Людмила Алексеева
Конспект занятия в старшей группе «В мире бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.
Оборудование: Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов. Бумага : оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная (салфетка, туалетная бумага, альбомная, копировальная бумага, карандаши, ножницы, трафареты животных, вода (в ёмкости).
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „В мире бумаги“» размещена в разделах
Предварительная работа: Рассматривание предметов сделанных из бумаги. Беседа о бумаге и её свойствах.
Ход занятия:
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная (бумага)
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга)
Листы у неё белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю
Среди полосок и клеток. (Тетрадь)
Все это конечно сделано из бумаги
Воспитатель: Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова «Бумажный кораблик».
Кораблик непрочный, кораблик бумажный
В потоке огромном несётся отважно
К неведомым странам, в чужие места.
Кораблик бумажный с названьем – «Мечта».
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?
- Тогда смелее в путь.
Дети, садятся за столы. (На столах лежат образцы бумаги разных видов).
Воспитатель: В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в
руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.
Воспитатель: Вся бумага одинаковая?
Дети. Нет.
Воспитатель: Чем отличаются листочки? (Ответы детей)
Воспитатель: Поиграем в игру «Нади такой же листочек, как я».
Сейчас, тот, кого я попрошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пока все листочки бумаги не кончаться.
(Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).
Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т. д.
Воспитатель: Из чего делают бумагу? (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, люди сначала научились писать, или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).
Воспитатель: В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу.
Показ презентации
-В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Слайд 1-4).
-В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только они больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой. (Слайд 5-6)
Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Слайд 5-7).
На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Слайд 8).
-А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Слайд 9).
-Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Слайд 10). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения.
-Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Слайд 10_11).
Воспитатель: Как вы думаете, что можно сделать из бумаги?
(Дети перечисляют бумажные предметы) - плакат, письмо, альбом, книга, деньги, салфетка, упаковка, коробка, обои и т. д. (Слайд 12-14)
Воспитатель: Молодцы, совершенно верно! Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом. (Слайд 15)
Воспитатель: Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?
Дети: Нет, не может.
Воспитатель: Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).
Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
По бумаге я бегу, все умею, все могу (бег на месте)
Хочешь домик нарисую (встать на носочки, руки вверх, изображая крышу)
Хочешь елочку в снегу (присесть, руки вниз в стороны)
Хочешь дядю (показать усы)
хочешь сад (повороты в стороны, руки вверх)
Мне любой ребенок рад (прыжки на месте)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру: «Бывает, не бывает».
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными:
Бумажная книга Бумажный стул
Бумажные обои Бумажная обувь
Бумажный фантик Бумажное пальто
Бумажная газета Бумажный шкаф
Бумажный альбом Бумажное яблоко
Бумажные деньги Бумажная дверь.
В. А теперь мы с вами с помощью опытов вспомним свойства бумаги.
Опыт № 1 «Бумага мнется»
А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной плотности (картон, газетная и обойная бумага) и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?
Значит делаем вывод: бумага мнется. Чем толще бумага, тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. (полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради) Это первое свойство бумаги.
Опыт № 2 «Бумага рвется»
Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую?
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся,
Второе свойство бумаги - бумага рвется.
Пальчиковая гимнастика
Мы бумагу рвали, рвали.
Мы бумагу мяли, мяли,
Так, что пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
И опять ее порвем.
Опыт № 3 «Бумага режется»
Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее? ( Ответы детей: тонкая бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у нас возникли затруднение) Какой сделаем вывод?
Вывод: картон толще, чем бумага - третье свойство.
Опыт № 4 «Бумага намокает»
Для следующего опыта нам понадобится вода.
Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?
(Ответы детей)
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный - четвёртое свойство.
Опыт № 5 «Бумага летает»
Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой.
Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. Приготовились. Правила выполнения упражнений гимнастики: как надо дышать?
Дыхательная гимнастика.
Сейчас мы подуем на бумажные комочки. Понаблюдаем за их движением
На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.
Воспитатель: Итак, мы с вами провели опыты и вспомнили о некоторых свойствах бумаги.
Воспитатель: А сейчас я вас познакомлю с новым свойством бумаги. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?
Дети. Бумага скрутилась.
Воспитатель: Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.
Воспитатель: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)
Воспитатель: Вы встречались с ней раньше?
Воспитатель: Как вы думаете, для чего она нужна?
Воспитатель: Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.
Воспитатель: Обследуем копировальную бумагу.
Воспитатель: Какие стороны у бумаги?
Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги «жирная», с краской, а другая «матовая».
Воспитатель: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.
Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?
Дети: Два.
Воспитатель: Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).
Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по трафарету.
Рассматривают работу.
Воспитатель: Сколько рисунков у вас получилось?
Воспитатель: Как вам удалось это сделать?
Воспитатель: Нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране? Подведение итогов: наше сегодняшнее занятие было посвящено бумаге. Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять? Какими свойствами обладает бумага?
Дети: Бумага мнется.
Бумага рвется.
Бумага можно резать.
Бумага намокает.
Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
Воспитатель: отмечает работу детей, на ваших столах лежат смайлики с улыбкой и грустный, поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению!
Воспитатель: Наш кораблик «Мечта» отправляется в обратный путь.
Воспитатель: Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.