Римма Карагозян
Конспект занятия в подготовительной группе «Зоопарк»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел: Формирование математических представлений, ознакомление с окружающим миром.
Класс (возраст) : Подготовительная к школе группа, 6-7 лет.
Тип занятия : Изучение нового материала.
Цели:
- Сформировать представление о числе 10: его образовании, составе, записи.
- Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырехугольники.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Зоопарк“» размещена в разделах
- Зоопарк. Занятия и игры на тему зоопарка
- Зоопарк. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Познакомить с числом и цифрой 10, научить соотносить количество предметов с цифрой.
Развивающие:
Развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношения к сверстникам, формирование самостоятельности.
Методическое оснащение занятия : Воробей (игрушка, тетрадь «Раз – ступенька, два – ступенька» Часть 2 Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина, часть 2 на странице 52. №1, рисунки с изображением животных, наборы кружков.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Колокольчик наш звенит,
Нам ленится, не велит.
На занятие торопит нас –
Математика сейчас.
II. Основная часть занятия.
1. Введение в тему занятия.
Педагог: Угадайте загадку, и вы узнаете, кто к нам сегодня прилетел на занятие.
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает.
Эта птица - круглый год.
Во дворе у нас живет.
И чирикает она.
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей.
Всех торопит.
Дети: Воробей.
Педагог: К нам в гости прилетел воробей.
Педагог показывает картинку с изображением воробья.
Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии.
Педагог: Ребята, давайте покормит нашего воробья.
Дети произносят слова.
Воробушек, воробушек.
Покушай наших зернышек. (Круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой).
Одно ржаное,
Второе овсяное,
Третье льняное,
Четвертое горчичное,
Пятое пшеничное. (Зажимаются по очереди пальчики).
Клюй, не робей!
Наш любимый воробей. (Кулак, ребро, ладонь).
Педагог: Ребята, а как вы думаете, где был воробей раньше, до того как прилетел к нам на занятие?
(дети высказывают свои предположения, педагог следит, чтобы ответы детей были полными).
2. Работа по теме занятия.
Педагог: Ребята, а давайте спросим у нашего волшебного зеркала. Оно у нас все всегда знает. Повторяйте вместе со мной волшебные слова (педагог смотрит в зеркало).
Свет наш зеркальце скажи.
Нам всю правду расскажи.
Воробья нам покажи.
Педагог показывает картинку с изображением зоопарка.
Педагог: Ой, ребята, куда мы попали?
Дети: В зоопарк.
Устный счет.
Педагог: Сегодня на занятии мы узнаем, какие животные живут в зоопарке. Познакомимся с числом 10.
Сейчас мы посчитаем всех зверей, а чтобы не сбиться со счета, каждый раз кладите на стол по одному кружочку.
Педагог берет в руки игрушечного воробья и читает стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей?»
Где обедал воробей?.
В зоопарке, у зверей.
Пообедал я сперва,
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде.
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Педагог читает стихотворение. Показывает картинки с изображением животных.
Педагог: Каких животных посетил воробей?
Ответы детей.
Педагог: Сколько всего животных?
Дети: Животных было 9.
Педагог: А самого воробья вы посчитали? Каким по счету стал воробей.
Дети: Десятым.
Педагог: Как получили число10? (9+1).
Запись числа 10.
Педагог: Ребята посмотрите внимательно, на число 10. Чем число 10 отличается от остальных чисел? (Работа в тетради «Раз – ступенька, два – ступенька» Часть 2 Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина, часть 2 на странице 52. №1).
Дети: При записи используем две цифры – 1 и 0. До сих пор для обозначения чисел мы пользовались одним значком. Но все значки закончились, можно использовать только те, что уже были. Десять обозначается двумя значками 1 и 0. Сейчас мы будем учиться писать с вами число 10. Чтобы наши пальчики красиво писали, давайте сделаем гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Животные»
За мамой слонихой шагает слоненок.
За медведицей топает медвежонок.
За лисою крадется лисенок.
За львицей шагает маленький львенок,
За волчицей крадется волчонок.
За зайчихой прыгает зайчонок.
За верблюдицей бежит верблюжонок.
За тигрицей крадется тигренок.
За кем же торопится каждый ребенок?
Дети поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки.
Педагог: 1 состоит из двух «палочек», одна из которых меньше другой. Пишется цифра 1 безотрывно. Сначала пишется меньшая палочка.
Начинаем её писать немного выше центра клетки и ведем ее к верхнему правому углу клетки. Затем, не отрывая ручку от бумаги, пишем «основную наклонную палочку» от верхнего правого угла к середине нижней стороны клетки.
Педагог:
Ноль катился по странице.
И не значил ничего.
