Труфанова Анна
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода и её удивительные свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей проводить несложные опыты с водой самостоятельно.
2. Закрепить знания детей о свойствах и состояниях воды.
3. Углублять знания детей о свойствах воды.
Развивающие:
1. Развивать исследовательскую активность.
2. Учить делать умозаключения и выводы.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Вода и её удивительные свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
3. Развивать познавательную активность, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные:
1. Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с предметами.
2. Воспитывать умение работать в команде.
Оборудование и материалы:
столы накрытые клеенкой, одноразовые прозрачные стаканчики, одноразовые рюмочки, емкости с песком, с сахаром, солью, ложки чашки, блюдца, стаканчики с водой, молоко, сок, соломка, карандаши чистые листы бумаги.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость.
Беседа "Мультфильмы"
Воспитатель собирает детей около себя.
Любите ли вы смотреть мультфильмы?
А какие мультфильмы вам нравятся?
А Смешарики, Фиксики, Новаторы вы смотрите?
Ответы дети : да.
А о чем эти мультфильмы?
Ответы детей: о дружбе, взаимопомощи, экспериментировании.
А вам нравится как персонажи проводят опыты?
Ответы детей: да.
Скажите, а где они проводят опыты?
Ответы детей: в лаборатории?
Воспитатель: а что такое лаборатория?
Ответы детей: это место где проводят эксперименты.
Лаборатория — оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований.
Воспитатель: а кто работает в лаборатории?
Ответы детей: ученые
Воспитатель: кто такие ученые?
Ответы детей: люди которые занимаются научной деятельностью.
Воспитатель: молодцы! А кто же помогает ученым ставить опыты - это люди которые тоже работают в лаборатории?
Ответы детей: лаборанты.
Воспитатель: всё верно!
Воспитатель: а вы хотели бы побывать в лаборатории и сами провести эксперимент?
Ответы детей: да!
Воспитатель: сможете?
Ответы детей: да!
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи:
уточнить и актуализировать знания детей о воде.
развивать описательную речь, развивать внимание, умение задавать вопросы.
Проходите в лабораторию.
Воспитатель: итак дорогие мои друзья, мы с вами оказались в лаборатории, посмотрите на столах что вы видите?
Ответы детей: стаканчики, сосуды с водой, тарелки, чашки, емкости с песком, с сахаром, с солью, ложки одноразовые.
Воспитатель: Как вы думаете, что мы сегодня будем исследовать?
Ответы детей: воду, песок, сахар, соль.
Воспитатель: мы будем сегодня с вами будем исследовать свойства воды.
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами.
Но прежде, чем мы приступим к опытам, нужно сказать о правилах безопасности в лаборатории:
Или может быть вы знаете?
Ответы детей: ничего не трогать руками, слушать что говорит воспитатель.
Воспитатель: посмотрите на доске висят алгоритмы свойств воды. Как вы думаете что они означают?
Ответы детей: вода не имеет вкуса, формы, запаха.
Воспитатель: предположим, что это именно так, как вы говорите, но я сомневаюсь в ваших ответах. Можете ли вы мне доказать опытным путём, что вы правы используя данные предметы стоящие на столах в нашей лаборатории.
Воспитатель: предлагаю вам разделиться на три команды, каждая команда проведет свой опыт по одному из свойств, алгоритм одного из свойств воды у каждой команды лежит на столе.
Вы согласны?
Ответы детей: да.
Приступим к нашему исследованию.
Опыт №1 «Какой формы вода?» (На столах лежит алгоритм одного из свойств воды, по которому дети выполняют эксперимент)
Чтобы ответить на этот вопрос, дети самостоятельно проводят опыт. Наливают воду в чашечку, тарелочку, баночку.
Воспитатель: итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает (Форму баночки)
А что с ней произошло, когда мы её налили в чашку, блюдце?
Ответы детей: она приняла форму чашечки, блюдца.
Воспитатель: правильно, вода приняла форму того предмета, в которой её наливали – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Вывод : вода не имеет собственной формы. Она принимает форму того предмета, в которой её наливают.
Опыт №2 «Вода – которая не имеет вкуса» (На столах лежит алгоритм одного из свойств воды, по которому дети выполняют эксперимент).
Чтобы ответить на этот вопрос, дети самостоятельно проводят опыт. Наливают воду в стакан, она не имеет запаха, пробуют её на вкус сравнивают воду с соком, делают самостоятельные выводы.
Вывод детей: Вода – не имеет вкуса.
Опыт №3 «Прозрачная ли вода». (На столах лежит алгоритм одного из свойств воды, по которому дети выполняют эксперимент).
Чтобы ответить на этот вопрос, дети самостоятельно проводят опыт.
На столе два стакана –один с водой, другой с молоком.
Дети берут картинку и ставят ее за стакан с водой и за стакан с молоком
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко не виден. Значит вода прозрачная.
Воспитатель: делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка.
Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают- если «Да»-то хлопают в ладоши, если «НЕТ»- то качают головой.
Игра "Да- Нет".
•Вода бывает сладкой? (Нет).
• Вода бывает чистой? (Да).
• Вода бывает пушистой? (Нет).
• Вода бывает грязной? (Да).
• Вода бывает прозрачной? (Да).
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, выявления его причин и опыт целеполагания.
Воспитатель: посмотрите пожалуйста сейчас на свои рабочие места и скажите мне, что мы с вами еще не задействовали в опытах из имеющегося на ваших столах? Как вы думаете какой ещё опыт можно провести имея данные реквизиты на столе? Что мы можем узнать проведя этот опыт?
Ответы детей: не знаем.
Воспитатель: если мы не знаем то, что нужно сделать?
Ответы детей: можем придумать сами, а потом проверим себя по образцу. Можно спросить у того, кто знает.
Воспитатель: вы смогли ответить на мой вопрос?
Ответы детей: нет.
Воспитатель: хотите узнать?
Ответы детей: да!
4. Открытие нового знания.
Опыт №4 «Все ли вещества могут растворятся в воде?»
Воспитатель: предлагаю вам провести данный опыт. В два стакана наливаем воду, в одни стакан кладем соль или сахар и размешиваем, посмотрите что происходит?
Ответы детей: она растворилась.
Воспитатель: правильно, вода может растворять вещества.
Воспитатель: а теперь в другой стакан кладем песок и размешиваем, что происходит?
Ответы детей: он остался на дне стакана, не растворился.
Воспитатель: какой можно сделать вывод?
Ответы детей: вода может растворять не все вещества.
Воспитатель: молодцы! Всё правильно сказали.
5. Закрепление нового материала.
Воспитатель: скажите мне пожалуйста, вот вы сегодня побывали в лаборатории и познакомились со свойствами воды. Многое узнали например: что не все вещества могут растворятся в воде.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю пройти за столы и зарисовать алгоритм растворимых и не растворимых веществ в воде.
(Дети проходят за столы на столах стоят карандаши и чистые листы бумаги). Во время выполнения работы звучит музыка.
6. Осмысление
Дидактическая задача: формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения к познавательной деятельности.
Воспитатель собирает детей около себя.
Что мы с вами сегодня делали? Где мы с вами сегодня побывали?
Какие новые знания мы сегодня открыли? Почему мы смогли это сделать?
Ответы детей: потому, что самостоятельно научились проводить опыты и добывать знания.
Воспитатель: вы все сегодня работали хорошо, вы молодцы, я горжусь вами!