Ирина Ширяева
Конспект занятия «В гостях у сказки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 города Фрязино Московской области.
Конспект занятия для средней группы
«В гостях у сказки».
Воспитатель: Ширяева Ирина Игоревна
2021год
Цель:
Воспитывать интерес к литературе, любовь к книге.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с разными видами сказок.
2. Учить определять виды сказок.
Публикация «Конспект занятия „В гостях у сказки“ в средней группе» размещена в разделах
3. Помочь детям через пословицу понять глубокий смысл мудрости народных сказок.
Развивающие задачи:
1. Развивать и обогащать речь детей посредством пословиц и загадок.
2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого, умение делать нравственный выбор.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей любовь к народным и литературным (авторским) сказкам.
2. Воспитывать неравнодушного читателя, способного испытывать симпатию к героям книг, умеющего сопереживать им.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, картина с домиком Алёнушки, костюм Алёнушки, «волшебный клубочек».
Ход занятия:
Дети заходят в группу. Слайд № 1.
Воспитатель:
Не бывает в наши дни чудес на свете
Для тех, кто не верит в них сам.
Нет Кощея, это знают даже дети,
А сказки живут тут и там.
Лукоморья нет на карте,
Значит в сказку нет пути…
Это присказка – не сказка,
Сказка будет впереди.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о сказках. Как вы думаете, что такое сказка? Чем сказка отличается от рассказа?
(В рассказе описываются события, которые могли произойти на самом деле, а в сказке и персонажи, и события выдуманные, волшебные, такие, каких не встретишь в жизни).
Воспитатель: Дети, а кто пишет (придумывает) сказки?
(Сказки бывают народные и авторские).
Воспитатель: Молодцы, а вы знаете пословицы о сказках (Да, знаем).
1. Скоро сказка сказывается,
Да не скоро дело делается.
Воспитатель :О чём эта пословица?
(На словах сделать что либо гораздо легче, чем на деле).
2. Кушай, кушай, а сказку слушай :
Умом - разумом смекай, да на ус мотай.
Воспитатель: Как вы понимаете эту пословицу?
(В любых обстоятельствах надо уметь слушать.)
(Давайте прислушиваться к тому, что нам говорят, но при этом думать своей головой.)
3. Сказка - ложь, да в ней намёк.
Добрым молодцам урок.
Воспитатель: О чём эта пословица?
(Сказка содержит что-либо поучительное.)
(Давайте учиться делать выводы.)
Воспитатель: Дети, что объединяет все эти пословицы?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем, что сказка хоть и выдумка, но она учит нас быть смелыми, дружными, находчивыми, учит уважать старших и т. д. А теперь, ребята, я приглашаю вас в сказочное путешествие. С помощью каких волшебных предметов можно попасть в сказку?
(Ковёр - самолёт, сапоги - скороходы, волшебная палочка и т. д.) Слайд № 2.
Чтобы нам не заблудиться
Без тропинок и дорог,
Мы возьмём с собой в дорогу
Круглый сказочный клубок.
Воспитатель показывает волшебный клубок. Слайд № 3. Отправляются в дорогу под музыку (пьеса И. Чайковского «Баба Яга»). Подходят к картине с изображением избушки на курьих ножках.
Воспитатель: Узнаёте этот дом? Чтобы вспомнить, кто в избушке живёт, надо отгадать загадку:
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живёт непростая старушка -
Берёт помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает как птица.
Слайд № 4.
Воспитатель: Дети, какие вы знаете сказки с этим персонажем?
(«Гуси - лебеди», «Василиса Прекрасная», «Баба Яга»)
Воспитатель: Кто написал эти сказки?
(Народ. Как правило, Баба Яга, это персонаж русских народных сказок.)
Воспитатель: Ребята, а какой характер у Бабы Яги? Какие поступки она совершает? Это хороший или плохой персонаж?
(Ответы детей.)
Воспитатель: А вы знаете, что когда Баба Яга колдует, она говорит волшебные слова. Давайте и мы поиграем.
Проводится игра «Шалей-валей».
Тёмной ночью в лес ходила,
Рвала травы и сушила,
Все коренья находила.
Мои снадобья Кощей
Перепутал все злодей.
Изготовлю заново
Колдовские снадобья
Где ромашка, где шалфей-
Разберусь я поскорей:
«Шалей-валей
Варись быстрей
Крутись-вертись, зелье сварись!»
Затем дети отправляются дальше (Слайд № 5, вслед за волшебным клубком под музыку А. Рыбникова из кинофильма «Приключение Буратино». Подходят к картине с изображением очага.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт свой длинный
Кто же это?
