Получи документы

Конспект занятия «Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?»

Ильина Ирина
Конспект занятия «Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?»

Цель: помочь учащимся осознать, что прощение - необходимая черта характера.

Задачи:

- разобрать понятие слова «прости»

- познакомить со сложными жизненными ситуациями и путями их решения

- формирование нравственных качеств

Материалы: карточки с пословицами, листочки для написания чувств.

Ход занятия

Организационный момент

Приветствие. Сообщение темы и целей занятия

- Здравствуйте ребята, давайте порассуждаем с вами над такими простыми словами, как «прости» и «извини».

Публикация «Конспект занятия „Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?“» размещена в разделах

- В каких случаях мы произносим «извини», а в каких – «прости»? Простить – это «перестать упрекать», «не держать зла», «относиться терпимо к тому, что не принимаешь в других»; «не ждать, пока обидевший первый придет мириться».

В «Толковом словаре русского языка» С. Ожегова слово «простить» расшифровывается как «извинить, не ставить в вину, освободить от какого-либо обязательства». А в словаре В. Даля «простить – делать простым от греха, вины, долга; освобождать от обязательства, миловать».

Основная часть.

Я вам расскажу одну из сказок М. Горького об Италии. А вы подумайте, должно ли было прощение стать всепрощением?

М. Горький. Из «сказок об Италии».

«Уже несколько недель один итальянский город был осажден кольцом врагов. По узким улочкам угрюмо шагали отряды солдат; из окон домов доносились стоны раненых, молитвы женщин и плач детей. Особенно невыносимой становилась жизнь темными вечерами, когда все эти звуки были слышны слишком отчетливо. В этой тьме безмолвно мелькала фигура женщины, с головой укутанной в черный плащ. Люди, увидев ее, спрашивали друг друга:

- Это она? – Она!

Люди, опустив головы, пробегали мимо нее, а начальник патрулей предупреждал:

- Вы снова на улице, донна Марианна? Смотрите, вас могут убить…

Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших ее город, стоял ее сын, веселый и безжалостный красавец. Еще недавно она с гордостью смотрела на него, как на драгоценный подарок родине. Однажды такой же темной ночью она услышала плач женщины в глухом углу около городской стены. Марианна подошла и спросила, кто убит. На что женщина ответила:

- Мужа убили 13 дней назад. Это мой убитый сын. Я благодарна Мадонне за все, она все видит…

-За что?- спросила Марианна.

-Теперь, когда мой сын убит, я могу честно сказать, что он погиб, сражаясь за родину. Мне было страшно, что он изменит городу, как это сделал сын Марианны.

Дальше она осыпала проклятьями главного своего врага и его мать, то есть ту самую Марианну, которую она не узнала темной ночью.

Сама Марианна утром следующего дня явилась к защитникам города и сказала:

- Или убейте меня за то, что мой сын стал врагом народа, или откройте мне ворота, я уйду к нему…

Защитники посчитали, что мать уже наказана и выпустили ее из города. Женщина медленно шла к лагерю врагов. Ее незамедлительно проводили к сыну. Он встретил мать со словами:

- Мать, ты пришла ко мне, ты поняла меня, и завтра я возьму этот проклятый город!

- В котором ты родился, - напомнила она.

-Я родился в мире и для мира, чтобы поразить его удивлением. Этот город был у меня, как заноза в ноге, которая мешала мне быстро идти к славе, как я этого хочу. Но теперь - завтра- я разрушу гнездо упрямцев!

Так он говорил с нею до заката, она все реже перебивала его пламенные речи. Мать - творит, она- охраняет, и говорить при ней о разрушении, значит, говорить против нее, а сын этого не знал и отрицал смысл ее жизни. Мать сказала ему:

- Иди сюда, положи голову мне на грудь, отдохни, вспоминая, как весел ты был и как все любили тебя…

Он задремал на груди ее как ребенок. Тогда она, накрыв его своим черным плащом, воткнула нож в его сердце.

- Я – мать - я остаюсь со своим сыном, моя жизнь никому не нужна

После этих слов она вонзила тот же нож в свою грудь, в сердце, которое болит, легко попасть…»

Беседа с учащимися по вопросам :

- Могла ли мать рассуждать и взвешивать: простить сына или не простить?

