Екатерина Адеева
Конспект занятия «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: закрепить элементарные представления детей о космосе и Солнечной системе. Познакомить с основными понятиями по теме: космонавтика, космос, вселенная, галактика, солнечная система, планеты и их названия, спутники, кометы. Уточнить и расширять представления детей о первом космонавте страны, о работе космонавтов; подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственности людей за ее будущее; вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воспитывать уважение к труду космонавтов и гордость за героев нашей страны.
Публикация «Конспект занятия „Если очень захотеть, можно в космос полететь“» размещена в разделах
Материал: набор физ. ,оборудования для построения «космического корабля», д. /и. «Собери из частей целое», «холмы» (мягкие модули разной формы, конверты с заданиями: конверт с игрой «Собери из частей целое» (2 набора частей, 2 конверта с игрой «Вопросы на рассуждение», конверт с эстафетами: «Составь слово из букв», «Планеты по порядку», п. /и. «Космонавты» (обручи, конверт с раскрасками на космическую тему по количеству детей.
Ход:
В группе звучит музыка из мультфильма «Почемучка» (дети смотрели его на протяжении всей недели). Дети направляются к источнику музыки и обнаруживают конверты, на которых изображены герои мультфильма Лена и Сережа. Дети берут конверты и рассматривают их (на конвертах картинки разного размера с изображением героев Лены и Сережи).
Воспитатель: - Ребята, наши друзья Сережа и Лена отправили послание с заданием, но открыть конверты мы сможем, когда разделимся на компании. На столах лежат карточки с изображением таких же картинок как на конверте, но разного размера. Возьмите по одной карточке на столе и подойдите к соответствующему конверту.
Воспитатель: - Договоритесь и выберите того, кто будет открывать ваш конверт (дети открывают конверт и рассматривают схемы «Космического корабля»).
Воспитатель: - Задание от Сережи и Лены: построить по схеме «Космический корабль» (идет обсуждение детьми деталей космического корабля и строительство).
Воспитатель: - Давайте посмотрим, соответствует ли построенный корабль предложенной нам схеме. Выберете посыльного, который сможет это проверить (дети выбирают посыльного и тот проверяет правильность постройки).
Воспитатель: - Ребята, на этих «космических кораблях» мы сможем отправиться в космическое путешествие. А можно ли в нашей одежде лететь в космос? Почему? ( рассуждения детей: нельзя, скафандр защищает космонавта от холода, ударов, снабжает воздухом и он оснащен радиосвязью, чтобы космонавт мог связаться с космической станцией).
Обобщение воспитателем: - Вы правы, без скафандра космонавту совсем не обойтись. Ведь в космосе может быть холодно, а скафандр защищает космонавта от холода, от повреждений, если вдруг упадет метеорит. Также в скафандре есть большой запас воздуха. А если, осматривая корабль или проводя наружные наблюдения, космонавт слишком удалится от станции, то с помощью скафандра, в котором предусмотрена радиосвязь, он сможет связаться с товарищами, оставшимися на борту космической станции или на Земле. Наденем скафандры (имитируют одевание костюмов).
Воспитатель: - Вот теперь мы дружной командой можем отправляться в полет. Внимание! Займите свои места. Начинаем обратный отсчет: 10,9,8,7…1. Пуск! (гудят как ракета, имитируют полет в невесомости).
Воспитатель: - Посмотрите в свои иллюминаторы, мы отрываемся от Земли наша планета все дальше и дальше от нас. Сколько звезд вокруг! А вот пролетела комета! Внимание, приземляемся! По одному выходим из ракеты на поверхность планеты. Давайте посмотрим, какая она огромная, необычная. Пойдемте за мной. Я вижу какую-то возвышенность, посмотрим, что за ней находится (дети поднимаются в музыкальный зал, передвигаясь, как в невесомости. В зале звучит музыка и видеофильм с демонстрацией космического пространства музыка постепенно смолкает).
Воспитатель: - Ребята, чтобы не потеряться на незнакомой планете, давайте возьмемся за руки и будем держаться вместе (становятся в круг).
Речё вка:
О чем сегодня речь пойдет,
Кто это слово назовет?
(космос)
Кто же космос покоряет,
Кто из вас, ребята, знает?
(космонавт, астронавт)
На чем можно в космос отправиться?
И как корабли эти называются?
(ракета, звездолет).
Откуда стартуют корабли
С нашей родимой Земли?
(космодром).
Без чего космонавту обойтись нельзя,
Расскажите-ка, друзья.
(скафандр).
Что мы в космосе встречаем?
Быстро, четко называем.
(планеты, кометы, метеориты, спутники).
А где можно звездное небо наблюдать?
Вы можете мне подсказать?
(планетарий).
Чтобы в космос полететь,
Надо многое уметь,
Правила космические знать,
А главное - их выполнять!