(Буратино.)
Слайд № 6.
Воспитатель: Как вы думаете в какую сказку мы попали?
(Приключение Буратино).
Воспитатель: Ребята, а кто написал эту сказку? (Алексей Толстой) Воспитатель: Ребята, а кто главный герой этой сказки?
(Главный герой сказки Буратино.)
Воспитатель: А какой Буратино? Опишите его.
(Наивный, добрый, непоседливый и т. д.)
Воспитатель: Дети, давайте скажем волшебные слова «Крекс, фекс, пекс» и превратимся в кукол из театра Карабаса Барабаса.
(Дети изображают героев сказки, затем со словами «Крекс, фекс, пекс» превращаются обратно в детей.)
Воспитатель предлагает продолжить путешествие и отправиться вслед за волшебным клубком. Слайд № 7. Звучит музыка композитора В. Дашкевича «В гостях у сказки». Подходят к домику.
Воспитатель: Что это за домик? Кто в нём живёт? Послушайте загадку:
Братишка ей не подчинился
И вот в козлёнка превратился,
Когда водицы из копытца
Он в знойный день решил напиться.
(Алёнушка.)
Выходит из домика Алёнушка.
Алё нушка: Здравствуйте, ребята. Вы правильно угадали - я Алёнушка. Ребята, а вы помните, что у меня есть братец-Иванушка? Он меня не послушался и попил заколдованной воды. Правильно он поступил? А вы послушные ребята и всегда правильно поступаете?
(Да).
Алё нушка: Ой, это очень хорошо. А загадки вы любите?
(Любим).
Слайд № 8 (отгадки по щелчку).
Алё нушка: Тогда слушайте мои загадки.
1. Что за сказка : кошка, внука,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали
Корнеплоды собирали.
(Репка.)
2. Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадали без подсказки
Кто герои этой сказки?
(Три медведя.)
3. Из муки он был печён,
На окошке был стужен,
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом.
(Колобок.)
4. Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик — … (Теремок)
5. Долго-долго терпела посуда
И решила: «Уходим отсюда!»
Даже ложки ушли и стаканы,
И остались одни тараканы.
Все ушли от неё, без разбора.
Имя этой неряхи — … (Федора)
6. Жили братья-толстячки,
Все три носа — пятачки.
Старший братец — всех умней,
Дом построил из камней.
Отвечайте-ка, ребята,
Кто те братья? … (Поросята)
Аленушка: Молодцы ребята, все загадки отгадали. Вижу я, что сказки вы знаете и любите. Ну а мне пора возвращаться к братцу моему Иванушке.
Аленушка прощается и уходит.
Воспитатель предлагает отправиться ребятам дальше, вслед за волшебным клубком. Слайд № 9. Звучит музыка композитора В. Дашкевича «В гостях у сказки». Выходят на полянку. Слайд № 10.
Воспитатель: Шли мы шли, шли мы шли и полянку нашли. Ребята, какая чудесная полянка, давайте здесь немного отдохнем и поиграем.
Импровизация движений по тексту
-Только в лес мы пришли, появились комары, (махи руками)
-Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда. (руки у щёк, качают головой)
-Тихо птенчика берем и назад в гнездо кладем. (наклоняются, «берут птенчика» и кладут в гнездо, поднимаясь на цыпочки)
-На полянку мы заходим, много ягод мы находим. (наклоны)
-Земляника так душиста, что не лень и наклониться. (вдох носом выдох ртом)
-Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса, (рука у лба «сморит», выражение лица - хитрое)
-Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим. (руки на поясе, идут на цыпочках)
-На болоте две подружки, две зеленые лягушки. (прыгают как лягушки)
-Утром рано умывались, полотенцем вытирались. (трут щеки, трут руки) -Лапками шлепали, лапками хлопали, (хлопают)
-Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось, (движения рук по
тексту)
-Лапки здесь и лапки там, что за шум и, что за гам! (Ермолаева Н.)
Воспитатель: Ну вот, отдохнули? Поиграли? Пора нам возвращаться в детский сад, а клубочек нам поможет.
Воспитатель берет клубочек и говорит:
Порезвились, поиграли,
И знакомою тропой все отправились домой.
Под музыку отправляются в обратный путь. Слайд № 11.
Слайд №12. Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами делали?
Дети: путешествовали по сказкам, вспомнили, что сказки бывают народные и авторские; вспомнили пословицы о сказках, встретились с Алёнушкой, отгадали загадки.