- Как могла Марианна поступить еще?

- Кого прощала мать? Все ли можно простить? Чего простить нельзя, по-вашему?

- Кого не смогла простить? Почему (потому что любила своего сына)

Любить – это значит прощать,

Прощать – это понять,

Понять – это значит знать,

Знать – значит приблизиться к порогу мудрости. (Николай Рерих)

Иногда простить друг друга бывает легко, а иногда очень трудно, обида гложет человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям. Как же выйти из этого состояния? Что поможет?

Посмотрите на это дерево, оно высохшее, без листочков, его лишили жизни злость и обида. Давайте сегодня попробуем вырастить дерево добра, поучимся преодолевать свои обиды

- Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Поднимите руки, пожалуйста. Каждый из нас в обиде не одинок. Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.

- (Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.)

– Человек борется с обидчиком даже в мыслях, тратя на это физическую и интеллектуальную энергию, а также свои нервы. – Возникают сомнения в существовании справедливости. – Жизнь меняется в отрицательную сторону.

- Друзья, а вы ведь тоже кого-то обижали? А какие чувства испытывает человек, обидевший другого, – сам обидчик?

«Правило бумеранга»

Других не зли и сам не злись,

Мы гости в этом бренном мире.

А если что не так – смирись.

Будь поумнее, улыбнись.

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно.

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно.

Вторая Заповедь Иисуса Христа учит нас как нам относиться друг к другу: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Стоит задуматься «Как я себя люблю?» Ответьте себе мысленно на вопросы

(да или нет) :

Я обманываю? ДА

Я кричу на других? ДА

Я беру чужие вещи без разрешения? ДА

Я не выполняю обещания? ДА

Я обижаю других словом, делом? ДА

Я в мыслях осуждаю других? ДА

Но я себе все это прощаю? ДА

Значит, и других я должен прощать? ДА

Что значит простить?

• не таить обиду;

• не сердиться;

• не упрекать, первым помириться.

Игра «Человеческие чувства»

- Ребята, сейчас я вам озвучу список различных человеческих чувств. Выберите из них те, что мешают нам прощать, и запишите их на своих листочках. А теперь порвите их на мелкие кусочки, уничтожьте их, а кусочки мы вместе выбросим! Выбросите эти чувства и вы в своей душе. Давайте выбросим Злость и Обиду вместе!

А на приготовленных листочках и напишите чувства, которые помогут простить и попросить прощение.

Чувства:

Досада

Порядочность

Агрессия

Доброта

Любовь

Раздражение

Уважение

Гнев

Вдохновение

Интерес

Презрение

Обида

Зависть

Сердечность

Ненависть

Взаимопонимание

Равнодушие

Радость

Ревность

Страх

Счастье

Успех

У давным-давно существует праздник, который именуют Прощенным Воскресеньем. Это последний день масленицы. В этот день в стародавние времена люди шли в церковь и просили у бога прощенья за свои прегрешения, плохие поступки и ошибки, которые не давали людям жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. В последние годы старая традиция – празднования прощеного воскресения – плотно входит в нашу жизнь. В этот день можно услышать телефонный звонок и слова из трубки: «Прости меня. Можно увидеть на пороге твоего дома человека, которого вовсе не ожидал увидеть: «Прости меня- Конечно. Все мы люди. А человеку свойственно ошибаться, всякое в жизни бывает.

Недаром на Руси так много пословиц и поговорок об этих чувствах. Попробуйте соединить начало пословицы с её продолжением и объяснить ее.

Пословицы:

Есть слёзы – есть и совесть.

Упавшего не считай

за пропавшего.

Кайся, да опять

за старое не принимайся.

Тому тяжело,

кто помнит зло.

Злой человек, как уголь:

если не жжёт, то чернит.

Стихотворение Э. Асадова «Цветы прощения»

В белоснежном платье, как снежинка

(То ли в гости, то ли в отчий дом,

Шла девчонка вьющейся тропинкой

И несла букет живых цветов

Стройная, как тополь серебристый,

Весела, как звонкий ручеек.

Что-то нежно ей шептали листья,

Улыбался каждый лепесток.

