Юлия Морозова
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Как положено друзьям, всё мы делим пополам»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид непосредственной образовательной деятельности: социально-коммуникативное развитие.
Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе.
Образовательные задачи:
• обогащать лексику дошкольников синонимами, эпитетами;
• конкретизировать знания детей пословиц и поговорок о дружбе;
• формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость);
• учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов.
Развивающие задачи :
Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе „Как положено друзьям, всё мы делим пополам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
• развивать способности понимать и различать позитивные и негативные социальные эмоции;
• продолжать работать над осознанием основных эмоций: радости, печали, удивления, страха;
• совершенствовать культуру речи;
• развивать выразительность движений, умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения.
Воспитательные задачи:
• закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе;
• воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них;
• побуждать дошкольников к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь.
Предварительная работа:
• беседа с детьми о дружбе, об отношении друг к другу;
• чтение художественной литературы о дружбе;
• разучивание стихотворений и песен;
• создание презентации о дружбе;
• подбор аудиозаписей с песнями о дружбе для сопровождения.
Демонстрационный материал: Кукла Снеговичок, разрезная картинка «Снеговик», проектор, сердце-конвертик.
Раздаточный материал: Карточки-сигнальчики белого и черного цвета по количеству детей, трафарет «Сердце», красная цветная бумага, ножницы.
Ход занятия
Организационная часть
Воспитатель предлагает встать детям в круг.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.
- Ребята, когда я сегодня шла на работу, то около детского сада встретила Снеговичка. На улице зима. Снеговичок совсем замёрз, нужно ему помочь. Согласны?
Оставаясь стоять в кругу, будем называть друг друга ласково и передавать друг другу тепло наших рук и наших сердец. Соберём его вместе и подарим нашему снеговичку и назовем его ласково.
(Дети называют друг друга ласково, берутся постепенно за руки, подходят в центр к снеговичку и, соединив вместе все руки, называют его ласково. Снеговик светится).
Воспитатель: Посмотрите, он засветился, значит согрелся.
Снеговичок очень грустный потому, что у всех есть друзья, а у него нет. Он просит нас помочь ему и собрать для него друга. Вы согласны ему помочь?
Для этого нужно выполнить сложные задания. За правильные ответы я буду давать вам части снеговика, ответив на все вопросы, вы соберёте снеговика целиком. Согласны? Тогда в путь.
Но прежде скажем волшебные слова, которые помогут нам в пути. Возьмитесь за руки:
Мы самые сильные,
Мы самые смелые,
Мы самые дружные,
У нас всё получится!
Основная часть
1 задание: «Качества настоящего друга»
Проверим, знаете ли вы, какими качествами должен обладать настоящий друг.
Я буду называть качества, а вы отвечать с помощью карточек – сигнальчиков.
Если качество необходимо для друга сигнальчик белый,
Если нет – чёрный. Понятно? Слушайте внимательно!
• Вежливый
• Внимательный
• Глупый
• Грубый
• Капризный
• Смелый
• Надёжный
• Злой
• Терпеливый
• Жадный
• Честный
(получают первый круг)
2 задание: «Продолжи пословицы о дружбе и друзьях»
Я начинаю, а вы заканчиваете.
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Один за всех и все за одного.
4. Дружба – самое дорогое сокровище.
5. Дружба-дороже денег.
6. Без друга в жизни туго.
7. Друзья познаются в беде.
(получают второй круг)
3 задание: «Сложи волшебное слово», карточки на переносной доске.
• Назовите все цифры.
• Выложите цифры по порядку. Переверните карточки. Прочитайте слово (дружба).
(получают третий круг)
Воспитатель: Дружба как теремок: строит трудно, а сломать легко.
Физминутка «Теремок»
На поляне теремок, (Ладони сложить “домиком”)
Дверь закрыта на замок (Сомкнуть пальцы в замок).
Из трубы идет дымок (Поочередно из всех пальцев сделать колечки)
Вокруг терема забор (Руки перед собой, пальцы растопырить).
Чтобы не забрался вор
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (Щелчки каждым из пальцев поочередно)
Открывайте! (Кулаком постучать по ладони)
Я ваш друг! (Широко развести руки в стороны).
