Зоя Бойцова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Пресмыкающиеся»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Пресмыкающиеся»
(познавательное развитие)
Цель: развивать интерес к родной природе, познакомить детей с пресмыкающимися животными.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить, систематизировать и закрепить знания ребёнка о пресмыкающихся животных; Формировать представления о внешнем виде и особенностях жизни пресмыкающихся.
Развивающие :
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему „Пресмыкающиеся“» размещена в разделах
Развивать активную речь детей : пресмыкающиеся (крокодил, змея, ящерица, черепаха); пресмыкающееся – рептилия. Расширять активный и пассивный словарь.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к природе, желание больше узнать о природе родного края.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстрации, загадывание загадок.
Материалы и оборудование: фотографии с изображением пресмыкающихся, карандаши, раздаточный материал: «Дорисуй картинку» - раскраски «Обведи по цифрам» (змея, д/и «Собери картинку».
Словарная работа: пресмыкающиеся, рептилии.
Место проведения: групповая комната.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Вы любите отгадывать загадки? (ответ ребёнка) Тогда отгадайте несколько загадок.
Он на экваторе живет.
И у него огромный рот.
Он солнце в сказке проглотил.
Кто? Догадался? – …. (крокодил)
Шелестя, шурша травой,
Проползает шнур живой,
На земле клубком свернется.
Угадали, как зовётся? (змея)
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но - ах! –
Удрала, а хвост в руках. (ящерица)
Очень медленно идет,
Дом она с собой несет.
Испугается чего-то,
В панцирь с головой уйдет (черепаха)
А как этих животных можно назвать одним словом? (ответ). Своё название пресмыкающиеся получили за то, что передвигаются они пресмыкаясь (ползая) по земле. Обычно у них четыре лапы, но они лишь помогают передвижению тела, как подвижные рычаги, т. к. расположены по бокам туловища, а не под ним. Слово «рептилия» в переводе с греческого языка означает «ползать на брюхе». Именно поэтому пресмыкающихся животных также называют рептилиями.
У всех рептилий жесткая, сухая кожа, покрытая роговыми чешуями или пластинами. Черепахи, например, покрыты костным панцирем. А голова и спина крокодилов покрыты твердыми костными пластинами.
Как размножаются пресмыкающие?
Размножаются рептилии откладывая яйца. Обычно они делают это в укромных местах, под камнями, под бревнами или в пустых пнях. Но у некоторых пресмыкающихся детёныши вылупляются из яйца в теле матери, и рождаются уже живыми.
Из кожи крокодилов, змей ящериц изготавливают чемоданы, ремни, обувь -эти предметы являются предметом роскоши. Мясо и яйца многих черепах употребляют в пищу, также могут употребляться в пищу некоторые ящерицы и змеи. Змеиный яд применяют в медицине.
2. Сегодня я вас познакомлю с пресмыкающимися, которые занесены в красную книгу России. Что такое красная книга (ответы).Это книга,в которой собраны редкие и исчезающие животные,растения и грибы.
Медянка обыкновенная –длина тела 70 см. Окраска варьируется от серой до коричнево- медно -красной. Питаются медянки ящерицами, в частности веретеницами,реже мышами, землеройками, птенцами воробьиными. На медянку могут нападать куницы,ежи, кабаны, крысы и некоторые птицы. От врагов медянка защищается сжимаясь в плотный клубок,в которой она прячет голову и шипя совершает броски в сторону опасности.
Болотная черепаха-длина панциря до 23 см. Шея, ноги и хвост тёмные,в многочисленных жёлтых пятнах. Панцирь тёмно-оливкового или буро-коричневого цвета с жёлтыми чёрточками. Активные хищники. Они всеядны, питаются насекомыми,ракообразными, моллюсками, лягушками, рыбой,водорослями. Быстро плавают, хорошо ныряют. Часто выходят на берег, лежат греясь на солнце. Зиму проводят в спячке.
Восточная степная гадюка-длина тела 55 см,длина хвоста 7-9 см. Тело окрашено в серо-коричневый цвет. По бокам проходят тёмные пятна. Питаются грызунами, ящерицами, птенцами воробьиными, насекомыми. Зимуют в норах грызунов, трещинах в почве.
(Показ картинки веретеница) Как вы думаете кто это? Змея или ящерица?
Веретеница ломкая- эта ящерица безнога. Длина 50 см, из них 30 см –хвост. Тело самца коричневого, серого цвета. Окраска самок бледнее,чем у самцов. Они в среднем живут 9-12 лет. Название «веретеница» происходит от веретена, которое формой напоминает эту ящерицу. А ломкая от свойства отбрасывать хвост.
Если медянка обыкновенная,болотная черепаха,восточная степная гадюка,веретеница ломкая занесены в красную книгу. Значит делаем с вами какой вывод? …. Эти пресмыкающиеся какие? (исчезающие, редкие).Нельзя их убивать, нужно беречь.
3. Физминутка «Черепаха»
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь.
(Поочередно пощипывать руки от кисти к плечу. При повторении массировать ноги от щиколоток вверх).
4. Дидактическая игра «Дорисуй картинку»
- Посмотри, у меня есть картинка. Но что-то в ней не так. Что? (нужно дорисовать).
- Дорисуй картинку. Обведи по цифрам.
- Скажи, что получилось (змея).Раскрась.
Дидактическая игра «Сложи картинку» картинки с изображением : крокодила, черепахи, ящерицы, змеи.
(игра в команде) Какой стол соберёт быстрее.
5. Итог занятия
-Что нового вы сегодня узнали?
- О ком мы сегодня говорили? (о пресмыкающихся)
А пресмыкающиеся? (ответ). А как они называются по-другому? (пресмыкающиеся – рептилии).
- Перечисли пресмыкающихся (крокодил, змея, черепаха, ящерица)
-Что такое красная книга?
-Как называются пресмыкающиеся, с которыми мы познакомились сегодня, которые занесены в красную книгу?