Гладили кудрявую головку

Солнышка влюбленные лучи,

А она, счастливая девчонка,

Целовала розы лепестки.

И в глазах – лучащихся росинках –

Полыхала цветью неба синь.

И вот-вот, казалось, что пушинкой

Вдруг взлетит над шелестом осин.

Шла и пела голосом счастливым,

Вторила ей музыка весны,

И кругом светлее становилось

От сверкавшей платья белизны.

Что-то замаячило в сторонке,

И жестокой брошенный рукой

К платью белоснежному девчонки

Вдруг прилип зловонный грязный ком.

Словно ничего не понимая,

Девочка рассматривала грязь,

А мальчишка, руки потирая,

Нагло улыбался, щуря глаз.

Не всплакнула, не назвала хамом

Гордого виновника в ответ,

А с улыбкой светлой хулигану

Бросила душистый свой букет.

И, мотнув короткой рыжей стрижкой

(Сердце есть и у озорника,

Побежал пристыженный мальчишка

С пересохшей грязью на руках.

Если злые люди в вашей жизни

Вдруг оставят грязные следы,

Вы, подобно девочке-снежинке,

Бросьте в них прощения цветы.

Некоторые люди считают даже, что просить прощение – значит унизиться перед другим. Но прощение – это внутреннее, личное освобождение от обиды и борьба за освобождение другого из плена отрицательных эмоций. Не важно - какого ты вероисповедания, не важно - маленький ты или большой, человек должен уметь прощать, если он человек, но всё же лучше стараться не обижать других людей, животных, природу. А умение прощать даёт возможность человеку стать добрее, лучше, порядочнее.

Завершение занятия.

- Я желаю вам вселенского прощения. Желаю вам найти в себе силы простить человека, который вас обидел.

И напоследок вам Советы Дейла Карнеги.

Правило 1: заполните свой ум мыслями о спокойствии, мужестве, здоровье и надежде, ведь «наша жизнь – это то, что мы думаем о ней».

Правило 2: никогда не пытайтесь свести счёты с обидевшими вас, потому что этим вы принесёте себе гораздо больше вреда, чем им.

Правило 3: ведите счёт своим удачам, а не своим неприятностям!

Правило 4: когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.

Правило 5: забывайте о своих собственных неприятностях, пытаясь дать немного счастья другим. «Делая добро другим, вы в первую очередь помогаете себе».

Публикации по теме:

Конспект занятия «Если очень захотеть, можно в космос полететь» Цели: закрепить элементарные представления детей о космосе и Солнечной системе. Познакомить с основными понятиями по теме: космонавтика,.

Конспект занятия «Чем можно порадовать маму» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 муниципального образования Каневской район Конспект Речевое.

Конспект совместной деятельности взрослого с детьми младшего дошкольного возраста «Мы умеем дружить!» -способствовать совершенствованию себя как личность через общение с людьми. -продолжать развивать чувство уверенности в самом себе, чувство.

Конспект театрального занятия «Хочу всё знать» для подготовительной группы по программе «Язык выразительных рук» «Хочу все знать» Программное содержание: 1. Расширять знание детей о театре, как об основном виде искусства. 2. Активизировать речь детей.

Конспект занятия по ФПП «Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем» Цель: познакомить детей со свойствами воздуха и попытаться определить его место в пространстве. Выяснить какую роль воздух играет в жизни.

Конспект занятия по познавательной деятельности для детей второй младшей группы «Можно и нельзя» Конспект занятия по познавательной деятельности для детей второй младшей группы. Тема: Можно и нельзя. Цель: Учить относить к себе лично.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Как положено друзьям, всё мы делим пополам» Вид непосредственной образовательной деятельности: социально-коммуникативное развитие. Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Где можно найти воздух»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Где можно найти воздух» .

Конспект занятия во второй младшей группе «Что можно, а что нельзя» - Ребята, нам прислали письмо. Сначала прочитаем письмо. «Здравствуйте, ребята! Вам пишет Непослушка. Высылаю вам мои любимые игрушки.

Конспект беседы с воспитанниками СРЦН «Сколько раз прощать?» в рамках программы «Я и мир вокруг меня» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Умеем ли мы прощать? Всё ли можно простить?»
Опубликовано: 22 апреля 2019 в 21:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД