Екатерина Михайлова
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Знакомство с числами второго десятка»
Знакомство с числами второго десятка
Цель: Познакомить с образованием чисел второго десятка,актуализировать математические представления.
Ход занятия.
Ребята, до сих пор мы с вами считали, решали задачи, сравнивали числа до десяти. Вы, конечно, знаете, что существуют числа и после 10,многие из вас умеют считать до двадцати и дальше. И эти числа называются двухзначные (дети вспоминают, что 10-это первое двухзначное число и почему оно так называется).
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе „Знакомство с числами второго десятка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счет до 20. Цифры и числа второго десятка
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Воспитатель показывает детям и пересчитывает 10 счётных палочек и связывает их в пучок.
-«Сколько здесь палочек? (10)
-«Правильно, 10, или один десяток» (обозначаем двумя цифрами 1 и 0, демонстрируя показ детям). Демонстрационный материал располагается так, что цифра 1 находится под пучком, а 0 в стороне, правее - там где нет палочек.
-«Сделайте со своими палочками то же самое». (Дети выполняют задание за столами с раздаточным материалом). Чтобы ребята поняли, что 10 и один десяток понятия идентичные, воспитатель несколько раз предлагает ответить на вопросы: «Сколько палочек в пучке?» (десять); «Сколько десятков в пучке? (один десяток).
Далее воспитатель на некотором расстоянии от пучка выкладывает ещё одну палочку и спрашивает у детей: «Сколько теперь стало палочек?» (11).Далее воспитатель поочерёдно добавляет 2,3,4 и т. д. палочек. Дети называют образовавшиеся числа. (12,13,14. и т. д.)
Далее воспитатель медленно называет числа второго десятка: «один-на-дцать,две-на-дцать,три-на-дцать» и просит детей послушать и определить какая частичка слова повторяется каждый раз, когда мы произносим двухзначные числа? (дцать).
-«Сейчас мы говорим десять, а в старину люди говорили не «десять»,а «дцать», это слово и сохранилось в названиях чисел, с которыми мы сегодня познакомились. Когда мы положили на десять одну палочку, получилось «один на десять или один-на –дцать».Дети образуют числа второго десятка при помощи палочек и повторяют числительные.
-«В числе 10,единица указывает, что здесь один десяток, а вторая цифра 0 указывает сколько единиц. Когда мы добавили 1 палочку, получилось число 11».
-Сколько в нём десятков? Какая цифра на это указывает?
-Сколько единиц сверх десятка? Какая цифра на это указывает?
Аналогичным способом анализируются два-три числа, указывается, где записываются десятки, где единицы, как читается число.
Воспитатель обращает внимание на числовой ряд от 10 до 20 и обращает внимание, сколько требуется цифр, чтобы записать каждое число (две цифры)
Воспитатель помогает детям осознать закономерность: во всех двухзначных числах первая цифра обозначает сколько в числе десятков, а вторая -сколько единиц.
Далее игра «Кто знает, пусть дальше считает» организуется на числах второго десятка.
Материал. Мяч.
Дети стоят в кругу.
Педагог стоит в центре круга. Он бросает мяч какому-либо ребенку и называет число в
пределах 20. Ребенок, поймав мяч, бросает его обратно и называет число на один больше.
Например, «Одиннадцать», – говорит взрослый. «Двенадцать», – отвечает ребенок, бросает мяч обратно и т. д. Игра проводится в быстром темпе.
Игра "Убираем цифры по заданию" проводится сначала на числах до десяти, а затем, если нет затруднений, на числах до двадцати.
Игра развивает внимание, быстроту реакции, мышление, ловкость, и закрепляет навыки счета.
Выкладываем последовательно карточки с числами от 0 до 10. Взрослый задаёт задание, а ребёнок должен выполнить его. Например, "Убери цифру, которая стоит перед цифрой 7", "Убери цифру между 2 и 4", Убери цифру, которая больше 3 на 1, "Убери цифру, которая обозначает сколько этажей в девятиэтажном доме?» и т. д.
Задания можно задавать в виде загадок, отгадка будет, та цифра, которую необходимо убрать.
Остаётся только одна цифра, задуманная ведущим.
Далее дети выполняют задания в тетрадях на закрепление пройденного материала.