Лидия Домашняя
Конспект занятия в подготовительной группе «Полезные свойства лесных ягод»
▼ Скачать + Заказать документы
Лечебные свойства лесных ягод
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, умело пользоваться их лечебными свойствами. Представляю примерные занятия по данному направлению
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Полезные свойства лесных ягод“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесные ягоды
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Цель: Изучать биологические особенности ягод – брусники, черники, клюквы, морошки, малины, земляники.
Научить детей увидеть красоту и неповторимость каждого растения.
Формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.
Развивать умения рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.
Активизировать словарь по данной теме, выполняя просьбы.
Закреплять навык контроля над произношением звуков, как собственной речи, так и речи товарищей.
Учить детей умению вести диалог с взрослым и сверстниками.
Развивать наблюдательность и познавательные интересы детей.
Называть и использовать в речи слова по теме «Лекарственные растения».
Словарь: лекарственные растения, брусники, черники, клюквы, морошки, малины, земляники. Отвечать на поставленные вопросы. Развитие связной речи.
Развитие общей и мелкой моторики.
Материал – книга «Травник» лучшие рецепты народной медицины.
Натуральные ягоды в пластиковых контейнерах (для пробы детям)
Маски – «Малинка», «Черники», «Рябины», «клюквы».
Игрушки – зайка, кукла, пупсик, мышка.
Гимнастические дорожки.
Мягкие подушечки - кочки.
Картинка ручейка.
Ленточки крылышки
Банка с вареньем, кисти ягоды рябины, обруч, прищепки,
Разрезные картинки черники по количеству детей.
Рисунок корзины для клюквы, карандашный клей, карточки ягод – клюквы, морошки, земляники.
Отвар из шиповника, приготовленный на кухне.
Ход занятия.
Дети входят на занятие в чешках, чтобы легче выполнять физкультурные приемы.
Воспитатель: Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь.
Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Замечали и составляли специальные книги «Травники».
Как вы думаете, что это такое?
Дети: туда складывали травы.
Воспитатель. Нет, дети. «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали внешний вид этого растения.
(показывает книгу)
Я так рада вас видеть, думала, что мы сейчас будем играть, веселиться, но случилась беда, заболели ваши игрушки.
У зайки болит животик (показ,
кукла Таня очень сильно кашляет, у нее болит горло (показ,
малыш Пупсик лежит с высокой температурой (показ,
а у маленькой мышки болят глаза, и она боится, как бы её не поймал кот (показ).
Я предлагала таблетки, но они отказались.
-Как вы думаете, чем еще можно их полечить? Есть только одно спасение - идти в сказочный лес и набрать там лечебных ягод. Одна я идти боюсь, если вы пойдете со мной, то мы сможем помочь нашим игрушкам.
Слайд 1 «в лес по ягоды пойдем»
Ягоды – это сочные плоды некоторых видов растений, которые всегда содержат некоторое количество семян. Перечень названий ягод может длиться до бесконечности.
Какие северные ягоды вы знаете?
Дети – черника, рябина, малина, клюква, брусника. Морошка, земляника.
Воспитатель – показ слайдов, рассказ о ягодах
Брусника - вечно зеленый кустарник. Ягоды, листья,корни брусники имеют лекарственные свойства. Ягода – шаровидной формы, блестящая, красная, сочная.
Ягоды брусники едят свежими, готовят из них морс, сок, компот, варенье, повидло, соусы.
Слайд 2.
Клюква – многолетнее вечнозеленое растение, растет на болотах.
Ягоды - розового или темно – красного цвета, кислые на вкус, сочные.
Ягоды и листья обладают целебными свойствами.
Из клюквы можно приготовить сок, варенье, отвар, варенье, компот.
Слайд 4 брусника
слайд 5 клюква
слайд 6 рябина
слайд 7 -8 черника
слайд 9-10 малина
слайд 11- 12 морошка
слайд 13-14 земляника
динамическая пауза с выполнением задания.
Д/И» Угадай на вкус»
А сейчас я вам предлагаю погулять по лесной опушке и попробовать угадать на вкус ягоду.
