Светлана Леонидовна Хохлова
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с деньгами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, в том числе детской инициативы и самостоятельности. Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Познакомить с понятием «доход», «расход», «бюджет»;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Знакомство с деньгами“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, поэтому к деньгам следует относиться с уважением;
3. Формировать у детей понятия «хочу», «надо»;
4. Закрепить у детей представления о пользовании деньгами.
Развивающие задачи:
1. Развивать в детях детскую инициативу;
2. Развивать логическое, «экономическое» мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас;
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе.
2. Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам и вещам.
3. Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий,
как экономность, бережливость.
4. Активизировать коммуникативную деятельность детей.
5. Стимулировать интерес к изучению мира финансов.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Материал: презентация «Деньги разных стран», письма от Феи копеечки, денежные купюры, монеты, мольберт, лэпбук «Юный финансист», банковская карта, настольная игра: «Что можно и нельзя купить», бумага и схема оригами «Кошелек», мяч, макеты: «Сбербанк», «Магазин», «Аптека»; мишень, смайлики, шоколадные монеты.
Методы: Наглядный (демонстрация наглядных пособий, словесный (беседа, практический (работа с бумагой, игровой (дидактическая игра).
Приемы: вопросы, беседа, создание проблемной ситуации, объяснение, педагогическая оценка.
Словарная работа: доход, расход, бюджет, накопление, бережливость, благотворительность.
Предварительная работа: рассматривание коллекций российских купюр и монет, работа с лэпбуком «Юный финансист», беседа по альбому «Деньги разных стран», чтение и обсуждение русских народных и авторских сказок «Приключение Буратино», «Лисичка со скалочкой».
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
Организационный этап:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: Ребята, нам пришли письма, хотите узнать от кого они?
Дети: да.
(Воспитатель читает 1 письмо, на экране Фея).
«Здравствуйте, ребята! Я веселая Фея копеечка. Мне сказали, что вы очень умные ребята, и много знаете. Можно я сегодня посмотрю, как вы занимаетесь и узнаю много нового вместе с вами?»
Дети: Да!
Воспитатель:
Давайте положим ладошки друг на друга и скажем:
Мы ребята просто класс
Все получится у нас!»
Воспитатель: послушайте загадку:
Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы,
Мышка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине.
Дети: копилка.
Воспитатель:
- Ребята, для чего же нужна копилка?
Ответы детей: чтобы копить деньги.
Воспитатель: А что такое деньги?
Ответы детей:
Воспитатель: А где мы можем найти точное определение деньгам?
Дети: в газетах, книгах, энциклопедии.
Воспитатель: А у нас с вами есть лэпбук, давайте мы с вами его откроем, может в нем есть ответ на наш вопрос (воспитатель достает карточку и читает: «Деньги - это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им не обходимы»). Ребята, тут и загадка есть для вас:
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные!
Дети: Деньги.
Воспитатель: Правильно. Для чего нужны деньги?
Дети: чтобы покупать товар, копить, класть в банк, давать в долг, коллекционировать, дарить.
Воспитатель: совершенно верно. Деньги очень нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно.
Воспитатель: Ребята, какие бывают деньги?
Дети: Бумажные, металлические.
Воспитатель: Верно. Ребята, бумажные деньги называются - купюры (показывает купюру, а металлические - монеты (показывает монету). Деньги, ребята, еще называют денежными знаками. Посмотрите: с одной стороны денежного знака указана его стоимость, есть цифры, слова, а с другой стороны - герб нашей страны. В России используются рубли и копейки.
В каждой стране есть купюры и монеты. А как вы думаете, одинаково ли их называют?
Дети: нет
Воспитатель: А где мы можем найти как их называют?
Дети: в интернете, в телевизоре.
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в наш информационный центр, где мы с вами поближе познакомимся с деньгами разных стран.
(Дети проходят к интерактивной доске, садятся на стульчики полукругом).
Презентация «Деньги разных стран».
Воспитатель:
1 слайд- Это, ребята Соединенные штаты Америки. Деньги в этой стране называются доллары.
Повторите пожалуйста, как называются эти деньги? (ответ еще 1-2 детей)
- В какой стране их используют? (ответы)
2 слайд- А это Европа. Здесь много стран, но деньги во многих из них называются одинаково - евро.
- Как называется эта валюта? (ответ 1-2 детей)
- 3 слайд А это юань, денежная единица Китая. Именно в Китае появились первые бумажные деньги.
- 4 слайд. А о последней денежной единице попробуйте рассказать сами.
- Все верно, это рубль, денежная единица России.
Воспитатель: а где обычно мы храним деньги?
Дети: в кошельке.
Воспитатель: давайте мы с вами пройдем к столам и сделаем себе кошельки из бумаги. Кто скажет, как называется такая работа из бумаги?