Рядом встала единица.
Сделав десять из него.
Ноль встает за единицей.
Цифра 10 на странице.
0 состоит из одного элемента – большого овала.
Начинаем писать немного левее правого верхнего угла клетки. Линию ведем наклонно вниз, закругляем, касаясь середины нижней линии клетки, и ведем вверх, в правый угол клетки, закругляя к начальной форме.
Дети работаю в тетрадях.
Физкультминутка.
Педагог: Ой, ребята, посмотрите?
Животные делают зарядку.
Звери рано все встают.
На зарядку все идут. (Ходьба на месте, руки на поясе).
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо).
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой).
Подметает хомка хатку. (Наклоны).
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять! (Приседания).
Лиса плечи поднимает, (Поднять плечи).
Лиса плечи опускает. (Опустить плечи).
Слоны до пяти считают,
Слоны гири поднимают. (Имитация поднимания гири, дети «поднимают гири», фиксируя счет так, чтобы на счет «пять» руки были подняты вверх).
Раз, два, три, четыре, пять. (Сохранить положение «руки вверх»).
Будем гири опускать!
Пять, четыре, три, два, один. («Опускание гири», фиксируя положение так, чтобы на счет «один» руки были опущены к плечам).
Формирование представлений о составе числа 10.
а) Знакомство с составом числа 10.
Педагог: Ребята, а как надо себя вести в зоопарке?
Ответы детей.
Педагог: Правила поведения в зоопарке за мной повторяйте :
НЕ кормите,
НЕ дразните,
НЕ пугайте животных,
НЕ бросайте ничего в животных.
НЕ заходите за ограждение,
НЕ прислоняйтесь к нему,
НЕ просовывайте руки.
Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.
Педагог: Ребята, вы запомнили правила поведения в зоопарке.
Дети: Да.
Педагог: Кто-то пробежал?
Он подвижен, быстроног,
Целый день скакать бы мог.
С рыжей сумкой скок да скок,
В сумке маленький сынок,
Австралийскую жару.
Любит рыжий…
Дети: Кенгуру.
Педагог показывает картинку с изображением кенгуру.
Педагог: Посмотрите, какие длинные и сильные задние лапы у кенгуру. Передние лапы у кенгуру выполняют функцию защиты от врага, так как снабжены длинными когтями. Равновесие держать помогает длинный хвост, который может быть в длину до 100 см. У кенгуру крупные уши, которые помогают слышать хищников издалека. Завидев врага, кенгуру начинает топать ногами, предупреждая сородичей. Питается кенгуру только растительной пищей. Активны они днем. Кенгуру семейные животные. Их детеныши живут в сумках.
Педагог: А сейчас посмотрим, какое животное живет в вольере №2.
Кто живёт в морях холодных?
Среди айсбергов огромных?
У него усы, как ерш,
Не боится стужи…
Дети: Морж.
Педагог показывает картинку с изображением моржа.
Педагог: Морж обитает в морях Северного Ледовитого океана. Длина его тела достигает 4–5 метров. Весит он тонну и даже может достигать двух тонн, жира у моржа может быть до 300 кг. Кожа у него толстая, крепкая. Усы – густые, жесткие, а на морде два клыка. При помощи этих клыков морж защищается от врагов, нападает даже на белого медведя, а также пропахивает дно, вытаскивая ракушки, осьминогов, кальмаров, то есть небольших животных, которые живут в морской воде. Живут моржи стадом, во главе стада – опытный вожак. Этих животных сохранилось немного. Они занесены в Красную книгу, подлежат охране.
Педагог:
Мимо пролетела птица.
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Маленьких квакушек.
Дети: Журавль.
Педагог показывает картинку с изображением журавля.
Педагог:
По реке плывёт бревно —
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит.
Педагог показывает картинку с изображением крокодила.
Педагог: Вот от кого убегали наши животные. Крокодил грозное и опасное животное. Посмотрите, какие у него большие и сильные зубы.
С их помощью крокодил хватает добычу, разрывает и пережевывает ее. Молодые крокодилы едят рыбу, птиц, насекомых, а взрослым по зубам даже зебры, прибежавшие к водоему попить воды. Такие животные, которые как крокодилы, питаются другими животными, называются – хищники. Крокодил может жить и на земле и в воде. Но именно в воде они чувствуют себя спокойнее. Плавать крокодилам помогают лапы, которыми они гребут, и хвост, который они используют как руль. Крокодилиха откладывает яйца в ямку недалеко от воды. А детеныши крокодила вылупляются из яиц, совсем как цыплята или утята.
Педагог: Ребята, крокодил испугал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему.
Каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи карточек с цифрами от 1 до 10.
Педагог: Руслан, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.