(дети идут по выложенной тропинке из различных дорожек по физ. Оборудованию) подходят к столу - полянке, где растет определенная ягода, пробуют на вкус и,угадав, отправляются дальше.
динамическая пауза
Ребенок с закрытыми глазами ест ягоду и говорит
-Это малина. Ягода душистая, вкусная, не много сладкая и кислая, красного цвета, растет на высоком кусту.
-Что ела Катя?
-Я ела чернику. Это ягода черного цвета. Вкусная, сладкая, полезная.
-Что ел Владик?
-Я ел рябину. Это ягода горькая. Оранжевая, круглая. Растет на высоком дереве. Зимой она висит на ветке.
А какую ягоду пробовал Кирилл? Я пробовал клюкву, она кислая, круглая. Красного цвета. Растет на болоте.
Лера, а какая на вкус твоя ягода?
Это морошка, она вкусная, сладкая, с косточками в нутрии, сочная. Полезная
Марина, какую ягоду попробовала ты?
Я попробовала бруснику. Она круглая. красная, немного кислая. но вкусная, сочная. Она растет на низком кустике.
Миша. У меня ягода душистая, вкусная, сладкая, ароматная, растет на маленькой, тонкой веточке – это земляника.
Воспитатель:- Долгим оказался путь, нужно всем нам отдохнуть. А вот и бревнышко,
садитесь на него. (Дети садятся на бревнышко)
- В волшебном лесу много ягод. Какие вы еще знаете лесные ягоды?
Ответы детей.
Воспитатель:- Ребята, ягоды надо собирать аккуратно, осторожно срывать их, чтобы не повредить кустик, на котором они растут.
Если встретил землянику,
Куст брусники, иль черники,
Нежно ягодки сорви,
А куст оставь, побереги.
Пусть на нем и через год
Много ягод нарастет.
- Почему нужно ягоды собирать осторожно? (ответы детей)
Театральная минутка.
Воспитатель предлагает детям маски малинки, клюквы,
Ребенок в маске «малинки»
- Очень я люблю малину,
И не люблю совсем ангину,
Чай с малиновым вареньем
Наилучшее лечение.
(Подает детям банку с вареньем)
Воспитатель: - Ребята, если вы заболеете, закашляете, покраснеет горло, надо выпить
горячий чай с малиновым вареньем, это такое вкусное лекарство, а
потом лечь в постель и согреться.
- Кого будем лечить малиновым вареньем?
Дети:- Куклу Таню? Она кашляет. У нее болит горло.
Воспитатель:- Спасибо, Малинка! А вы, ребята, забирайте банку с малиной и пойдем дальше, поищем ещё лесных ягод, пригодных для лечения наших игрушек.
Ребенок в шапочке «клюквы»
Выше ноги поднимайте.
Вот болотце на пути,
(Дети шагают по мягким подушечкам-кочкам)
По болоту вы пройдите
Клюквы кислой наберите.
Игра «Собери клюкву»
(На зеленом покрывале разложены плоскостные ягоды клюквы и других ягод - морошки, земляники. дети приклеивают в корзину толь ягоды клюквы.
Воспитатель: - Сложили все в корзинку дружно,
А зачем нам это нужно?
- Ребята, зачем нам нужна болотная ягода – клюква?
Ответы детей.
Воспитатель: - А еще клюквой можно лечиться. Она снимает усталость. Она борется
с простудами. Если потолочь клюкву, разбавить теплой водой
получится клюквенный морс. Его надо пить тем, у кого температура.
- Кого будем лечить клюквенным морсом?
Дети: - Малыша Пупсика. У него температура.
Воспитатель: - Берем с собой корзинки с клюквой и поспешим дальше. Не забывайте
Ой, канава у нас на пути, надо нам ее перепрыгнуть, чтобы попасть на лесную полянку.
(Дети перепрыгивают через препятствие «Ручеек»)
Воспитатель:- Долгим оказался путь, нужно всем нам отдохнуть. А вот и бревнышко,
садитесь на него. (Дети садятся на бревнышко)
- В волшебном лесу много ягод. Какие вы еще знаете лесные ягоды?