Дети: Оригами. (Дети работают по схеме)
Воспитатель: Вот какие у нас получились красивые кошельки. Молодцы. Но скажите мне, если у нас оказалось много монеток, купюр, удобно ли нам будет всё держать в кошельках? Нет. Тогда где же держать деньги?
Дети. На карточке.
Воспитатель: Да, действительно. Вот на таких банковских картах. (воспитатель показывает карту) А удобно ли пользоваться картой-
я предлагаю спросить у гостей.
(Уважаемые гости, поднимите руку, если считаете, что картой удобнее пользоваться, чем купюрами и монетами).
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч кому-нибудь из вас,а вы называете, для чего нам нужны деньги.
Итак, деньги нам нужны:
Дети: для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги); оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков; для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т. д.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, откуда в вашей семье берутся деньги?
Дети: родители получают заработную плату; бабушки и дедушки получают пенсию, кто-то из родственников может подарить.
Воспитатель: Я предлагаю снова отправиться в наш информационный центр и узнать из чего же состоит доход семьи?
5 слайд «Доходы»
Ответы детей: Зарплата, пенсия, стипендия.
Воспитатель: Да все эти полученные деньги мы можем считать – ДОХОДОМ. Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
Что такое доход? (ответ 1-2 детей)
А вот то на что мы их тратим - это РАСХОД. Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.
6 слайд «Расход»
Воспитатель: Если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет. Бюджет- это учет или план доходов и расходов.
Давайте мы с вами попробуем помочь родителям распределить семейный бюджет поиграем в игру: «Хочу и надо»
Проходите к столам, возьмите по 5 монет и потратьте их так, как посчитаете нужным, можете купить что-то в магазинах или лекарства в аптеке, а может быть вы потратите на оплату коммунальных или же положите на карточку в банке, т. е будете копить.
Дети идут по игровым зонам (макетам): «Сбербанк», магазины «Продукты», «Овощи», «Аптека» покупают, расходуют деньги.
(Дети выполняют задания, объясняя свой выбор.)
Воспитатель: Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.
Физминутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
Воспитатель: Ребята, а всё ли можно купить на деньги? Может что-то нельзя купить за деньги?
Дети: Ответы. (Дружбу, любовь, жизнь)
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?
Дети: Нисколько.
Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно.
Воспитатель: Ребята поиграем в игру, которая называется «Что можно купить? А что нельзя?»
Воспитатель: Тогда я приглашаю подойти ко мне взять по одной картинке, подумать и разместить на мольберте слева-то что можно купить за деньги, справа, то что нельзя. Договорились?
Воспитатель: Замечательно. Начинаем играть. (Дети выполняют задания, объясняя свой выбор.)
Воспитатель: Вы молодцы, все верно! А сейчас я вам предлагаю вспомнить поговорки об экономии и бережливости.
Ответы детей:
• Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
• Запасливый лучше богатого.
• Деньги счет любят. /Без счета и денег нет/.
• Без копейки рубля не бывает. /Копейка рубль бережет/.
• Из копеек рубли вырастают.
• Не деньги богатство - бережливость да разум.
• НЕ имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Кто долго спит, тот денег не скопит.
Воспитатель: Молодцы! Мы будем помнить эти пословицы и поговорки русского народа и другим расскажем. Правда, ребята? Ведь русский народ подмечал и собирал мудрость веками и передавал из поколения в поколение. Так они и до наших дней дошли. Из них мы узнаем, что наши предки умели быть бережливыми и экономными. Этому и нам у них нужно поучиться.
Воспитатель: Ребята, Фея -копеечка прислала нам еще одно письмо. (Воспитатель читает 2 письмо).
Ребята, мне так у вас понравилось! Вы столько интересного знаете о деньгах. Мне очень понравилось, как вы отвечали и за вашу работу, хочу подарить вам шоколадные монеты. (воспитатель раздает монеты)
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, я приглашаю снова встать в круг. Продолжите пожалуйста фразу: «Сегодня я узнал…». (ответы детей)
Возьмите ребята смайлики и расположите их так: если вам все понравилось и было очень интересно, то крепите в верхней части нашей мишени, а если все понравилось, но было немного сложно, то в нижней.
Воспитатель: А сейчас возьмемся за руки и друг другу улыбнемся. Здорово! Давайте положим ладошки друг на друга и скажем:
Мы ребята просто класс,
Получилось всё у нас!»
Воспитатель:
Пора подводить итоги, друзья!
Играли мы на славу не зря
Ум и находчивость всегда проявляйте
И на весь мир о себе заявляйте
Но главное в жизни – дружба, не забывайте
И на деньги её не променяйте!
Благодарю за работу, до новых встреч!