Елена Князева
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «В лаборатории русского языка»
Тема: В лаборатории русского языка.
.
Задачи:
закрепить знания детей о гласных звуках и буквах; продолжать учить проводить звуковой анализ слов из 3-5 звуков, используя разные средства; формировать умение подбирать слова с заданным звуком; определять место звука в слове;
развивать фонематический слух, мышление, речь;
воспитывать умение самостоятельно проводить звуковой анализ.
Материалы: пропуска с именами детей, набор букв для каждого ребенка, слоговая таблица, 2 домика (синий и зеленый, бубен, фишки красного цвета, дипломы.
Ход занятия.
Воспитатель:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте „В лаборатории русского языка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Ребята, вы когда-нибудь были в научной лаборатории?
Ответы детей
А хотите там побывать?
Ответы детей
Сегодня я пригласила к вам профессора Знайкина, который обещал провести вас в свою лабораторию.
Воспитатель выходит из группы, переодевается в профессора, входит в группу.
Профессор: Здравствуйте, ребята! Ваши воспитатели говорили мне, что вы многое уже знаете, это правда?
Ответы детей.
Тогда я хочу пригласить вас в лабораторию по изучению русского языка.
Вот пропуска. Выберете со своим именем.
Дети находят карточки со своим именем.
Теперь вы научные сотрудники и можете принять участие в исследованиях. В нашей лаборатории мы изучаем звуки и буквы. Напомните, чем отличается буква от звука?
Дети: звук мы слышим и произносим, буквы видим и пишем.
Сегодня мы исследуем гласные звуки и буквы.
И первый вопрос, над которым мы работаем: какие звуки называются гласными?
Дети: гласными называются звуки, которые произносятся с помощью голоса и не встречают преграды.
Какие вы умные. Проходите на свои места и выберите буквы, обозначающие гласные звуки.
Дети выкладывают буквы А, О, У, Ы, Э, Я, Ё, Ю, И, Е у себя на столе.
Молодцы. Звуки, только и думают, как бы с вами в прятки поиграть, считают, что в словах их найти труднее? Попробуем? (ответы детей)
Я называю слово, а вы поднимаете букву, которая обозначает гласный звук, который там спрятался.
БАК, РОГ, КИТ, СУП, СЫР, МЭР,
РЫСЬ, РОТ, МИГ, СЫН, КОТ, УМ.
Молодцы! Мы справились и с этим заданием, вы получаете следующую часть ключа.
А сейчас попробуем наоборот. Я буду показывать вам букву, а вы будете прятать звук в слово.
Представьте, что было бы, если остались одни гласные?
Дети: Мы не смогли бы говорить, рассказывать сказки и т. д.
Вывод: Гласные звуки очень важны, но их одних не достаточно, для слов нужны согласные.
Ребята, мне задали трудную задачу, с которой я сам не могу справиться. Вы мне поможете? Нужно согласный звук Д при помощи гласных сделать твердым.
На доске помещаются буквы:
Д А О У Э Ы Е Я И Ю
Выкладывают слоги: ДА, ДО, ДУ, ДЭ, ДЫ.
Прочитаем слоги. Какой согласный мы слышим в этих слогах.
Дети: твердый согласный [д
А сейчас нужно превратить твердый в мягкий.
Выкладывают слоги: ДЁ, ДЮ, ДИ, ДЕ, ДЯ.
Прочитаем слоги. Какой согласный мы слышим в этих слогах.
Давайте прочитаем слоги еще раз с договариванием до полного слова.
Вывод: Гласные обозначают мягкость или твердость предшествующего согласного.
Игра «Найди свой домик».
Выставляется синий домик и зеленый домик.
Выберите одну букву. В синем домике будут жить, гласные буквы, обозначающие твердость предшествующей согласной, а в зеленом – гласные, обозначающие мягкость.
Была хорошая погода, все гласные вышли гулять (дети гуляют по группе с буквами). Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи. Начался проливной дождь. Буквы увидели домики и устремились к ним, каждый к своему.
Отдохнули? Пора за работу.
Для этого задания нам нужно разбиться на три группы.
Дети делятся на подгруппы: с высоким уровнем дается слово диван, со средним – дубы, с низким – дом.
Нам нужно составить звуковую схему слов, а каких вы узнаете, отгадав загадки. Вашему столу:
Один из подгрупп работает у доски.
Ребята, в нашей лаборатории произошло неприятное событие. Один лаборант пролил кислоту на документы, и многие буквы испортились. Очень прошу вас помочь восстановить все буквы. Большое, вам, спасибо. Молодцы. Вы хорошо поработали, я предлагаю поиграть в игру эхо.
Игра «Эхо».
Я называю слово, а вы – эхо повторяете только гласные звуки.
Лось, волк, мышь, рысь, лиса.
Итог.
Наша работа подошла к концу. Мне очень интересно было работать с вами. А с каким настроением работали вы? Довольны ли вы собой? Что было труднее искать звук или прятать его самим? Вы показали хорошие знания. На память о нашей встрече, я хочу вручить вам дипломы «Юных знатоков русского языка». Надеюсь встретиться с вами еще раз. До свидание!