аистов, орланов-белохвостов, подорликов, луней
Театральный этюд «Птицы»
Слайд
Здесь можно обнаружить уникальные виды растений: лотосы Комарова, кувшинки четырёхгранные, кубышки
Театральный этюд «Цветок»
Слайд
Одних только насекомых в заповеднике насчитывается почти 2000 видов (более 1750).
Театральный этюд «Бабочка»
Слайд
На охраняемых землях живет крупнейшая в Амурской области группа диких кабанов. В заповеднике водятся косули, изюбры, соболи, белки, гималайские и бурые медведи, рыси, волки, дальневосточные лесные коты, енотовидные собаки, ондатры, выдры.
Одно из самых знаменитых животных Хинганского заповедника – тигрица Илона. Вместе с четырьмя братьями и сестрами она была доставлена в заповедник еще тигренком. А на волю ее выпускал сам президент России.
Театральный этюд «Тигр на охоте»
Ребята, при посещении заповедника есть определенные правила поведения, что-то можно делать, а что-то нет. Давайте вместе с вами попробуем назвать эти правила (ответы детей).
Слайд
Ребята, вы уже знаете, что в заповедниках обитают редкие виды природного мира, которые охраняются государством и занесены в Красную книгу. А что такое Красная книга, о чем в ней говориться и почему она красная? (ответы детей)
(слайд: тигр)
Посмотрите-ка, нас встречает царь дальневосточной тайги амурский тигр. А зовут его Павлик.
А кто такой тигр (ответы детей). Все правильно: тигр – это большая полосатая дикая хищная кошка, занесенная в международную Красную книгу. С недавних пор Хинганский заповедник стал официальным местом обитания тигров, т. к. у тигрицы Елены, живущей на этой территории появились тигрята. Вот они.
(слайд: тигрица с тигрятами)
Давайте, рассмотрим тигрят получше!
(слайд: отдельно тигрята, но без полосок)
По-моему, с этими тигрятами что-то не так? (ответы детей)
(слайд: тигр + его обращение к детям)
Тигр: Приветствую вас, мои маленькие друзья. Я царь тайги – Амурский тигр. Сегодня я не случайно пришел к вам. Мне нужна ваша помощь: у меня есть двое замечательных ребят-тигрят, которые очень хотят увидеть свою родину – Амурскую тайгу и пополнить количество тигров, обитающих на воле. Но случилась беда – мои тигрята потеряли свои полоски, а без полосок они совсем не похожи на тигров и их не пустят в заповедник, потому что другие тигры не примут их в семью и будут постоянно обижать.
Я прошу вас помочь моим тигрятам вернуть полоски, но для этого необходимо выполнить несколько заданий. Если вы знаете и любите свой край, то легко справитесь с заданиями. Удачи вам, друзья!
Вос-ль: Ребята, мне кажется, нас ждут необыкновенные приключения и сложные задания. Готовы оправиться в путь на помощь ребятам-тигрятам?
Физминутка.
Если вместе соберемся, (становятся в круг)
Если за руки возьмемся (взяться за руки)
И друг другу улыбнемся, (улыбнулись друг другу)
Ставь любую нам задачу –
Мы от страха не заплачем. маршируют на месте
Вместе дружно и умело
Справимся с любым мы делом.
Хлоп – хлоп! (хлопают в ладоши перед собой)
Топ – топ! (топают ногами на месте)
Прыг – прыг! (прыжки на месте)
Шлеп – шлеп! (хлопают ладошками по коленкам)
Прогуляемся, пройдемся, (взявшись за руки, идут в круг,
За дело смело мы возьмемся! (расходятся на места)
Вос-ль: Предлагаю разделиться на две команды, для того выберите ленточку понравившегося цвета. (делятся на две команды)
Прошу команды занять места за рабочими столами и приготовиться выполнять задания. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать полоски, которые в конце занятия вы подарите тигрятам и мы сможем выпустить их в заповедник.
Но, прежде, чем мы начнем, предлагаю сделать одно небольшое упражнение, которое поможет нам настроиться на рабочий лад.
Нейроупражнения за столами.
I задание (дети работают сидя за столами): слайды на экране, на них пронумерованные разные варианты ответов, найти нужный, подняв карточку с цифрой и обосновать свой ответ.
Включаются слайды по очереди.
1. Найти герб Амурской области.
2. Найти одну из достопримечательностей Благовещенска.
3. Найти герб Магдагачинского района.
4. Найти одну из достопримечательностей нашего поселка.
5. Найти флаг Амурской области.
II задание (для выполнения подойти к другим столам, работаем стоя за столами): собрать разрезную картинку-пазл с изображением животного.
III задание (дети работают сидя за столами): найти одного из обитателей Хинганского заоведника (слайды на экране, на них пронумерованные разные варианты ответов, найти нужный, подняв карточку с цифрой и обосновать свой ответ).
Включаются слайды по очереди.
1. Найдите одно из растений Хинганского заповедника. (лотос Комарова)
2. Найдите одно из животных Хинганского заповедника (дикий кот)
3. Найдите одну из птиц Хинганского заповедника (японский журавль)
4. Найдите одно из деревьев Хинганского заповедника (береза)
Вос-ль: Все задания выполнены, полоски собраны. Осталось только наклеить их на наших тигрят и выпустить их в природу.
Прежде, чем приступить к наклеиванию, я хочу дать вам еще одно задание. Мы знаем, что маму наших тигрят зовут Елена, а папу зовут Павлик. Но у их малышей-тигрят имен еще нет. Я вам предлагаю, пока вы будете работать, придумать вашему тигренку имя и рассказать – какой он будет.
Дети выполняют работу. Звучит тихая музыка.
По окончании предлагают свои рассказы.
Вос-ль собирает тигрят, ставит их на доске, рассматривают, какой из тигрят самый полосатый. После предлагает отпустить их (выносит за дверь).
На экране появляется видео: тигрята в тайге.
Снег, на солнце прогреваясь,
Тает раннею весной.
Тигр, сквозь чащу пробираясь,
По тропе идет лесной.
Ручеек журчит забавный.
На воде от лап круги,
Он хозяин полноправный
Вековой глухой тайги.
Здесь места его родные:
Реки, сопки и леса.
Где просторы голубые
Распростерли небеса.
Край Амурский, край таежный,
А для тигра благодать.
Лес густой, как щит надежный,
Будет зверя прикрывать!
Вос-ль: Вот и закончилась наша экскурсия в Хинганский заповедник, пора возвращаться в детский сад. Повторяйте движения за мной.
В детский сад попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, хлопок другой –
И вот вернулись мы с тобой.
Откройте поскорей глаза,
Ведь мы в саду уже, друзья!
Анализ:
Ребята, сегодня мы побывали с вами на экскурсии в уникальном месте нашей области. Кто помнит, как называется это место? Что нового вы сегодня узнали? Что для вас стало открытием?
Мы с вами хорошо потрудились и помогли тигрятам вернуться в природу – в тайгу. Как вы думаете, примут ли другие тигры наших тигрят в свою семью? Какой будет их жизнь дальше (ответы детей?