Ответы детей.
Воспитатель:- Ребята, ягоды надо собирать аккуратно, осторожно срывать их, чтобы не повредить кустик, на котором они растут.
Выходит ребенок в маске «черники»
Я полезней всех на свете
Знают взрослые и дети.
Если плохо видят глазки
Скажут даже без подсказки,
Что чернику кушать надо.
Всем помочь черника рада.
Воспитатель: - Черника поддерживает здоровье глаз, лечит глазные недуги, при употреблении черники значительно повышается острота зрения,
снижается усталость глаз.
Чернику легко узнать, она круглая, иссиня-черная, когда ее собираешь,
руки становятся такого же цвета, как ягоды. (показываю картинку)
дидактическая игра «Узнай ягоды»
(разрезные картинки черники на каждого ребенка)
Дети за столами собирают из пазл ягоду – чернику.
Воспитатель: - Ребята, послушайте как весело поют птицы. Это они с вами здороваются. (звучит пение птиц)
- А вы хотите превратиться в птиц? Ну, тогда возьмите вот эти
волшебные крылышки (раздаю детям ленточки).
Раз. два, три повернись
В птичек быстро превратись!
-Давайте с вами полетаем по лесу, как это делают птицы.
(Дети ходят по залу, машут ленточками, изображая птиц).
Воспитатель:- Ягоды в лесу растут и на деревьях. Послушайте загадку и скажите,
какие ягоды очень любят птицы : выходит ребенок в маске «Рябины» и загадывает загадку.
Осень в лес пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют.
Дети: - Рябина.
Воспитатель: - Рябина очень полезная и лечебная ягода, ее надо есть, когда не хватает
витаминов, сок из рябины пьют при отсутствии аппетита, а еще ею
лечат тех, у кого болит живот.
- Соберите-ка, птички, мне эти лечебные ягоды, они высоко висят, мне
не достать без вашей помощи.
Игра малой подвижности «Достань ягоды»
Подвешены кисти рябины к обручу на прищепки. Детям нужно потянуться до кисти рабины. Отцепить ее от прищепки и положить ягоды на тарелку.
Воспитатель: - Птички наносили мне ягоды рябины. А кого мы будем лечить ею?
Дети: - Зайку. У него болит живот.
Воспитатель: - Молодцы! У вас замечательно получается быть птичками, но нам пора возвращаться.
Раз, два, три, четыре, пять
Стали детками опять!
- Мы с вами пойдем по той же дорожке, по которой шли сюда. Ну, тогда идите за мной.
Мы к канаве подошли- перепрыгнули.
Вновь болотце на пути – его сможем мы пройти.
(Дети шагают по мягким подушечкам-кочкам)
Ручеек опять мы встретили- пробежали, не заметили.
(Дети проходят по массажным дорожкам, имитирующим мостик)
Воспитатель: - А вот уже и наш детский сад. Закончилось наше путешествие в сказочный лес. Спасибо, что вы со мной сходили. Поторопимся к нашим больным игрушкам.
-У зайки болит животик (показ,
чем мы его полечим?
- Рябиной.
-Кукла Таня очень сильно кашляет (показ,
что мы ей дадим?
- Малину
-Малыш Пупсик лежит с высокой температурой (показ,
какие ягоды
помогут ему?
- Клюква.
-А у маленькой мышки болят глаза и она боится, как бы её не поймал
кот (показ, есть у нас для нее лекарство?
- Черника.
Воспитатель: - Съедят они сейчас это вкусное лекарство и будут здоровы.
А я для вас тоже приготовила подарок (показываю, если дети знают, то называют их).
Слайд 14
Это ягоды шиповника. Они растут на кустах. В ягодах шиповника много витамина С – он помогает нам не заболеть.
-Вы хотите быть здоровыми?
-Мы общались с больными игрушками, чтобы нам тоже не заболеть
пойдемте за стол, попьем напиток из ягод шиповника и будем
здоровыми.
Дети пьют напиток из ягод шиповника.