Шабайкина Зинаида
Конспект занятия «Украшаем салфетку мордовскими узорами» по нетрадиционному методу рисования в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к национальной культуре.
Задачи:
приобщения к истокам и культуре традиционного мордовского творчества, воспитание у детей интереса к произведениям народного декоративно – прикладного искусства;
создания условий для развития художественно – творческих способностей и активности детей для формирования у них эстетического вкуса;
умения сохранять и использовать в быту народные изделия, костюмы, предметы интерьера;
воспитание уважения к рукотворчеству; формирование чувства национальной гордости.
Публикация «Конспект занятия „Украшаем салфетку мордовскими узорами“ по нетрадиционному методу рисования в подготовительной группе» размещена в разделах
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Нетрадиционные техники рисования
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Орнамент, узоры. Аппликации
- Подготовительная группа
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
Словарная работа: Познакомить детей с новым мордовским словом инжихть (гости), закрепить ранее полученные знания, нетрадиционный метод рисования (печать), активизировать речь.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках
Воспитатель: Шумбратада шабат!
Ответы детей (на мордовском языке)
Воспитатель: Ребята, а на каком языке я свами поздоровалась?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, на мордовском. А к нам пришли сегодня гости. А вы знаете как переводится «гости» на мордовском языке?
Ответы детей
Воспитатель: Сейчас я вас познакомлю. Гости по-мордовски – инжихть. Повторите пожалуйста.
Дети повторяют.
Воспитатель: Давайте мы с ними поздороваемся по-мордовски.
Дети приветствуют гостей на мордовском языке.
Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру. Игра называется «Ответь по русски». Я кидаю мячик и называю мордовское слово. Тот кто поймал мячик переводит слово на русский язык.
Воспитатель и дети играют в игру.
Воспитатель: Молодцы дети, садитесь на стульчики.
Стук в дверь. Появляется кукла в мордовской национальной одежде.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришла. Вы угадали ее?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно! Это наша мордовочка. Ее зовут Татюня. Она не одна пришла, что - то с собой привезла. Татюня, что же ты нам привезла?
Татюня: (имитация голоса). Я привезла иллюстрации народных мастеров.
Воспитатель: Посмотрите, какие интересные иллюстрации нам привезла Татюня. У каждого народа есть своя особенность в изображении орнаментов. Среди этих предметов есть изделия гжельских, хохломских и мордовских мастеров. Ребята, а здесь не только иллюстрации, здесь и карточки, что то на них написано. Да это же загадки. Послушайте загадки, и скажите, о каких росписях в них говорится.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют …. Хохломой!
Найдите среди предметов декоративно - прикладного искусства иллюстрации хохломских мастеров.
Дети ищут
Воспитатель: Какие цвета преобладают в хохломской росписи?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, красный, золотой, черный.
А что в своей росписи отразили хохломские мастера?
Ответы детей
Воспитатель: Да, конечно же, красоту родной природы.
А теперь послушайте следующую загадку, и скажите, о каком промысле говорится в ней.
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её название – Гжель.
Кто мне найдет иллюстрации гжельских мастеров?
Дети находят
Воспитатель: Ребята, а какие цвета преобладают в гжельской росписи?
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, правильно дети синий, голубой, белый.
А что изображали гжельские мастера?
Ответы детей
Воспитатель: Конечно же, сказочных птиц, животных, растений.
Скажите, а из чего делали мастера свои изделия?
Ответы детей
Воспитатель: Да, хохломские мастера – из дерева, а гжельские из глины.
Правильно. А как вы думаете, дети, остальные иллюстрации каких мастеров?
Ответы детей
Воспитатель: Верно, мордовские мастера. Ребята, Татюня, что - то хочет мне сказать (имитация разговора)
Воспитатель: Татюня просит, что бы вы для ее выставки расписали салфетки. Выполним ее просьбу?
Дети: Да.
Воспитатель: Я думаю, что нам это будет сделать не сложно, потому что мы используем нетрадиционные методы рисования.
У каждого народа есть свой национальный костюм, язык, орнаменты, которыми они украшали свою одежду. Вот и у нас в Мордовии есть свои национальные орнаменты. Татюня привезла не только изделия, но и образцы элементов мордовских узоров. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Воспитатель показывает печати с изображением элемента мордовского узора.
Воспитатель: Какие цвета мы видим на мордовских узорах?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, красный, черный, желтый, зеленый.
Я вам предлагаю украсить наши салфетки вот таким орнаментом. Мы используем красный и черный цвет.
(Показ)
Воспитатель: Для работы перед вами лежат следующие материалы: это бумажный квадрат, гуашь двух цветов: красный и черный, кисточки и печати с элементами мордовского орнамента и т. д.
Какую форму имеет наша салфетка?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, квадрат.
На I этапе мы будем украшать середину салфетки.
На II этапе – края.
Сначала мы берем галочку, обмакиваем красной гуашью и наносим в середине салфетки элементы мордовского узора, в соответствии колорита.
На II этапе – берем ступеньки, обмакиваем черной гуашью и наносим по краям салфетки узоры. Прежде чем мы приступим к работе, давайте приготовим наши пальчики.
Физ. Минутка
Загибаем пальцы по последовательности начиная с большого пальца
Тя сурнязе атяне
Тя сурнязе бабаня
Тя сурнязе аляне
Тя сурнязе тядяне
А тя сурнязе мон
Минь пара семьяньке. Зажимаем ладони.
Воспитатель: Давайте закрепим все этапы работы:
Что мы будем делать на I этапе?
Дети: Украшать середину салфетки.
Воспитатель: Что мы будем делать на II этапе?
Дети: Украшать края салфетки.
Воспитатель: Молодцы. А теперь приступим к работе.
Звучит музыка.
(В ходе занятия воспитатель помогает детям индивидуально).
Анализ:
Воспитатель: Ребята, все ваши салфетки очень красивые и веселые. Покажите свои салфетки Татюне.
(Дети показывают работы).
Воспитатель: Ей все очень понравилось, но пора Татюне домой. Ребята давайте мы с ней попрощаемся по-мордовски. Дети, а вы знайте как?
Няемозонк.
Дети: Няемозонк.
Воспитатель: Молодцы.
А теперь давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии?
Дети: Смотрели иллюстрацию и расписывали салфетку.
Воспитатель: Что запомнилось больше всего вам на занятии?
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы.
А был ли момент, когда вам немного было скучно?
Ответы детей
Воспитатель: Я хочу сказать вам, что вы были активны, мне было интересно с вами работать. За совместную работу спасибо.