4 задание «Проблемные ситуации»
«Ваня принес в детский сад новую игрушку - самосвал. Bceм детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Ване подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Ваня…».
Воспитатель: Что сделал Ваня? Почему? (ответы детей)
Посоветуемся все вместе, как выйти из такого положения. Есть правила, которые помогают жить мирно. Хотите их узнать?
• Соблюдай правила.
• Не смейся над товарищами.
• Не жадничай.
• Уступай.
• Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй).
(получают четвертый круг)
5 задание «Честность»
Присядьте тихонько на ваши стульчики и приготовьтесь вновь рассуждать!
В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.
-Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.
-Не знаю, - сказала Маша. – Наверное, это Максим.
А надо сказать, что мальчик по имени Максим часто ломал игрушки других детей.
-Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.
-Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.
-Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша - моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Подошла Катя к Маше и спросила (Как вы думаете, о чем спросила Катя свою подругу).
-Зачем ты обманула меня Маша?
-Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.
-Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с другом!
Воспитатель: Вот такая история. Как вы думаете, Катя и Маша останутся друзьями? Конечно, Катя простит Машу. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий… А вы захотели бы дружить с человеком, который постоянно вас обманывает? Конечно, обман может разрушить дружбу. Поэтому, какими должны быть друзья по отношению друг к другу. Честными.
Молодцы!
(получают пятый круг)
А теперь смотрите на экран и следите за появляющимися фигурками глазами.
Физминутка для зрения «Поделись улыбкою своей»
Воспитатель: Все детали снеговика у вас уже есть, пора собрать снеговика. Вот и получился друг для нашего снеговичка.
Дети садятся на стульчики.
Проблемная ситуация «Конфетка»
Мальчик - А у меня есть конфета.
Девочка - А отдай её мне.
Мальчик - не могу, она у меня только одна.
Девочка -Тогда я с тобой дружить не буду.
Мальчик - А дружат не за конфеты, а просто так.
Девочка - Значит ты не настоящий друг.
Мальчик - Ну ладно, на тебе конфетку.
(Девочка разворачивает и съедает её, мальчик грустно смотрит.)
Девочка - Вот теперь мы друзья.
Мальчик - нет, ты не настоящий друг, друзья так не поступают.
Обсуждение с детьми:
• почему мальчик так сказал,
• а как бы вы поступили в этой ситуации.
• кто из ребят поступил как настоящий друг?
• а вы хотели бы дружить с такой девочкой?
А что бы наш снеговик стал настоящим другом, ему просто необходимо сердце друга. Сейчас я предлагаю каждому из вас вырезать для него сердечко («Сердце друга»). Пройдите к столам, обведите сердце по трафарету, вырежьте. (Дети выполняют задание под музыку «Как положено друзьям»)
Я тоже сделала сердце (конвертик) для нашего снеговика. Сейчас каждый из вас вложит в него вырезанное сердце и назовёт, каким качеством он наделяет нашего снеговика, качеством необходимым настоящему другу.
Вы наделили нашего снеговика очень важными качествами. Теперь он сможет стать настоящим другом.
У дружбы тоже есть определённые правила.
Послушайте их внимательно и запомните.
• Не ссориться
• Уступать
• Не бояться просить прощения, если обидел друга
• Быть вежливым
• Не злиться
• Не жадничать
• Помогать другу
• Быть честным
• Быть внимательным
Рефлексия:
Воспитатель: ребята, кому сегодня было легко, интересно на занятии - похлопайте руками. Почему ты похлопал? (потому что мне было легко, на все вопросы отвечал, помогал друзьям).
- Кому было немного трудно, может быть, устал кто, потопайте ногами. Почему потопал? (не смог ответить на вопрос).
Заключительная часть
Воспитатель: Я сегодня очень рада, что всем вам было интересно! Теперь вы много знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными и хорошими товарищами.
На прощание давайте еще раз возьмемся за руки, сделаем большой круг и скажем наш девиз: «Вот теперь мы все друзья, вместе – дружная семья»
Рисование (проблемная ситуация)
(Педагог предлагает ребятам изобразить свои эмоции, впечатления, полученные на занятии, на одном ватмане. Цветных карандашей заведомо меньше, чем детей. Дошкольники должны выйти из этой ситуации без помощи педагога.)