Воспитатель: - Давайте проверим в порядке ли скафандры. Необходимо проверить дыхательный аппарат. Сделайте глубокий вдох…. Теперь медленный выдох. И еще раз. Все в порядке.
Воспитатель: - Посмотрите сколько холмов, нам будет тяжело здесь передвигаться. Думаю необходимо расчистить ее. Давайте попробуем сдвинуть этот холм в сторону. Для этого нужен космонавт, у которого… (признак) («Космонавт» сдвигает холм, под ним обруч, в обруче надпись «Собери из частей целое» и карточки разного цвета: желтого и зеленого (игра «Собери из частей целое», собрать целую картинку из частей (части по количеству детей).
Воспитатель: - Пока звучит музыка, вам нужно двигаться вокруг обруча, но не забывайте, что космонавтам в скафандрах очень тяжело передвигаться, поэтому двигаться нужно медленно, не торопясь. Как только музыка перестанет звучать, возьмите одну часть и подойдите к холму такого же цвета (дети подходят к холму, присаживаются на стульчики к столику).
Воспитатель: - Итак, задания от Сережи и Лены продолжают поступать.
Задание 1.
• Составьте, из частей целую картину. Ответьте на вопросы:
• Кто изображен на картине? (Ю. Гагарин)
• Чем прославился?
• Какие животные летали в космос?
• Существует ли в России праздник посвященный космосу? Как он называется и когда празднуется?
(Для каждого ответа на вопрос компания выбирает «отвечающего»)
Воспитатель: - Выберите одного «космонавта», который возьмет второе задание.
Конверт с заданием №2 (Вопросы на рассуждение, каждой компании по 3 вопроса)
1. Почему Марс называют красной планетой? (покрыт красными камнями и ржавой пылью);
2. Какая планета самая большая в Солнечной системе? (Юпитер);
3. Как движется ракета? Или почему она взлетает? (когда топливо выходит из турбин ракет, оно образует газы, газы взрываются и толкают ракету вверх);
4. Какая звезда дает нам тепло? (Солнце);
5. Когда наступает ночь средь бела дня? (солнечное затмение, Луна закрывает Солнце);
6. Почему звезды белые? И все ли они белые? (белые только большие, потому что они дают самый яркий свет, остальные меньше размером, они желтые и красные).
Воспитатель: - Выберите одного «космонавта», который возьмет третье задание.
Конверт с заданием №3
1. Эстафета «Составь слово из букв».
Воспитатель: - Выберите пять космонавтов, которые будут принимать участие в эстафете. Из предложенного набора букв вам необходимо составить слово на мольберте. У каждого участника должно быть по одной букве. Посмотрите на буквы и подумайте, какое это может быть слово.
(Каждый «космонавт» должен прикрепить одну букву ( слова: космос, ракета, дети по очереди подходят к мольберту и прикрепляют букву на магнит). Какое слово получилось?
2. Эстафета «Расставь планеты по порядку».
Воспитатель: - Выберите других пять человек, которые будут принимать участие. Вам необходимо расставить планеты в правильном порядке (дети по очереди подходят к мольберту и приклеивают планету на свою орбиту). Проверим правильность выполненного задания при помощи «запоминалки» (на неделе дети учили песенку с названиями планет).
Воспитатель: - Ребята, Сережа и Лена оставили нам обручи. Давайте немного отдохнем и поиграем.
Подвижная игра «Космонавты».
Воспитатель: - А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
Дружно за руки возьмись,
В круг скорее становись.
В разных концах зала кладут 4-5 больших обручей. Это посадочные места ракет, готовых отправиться в полет. В одной ракете может поместиться 2-3 космонавта. Всем мест в ракетах не хватает. Дети берутся за руки, идут по кругу хором произносят:
Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам,
На какую захотим – на такую полетим.
Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!
С последним словом все разбегаются и стараются быстрее занять места в одной из ракет. Опаздавшие выбывают из игры. Игра повторяется до последнего выбывшего игрока.
Воспитатель: - Ребята, Лена и Сережа спрашивают, знаем ли мы песни о космосе (дети предлагают исполнить знакомую им песню «Знаете, каким он парнем был», сл., А. Пахмутовой).
Стихи (дети) :
Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до солнца долететь.
И всерьез, не по-нарошку,
Познакомиться с Луной
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой.
Воспитатель: - Свой полет мы завершили.
Что же нам еще сказать?
Разрешите на прощанье
Всем удачи пожелать.
Гостям спасибо за внимание,
Им дружно скажем: «До свидания!»
Воспитатель: - Проверяем скафандры и в путь! (имитируют полет)
Сережа Лена оставили в группе конверт с раскрасками на тему «Космос», в благодарность за выполненные задания.
Выход на самостоятельную деятельность детей.