лариса иванова
Конспект занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в 1 классе «Путешествие по великой стране слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие "Путешествие по великой стране слов»
Цели:
образовательные:
закрепление знаний, полученных на логопедических занятиях;
актуализация знаний по лексической теме;
коррекционно-развивающие:
развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, звукового и слогового анализа и синтеза;
развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, речи.
Формирование учебной мотивации.
обогащение и активизация словаря по теме "Путешествия";
воспитательные: создание ситуации успеха.
Публикация «Конспект занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в 1 классе „Путешествие по великой стране слов“» размещена в разделах
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Психология школьников
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: маршрутный лист, таблицы, индивидуальные задания в конвертах, отрывки из сказок, плакаты с загадками, предметные картинки с изображением игрушек, сказок, магнитофон, краски, мячик, призы участникам.
Ход занятия
Организационный момент /снятие психического и эмоционального напряжения, настрой на позитивную работу, поднятие настроения у детей/
Психолог: Здравствуйте ребята, я рада видеть и приветствовать вас.
С каким настроением вы пришли на занятие? Выберите подходящий смайлик.
Возьмитесь за руки и скажите: «Я рад с тобой общаться».
Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Вы все любите путешествовать? Тогда мы совершим увлекательное путешествие по великой стране слов. Вместе с вами в путешествие отправлюсь я, ваш психолог Татьяна Анатольевна, логопед Лариса Юрьевна и все наши гости, которые присутствуют сегодня у нас на занятии. А в конце нашего путешествия вас всех ожидает приятный сюрприз. (можно без призов)
Но, я думаю, прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами должны выполнить упражнения, после которых вы будете лучше видеть, слышать, запоминать, размышлять. Итак, вы готовы?
Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга (10 сек).
Разогретыми руками потрите щё чки:, мочки ушей (10 сек).
Кончиками пальцев часто, словно по барабану, постучите по макушке (10 сек).
Ладошкой правой руки поглаживаем внешнюю сторону левой руки, а теперь ладошкой левой руки поглаживаем внешнюю сторону правой руки (10 сек).
правило речи.
Молодцы! А вы знаете, ребята, что успех любого путешествия зависит от настроения? В путешествии не должно быть хмурых и сердитых людей. А сейчас повернитесь друг к другу и улыбнитесь! Вы чувствуете, как от улыбок всем вам стало тепло и уютно?
А чтобы наше путешествие прошло удачно, вам понадобятся все ваши знания, полученные на логопедических занятиях, а также смекалка, собранность и внимание!
Основная часть. Путешествие /развитие зрительного восприятия, логического мышления, зрительной памяти/
Психолог: Ребята, посмотрите на маршрутный лист (на экране, на нём отмечены остановки, на которых мы с вами сегодня побываем.
Сегодня мы будем путешествовать на разных видах транспорта. А на каком транспорте мы отправимся до ост. "Отгадайка", вы узнаете, если отгадаете загадку. Но загадку вы должны будете не просто отгадать, а сначала её прочитать по мере возрастания чисел, а затем уже отгадать. Загадку вы должны прочитать чётко и ясно, без запинок, затем отгадать её, только тогда мы сможем отправиться в путь.
Дым(1) пускает(2) над(3) водой(4)
Домик(5) с(6) белою(7) трубой. (8)
Он(9) пыхтит(10) почти(11, как(12) чайник(13,
Капитан(14) на(15) нем(16) начальник(17). Слова располагаются на экране в разном порядке под номерами.
(Дети отгадывают загадку. Появляется отгадка пароход)
Дыхательная разминка «Пароходик»
Логопед. Здесь нас встречают герои сказки «Мойдодыр». «Умывальников начальник и мочалок командир» Мойдодыр любит, чтобы все дети были чистыми и опрятными и просит назвать предметы, которые являются его главными помощниками. Названия этих предметов он спрятал в ряду букв. Назовите эти предметы.
(на экране)
АБВГМЫЛОХФЦМОЧАЛКАИРФ ПОЛОТЕНЦЕ
Дети называют предметы.
Да здравствует мыло
душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Психолог. Хорошо. Путешествуем с вами дальше. Следующая остановка «Игровая». А, чтобы узнать вид транспорта, на котором мы туда отправимся, вы должны отгадать загадку:
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт,
Человек им управляет.
Что такое?. (Самолёт)
(отгадка на экране)
игра
Психолог. Молодцы, ребята! Продолжаем наше путешествие дальше.
Остановка "Сказочная" / развитие зрительного, слухового восприятия, воображения/
Психолог: Следующая ост. «Сказочная». А на чём мы будем добираться, вы узнаете, прослушав фрагмент музыки (включается запись шума моря – на ките или дельфине). Правильно. Молодцы!
Прежде, чем мы отправимся дальше, сядьте поудобней, сделайте глубокий вдох:, выдох:, закройте, пожалуйста, глаза. Представьте, что вы находитесь на берегу моря, солнечный зайчик ласково касается ваших ног:, поднимается выше к животу:, к плечам:, тепло растекается по рукам: и поднимается к голове: Солнечный зайчик на вашей макушке; ласково гладит вас по волосам. А сейчас потихоньку начинайте открывать глаза.
Расскажите мне, какие чувства охватывали вас? (Дети высказывают свои впечатления). Скажите, ребята, а вам понравилось?
Логопед.
Здесь нас встречают герои сказки «Путаница».
Логопед
Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но, едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Ребята, прежде чем приступить к выполнению задания, давайте уточним: чем звук отличается от буквы?
Дети. Звук мы произносим и слышим, а букву пишем, видим, называем.
Логопед. Сейчас я буду читать стихи, в которых заблудились звуки, а вы должны внимательно послушать и исправить ошибку. Чтобы это сделать, найдите слово, в котором заблудился звук, и замените этот звук нужным.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
В каком слове заблудился звук?
Дети. В слове майки заблудился звук [м].
Логопед. Каким звуком нужно заменить звук [м]?
Дети. Звук [м] нужно заменить звуком [ч].
Логопед. Куда вы поставите звук [ч] в слове : в начало, середину или в конец?
Дети. Звук [ч] поставим в начало слова.
Логопед. Какое слово получится?
Дети. Получится слово чайки.
Логопед. Давайте проверим, как мы исправили ошибку.
Логопед читает верный вариант, дети вставляют нужное слово.
По дороге вдоль села
Мама с бочками пошла.
Дети снова анализируют, исправляют, проверяют фразу.
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Дети снова анализируют, исправляют, проверяют фразу.
Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание, потому что знаете, что каждый звук в слове имеет свое место!
Психолог. Открываем следующую страницу волшебной книги сказок. Теперь нас встречают герои сказки… А какой, вы сами узнаете, отгадав загадку. Слушайте:
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит -
Это доктор …
Дети (хором). Айболит!
Психолог. Итак, нас встречают герои сказки «Айболит». Ой, ребята, что-то в этой сказке произошло, не переворачивается страница.
Из книги выпадает записка.
(Читает.) Ребята, доктор Айболит прекратил прием больных животных, потому что потерял один предмет. А какой - мы узнаем, разгадав ребус. На прошлом занятии мы познакомились с первым правилом ребусной азбуки. Кто вспомнит это правило?
Дети отвечают.
Сегодня задание посложнее: вместо слова - рисунок, но правило такое же: если перед рисунком стоит запятая, то исключается первый звук в названии рисунка, если запятая стоит после рисунка, то исключается последний звук. Ребята, на доске вы видите два ребуса, каждый из них состоит только из одного рисунка, и зашифровано в каждом из них только одно слово. Разгадаем первый ребус и узнаем, какой предмет потерял Айболит. Что изображено на рисунке?
Дети. Бочки.
Психолог. Запятая стоит перед рисунком. На что она указывает?
Дети. Первый звук в названии рисунка надо исключить.
Психолог. Если мы исключим первый звук в слове бочки, то какое слово получится?
Дети. Очки.
Психолог. Ребята, мы отгадали ребус. Доктор Айболит нашел свои очки и продолжает свой прием. (Переворачивает страницу книги.) Теперь доктор Айболит просит угадать, кто пришел к нему лечиться. А узнаем мы это, если разгадаем следующие ребусы. (Показывает рисунок.) Кто изображен на рисунке?
Дети. Волк.
Психолог. Запятая стоит после рисунка. На что она указывает?
Дети. Последний звук в слове волк нужно исключить.
Психолог. Если мы отбросим последний звук в слове волк’, то какое слово получится?
Дети. Вол.
Психолог. Ребята, вол - это животное, похожее на быка. Отгадываем следующий ребус. (Показывает рисунок.) Посмотрите на рисунок и расшифруйте слово ‘косы.
Дети. Осы.
Психолог. Объясните как вы это узнали.
Дети объясняют.
(Показывает новый рисунок.) Посмотрите на ребус и расшифруйте слово рыбак’.
Дети. Рыба.
Психолог. Объясните как вы это узнали.
Дети объясняют.
Так кто же пришел лечиться к доктору Айболиту?
Дети. Вол, осы, рыба.
Психолог. Молодцы!
Далее проводится физкультминутка.
Логопед. Ребята, вы прекрасно выполнили задания героев этой сказки и настолько понравились доктору Айболиту, что он хочет видеть вас и умными и здоровыми. Поэтому он советует вам ежедневно выполнять волшебную гимнастику.
Я подую высоко,
Дети поднимают руки вверх, тянутся вслед за ними и дуют.
Я подую низко,
Наклоняются вперед и дуют.
Я подую далеко,
Ставят руки на пояс, наклоняются вперед и дуют.
Я подую близко.
Кладут ладони на грудь, прижимают к ней подбородок и дуют на руки.
Молодцы, ребята. Теперь выполним гимнастику для глаз. Обведите глазами три круга по часовой стрелке и три круга против нее.
Дети выполняют.
Психолог. Открываем следующую страницу волшебной книги. В этой сказке праздник.
А сколько здесь гостей!
Логопед. Конечно, ведь нынче Муха-Цокотуха - именинница! Кого она только не пригласила к себе на чай из нового самовара, который купила на базаре! Пригласила Муха-Цокотуха и Федору. Да только Федора такая неряха и неумеха, что не смогла Мухе подарок подобрать. Давайте, ребята, поможем Федоре подобрать подарок для Мухи-Цокотухи. Предлагаю вам приобрести три предмета к чаю на «Аукционе слов». Для этого вам нужно назвать предмет, который я буду показывать, и придумать к нему как можно больше слов-признаков. Начинаем наш аукцион! (Показывает предмет.) Что это?
Дети. Сыр.
Логопед. Какой он?
Дети. Желтый.
Логопед. Желтый - раз, желтый - два…
Дети. Вкусный, мягкий, соленый, полезный.
Логопед. Полезный - раз, полезный - два, полезный - три. Продано. Вы приобрели сыр.
Аналогично дети приобретают лимон, торт.
Ребята, вы приобрели на «Аукционе слов» три предмета, но чтобы они стали настоящими подарками, их надо красиво упаковать. Я приготовила пять коробочек. На каждой коробке - цифра. Она соответствует количеству звуков в названии предмета, который нужно положить в коробку. Итак, определите количество звуков в названии предмета и выберите коробочку с соответствующей цифрой.
Проводится анализ звукового состава слов.
Назовите этот предмет. Сколько звуков в названии этого предмета? Назовите первый звук, второй и т. д. Назовите гласные звуки. Сколько слогов в названии этого предмета? В какую коробку положите этот предмет?
Дети выполняют задания и отвечают на вопросы.
Вы правильно разложили предметы по своим коробочкам. Подарки готовы. Но, кроме подарка, имениннице обязательно нужны добрые слова. Кто хочет поздравить Муху-Цокотуху? Для этого вам нужно вспомнить слова-обращения, слова-поздравления и слова-пожелания.
Несколько детей поздравляют Муху-Цокотуху.
Ребята, мне очень понравились ваши хорошие, добрые слова и то, как вы их произнесли: четко, внятно, правильно. Молодцы!
Психолог. Ребята, мы перевернули последнюю страницу волшебной книги и правильно выполнили все задания. Сейчас в стране Сказок произойдет чудо!
Появляется опрятно одетая Федора с чистой кастрюлей в одной руке и красочной книгой К. И. Чуковского в другой.
Федора. Спасибо вам, ребята! Вы помогли мне вернуться в мою сказку. Теперь я все гда буду аккуратной и посуду свою буду содержать в чистоте. А на прощание я хочу подарить вам книгу. Читайте ее и учитесь добру, потому что… (Показывает на плакат, висящий на стене.) Прочитайте, что здесь написано?
Дети (читают надпись на плакате). Добрая книга - лучший друг!
Психолог. Ребята, видите, как все хорошо закончилось. Счастлива Федора, что вернулась в волшебную книгу сказок, счастливы мы с вами, что помогли ей. Какой сказочный персонаж понравился больше всех? Кто написал эти сказки?
Дети отвечают на вопросы.
Психолог.
Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо работаете на занятии! И мы спокойно можем отправляться в путешествие дальше! Следующая остановка «Художественная».
На чём мы будем добираться до неё, вы узнаете, если соберете это слово из букв. В нем буквы потерялись, их нужно собрать по порядку, чтобы узнать вид транспорта, на котором мы отправимся дальше. (Автобус) Правильно, ребята!
(Автобус прикрепляется к ост. Художественная).
Остановка "Художественная" /развитие воображения, мелкой моторики, наглядно-образного мышления/
Психолог: На ост. Художественная мы с вами порисуем, а рисовать мы будем своё настроение, которое у вас было на протяжении всего нашего путешествия. Сейчас я вам раздам краски и кисточки. Ваша задача изобразить своё настроение в каком-либо образе. (Дети рисуют на фоне музыки). А теперь выберите подходящий смайлик.
/После рисования рисунки вывешиваются на доску и анализируются/
Логопед: Итак, наше путешествие подходит к концу. Скажите, ребята, вам понравилось сегодня путешествовать? А что нового вы для себя узнали? А что понравилось вам больше всего? /Ответы детей/. Пусть те знания, которые вы получили сегодня на занятии, пригодятся вам в дальнейшем.
Ребята, вы хорошо поработали. Спасибо!
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №7
Интегрированное занятие «Путешествие в страну слов»
учитель – логопед
Иванова Л. Ю.
педагог - психолог
Моисеева Т. А.