Педагог: Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 8 и 10.
Какое число вы поставили между числами 7 и 9?
Какие числа вы поставите между числами 5 и 10?
Какое число вы поставили между числами 4 и 6.
Назовите соседей числа 9.
Назови число, которое больше числа 9 на 1.
Назови число, которое больше числа 6 на 4.
Назови число, которое больше числа 7 на 3.
Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
Педагог:
Он любит ягоды и мёд,
Зимой в берлоге он живет.
Он – симпатичный, правда, ведь!
Мохнатый увалень…
Дети: Медведь.
Педагог показывает картинку с изображением медведя.
Педагог: В семействе медведей насчитывается семь отдельных видов. При небольшой разнице в размерах все медведи - мощные коренастые звери с короткими крепкими ногами и маленьким хвостом. Широкие плоские лапы снабжены пятью длинными и острыми, как бритвы когтями, которые не втягиваются в подушечки, как у кошек. Все тело зверя покрыто густым мехом разной окраски и длины, нос его хорошо чувствует запахи. Неуклюжий с виду, медведь бегает исключительно быстро. Он превосходный пловец. Зимой медведь спит. В январе в берлоге медведица рожает 2-3 медвежат. Медведи питаются плодами, ягодами, клубнями, луковицами, грибами, орехами и желудями, время от времени сдабривая все это такими деликатесами, как насекомые, мед и личинки диких пчел. Вполне сгодится в пищу мелкие животные, но при случае несдобровать и овце, дикому кабану или отбившемуся от стада лосю. Исключение составляет белый медведь. Снежные просторы Заполярья не радуют обилием растительной пищи, и он стал искусным охотником, особенно на тюленей.
Педагог: Медведь приготовил для нас задание. У вас по 10 кружков красного и синего цвета. Кружки надо подобрать так чтобы число красных и синих кружков у всех было разное. Дети по очереди выставляют свои варианты на демонстрационной доске. (9+1,8+2,7+3,6+4, 5).
Педагог: А теперь скажите, какие пары чисел составляют число 10?
Один ребенок выкладывает на фланелеграфе кружки, проговаривая свои действия вслух (1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5). Остальные — у себя на столах выкладывают кружки разного цвета и записываю в рабочие тетради (Работа в тетради «Раз – ступенька, два – ступенька» Часть 2 Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина, часть 2 на странице 52. №3).
Физкультминутка «Наши звери».
Педагог:
Звери хлопают в ладошки. (Хлопки в ладоши).
Звери потопают ножками:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Потопать ногами).
А когда устанут ножки
Снова хлопают в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопки в ладоши).
А как пустятся бежать, (Бег на месте).
Никому их не догнать.
Задание взаимосвязи целого и частей.
Педагог:
По лианам бойко скачут,
Видят лишь в других изъяны,
А зовут их?
Дети: Обезьяны.
Педагог показывает картинку с изображением обезьяны.
Педагог: Обезьяны живут на деревьях и там же питаются листьями и плодами. Хвост обезьяны помогает ей держаться за ветви деревьев. Мамы обезьяны очень заботливые. Они купают своих детенышей, обкусывают им ногти, покрикивают на непослушных.
Педагог: Ребята, посмотрите, сколько разноцветных фигурок. Обезьянки играли разноцветными фигурками. Кто мне скажет, какими фигурками они играли?
Работа в тетради «Раз – ступенька, два – ступенька» Часть 2 Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина, часть 2 на странице 52. №2. В задании закрепляется представление о составе числа10, взаимосвязи целого и частей.
Дети: Круги, овалы квадраты, треугольники.
Педагог: На какие группы можно разбить круги и на первом рисунке?
Дети: По цвету 7 синих и 3 красных.
Педагог: Сколько будет, если к 7 прибавить 3?
Дети: 10. 7и 3 части,10- целое.
Педагог: Допишите равенство.
Педагог: Поменяйте части местами части. Какое равенство получится?
Дети: При перестановки частей результат не меняется, поэтом 3 + 7 = 10
Педагог: Вычтем из всех кругов красные. Какие круги останутся? (Синие.) Допишите равенство (10-7=3).
Педагог: Теперь вычтем из всех кругов синие. Какие круги останутся? (Красные.) Допишите равенство. (10 - 3= 6.)
Педагог: Что получится, если из целого вычесть одну из частей? (Останется другая часть.)
Остальные задания разбираются аналогично, но дети уже сами поочередно проговаривают ход решения — педагог помогает им лишь в случае затруднения.
7+3 =10 6 + 4= 10 8 + 2= 10
3+7 = 10 4 + 6 = 10 2 + 8 = 10
10-7=3 10-6=4 10-8 =2
10-3= 7 10-4 = 6 10-2 = 8
В завершение педагог предлагает детям назвать общее свойство равенств каждого столбика: в каждом столбике во всех равенствах одинаковые части и целое (в первом столбике — 3 и 7, во втором — 6 и 4, а в третьем — 8 и 2).
Педагог:
Хобот длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами.
Вы узнали?
Дети: Слон.
Педагог показывает картинку с изображением слона.
Педагог: Слоны живут в жарких странах. Это очень умные животные. Слоны самые большие животные, они питаются листьями деревьев, которые срывают своим хоботом – так у слонов называется длинный нос. А вот это бивни. Как вы думаете, для чего они нужны слону? (Ответы детей).
Педагог: Бивнями слон защищается от врагов. Бивни есть только у самцов. Огромными ушами слон обмахивается как веером, чтобы не было так жарко. Спят слоны, стоя, собравшись в плотную группу. Только детёныши ложатся на бок на землю. Слоны очень хорошо плавают, даже на глубине. В зоопарке слон кушает морковь, капусту, свёклу, яблоки, хлеб, свежее сено, ветки с зелёными листьями.
Педагог:
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
А зовут ее?
Дети: Лиса
Педагог показывает картинку с изображением лисы.
Педагог: Лисы и собаки – близкие родственники. У них даже голоса похожи: лисы, как и собаки, лают, тявкают. Лисичка питается мышами, зайцами, насекомыми, лягушками, змеями, ящерицами, птичками и их яйцами. Но чаще всего удается лисе пообедать мышкой. Еще любят лисы фрукты, ягоды, шиповник и мед. Лисы очень хитрые, быстрые. Они - хорошие пловцы.
Педагог:
На носу рога торчат,
Неприветлив, мрачен взгляд, -
Очень вспыльчив, очень строг
Африканский…
Дети: Носорог.
Появляется картинка с изображением носорога.
Педагог: Огромен носорог от двух до четырех метров в длину, весит до 4 тонн. Его тело покрыто толстой кожей грязно-серого цвета. А что у него на лбу?
Дети: рог.
Педагог: Плохо приходится тому, кто встанет на пути, в гневе носорог может сокрушить кого угодно. Но стоит при приближении животного отойти немного в сторону, и носорог промчится мимо, видит он плохо. Днем носороги спят в зарослях, а ночью отправляются на прогулку. Слух у них превосходный, а едят они траву, листья, корни растений.
Педагог:
У него большая грива:
И – пушиста и – красива!
Какая миленькая киска.
Подходят дети к клетке близко,
К ней тянут руки, осмелев,
Но, осторожно – это …
Дети: Лев
Педагог показывает картинку с изображением льва.
Педагог: Льва называют «царь зверей». Львы любят подолгу дремать и бездельничать. Нападают они только тогда, когда голодные или кто-то пытается их обидеть. Львы – хищники. Что это значит? Чем питаются львы?
(Ответы детей).
Педагог: Львы не охотятся в одиночку. Живут они тоже большими семьями. Взрослые львы любят поиграть с малышами – львятами. Еще они учат их всему важному для жизни львов.
Педагог: Лев приготовил нам задание. № 6, стр.
Вам надо раскрасите все треугольники желтым цветом, а все четырехугольники — синим.
Дети работают в тетрадях.
Педагог: Что получилось?
Дети: Зоопарк.
III. Итог занятия.
Педагог: Ребята наш воробей говорит, что наше путешествие подошло к концу. Сколько домиков потребуется животным, которых мы сегодня видели в зоопарке. Давайте вместе посчитаем.
Педагог:
Все, что вижу в зоопарке,
Все, что вижу на пути,
Я умею, я умею.
Сосчитать до десяти.
Я считаю всех подряд.
Пробегает кенгуру,
Это - раз.
Вижу толстого моржа.
Это два.
Пролетали журавли.
Это три.
А четвертый - крокодил.
Чуть меня не проглотил.
Вот медведь улегся спать.
Это пять.
Вот обезьяна.
Это шесть.
Вот лиса она седьмая.
Ах, красавица, какая.
Слон большой
Он - восьмой.
Девять - это носорог:
На меня наставил рог.
В клетке ходит лев косматый,
Он последний, он десятый.
Дальше мне не сосчитать –
Надо снова начинать!
Педагог: Теперь вы сможете рассказать своим близким о животных, которые живут в зоопарке.
Используемая литература.
1. Стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей?».
2. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз - ступенька, два - ступенька. Практический курс математике для дошкольников. Методические рекомендации. М. : Издательство «Ювента», 2006 .
3. Золотова Е. И. Знакомство дошкольников с миром животных. – М. : Просвещение, 2008.
Дети: Крокодил.