Ольга Смирнова
Конспект занятия по ФПП «Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со свойствами воздуха и попытаться определить его место в пространстве. Выяснить какую роль воздух играет в жизни растений, человека, животных; как можно услышать воздух. Прививать навыки экспериментальной работы, научить выделять проблемы и выстраивать умозаключения. Определить значение воздушных ванн для человека.
Ход занятия:
Ты без него не можешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не можешь ты огня. (Воздух.)
Публикация «Конспект занятия по ФПП „Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем“» размещена в разделах
Хочу спросить вас: «Чем мы дышим?» (Ответы детей.) Давайте вдохнем глубоко-глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдыхаем? (Выслушивает ответы детей.) Давайте все вместе поговорим о воздухе. А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух, а вы ребята? А зачем нам нужен воздух? (Воздух нужен, чтобы дышать). Все живое дышит воздухом. Все люди дышат через нос. Правильно? Ну-ка, ребята, подышите своими замечательными носами. Отлично. У зверей тоже есть носы. А как же дышат растения? Куда они спрятали свои носы? (Дети высказывают свои гипотезы). Воздух должен быть чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? (Проветривать комнату, протирать пыль, иметь комнатные растения).
А у растений и нет никаких носов. Зато на листьях есть маленькие дырочки-отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и клен, и одуванчик. В больших городах и поселках, где много машин, необходимо сажать деревья, кустарники, поливать улицы. Деревья очищают воздух.
Ребята, а можно почувствовать воздух? Воздух мы можем почувствовать когда он движется. Например, когда на прогулке дует ветер- мы ощущаем движение воздуха.
Ребят, давайте вместе с вами докажем, что воздух все-таки есть. Но сначала скажите, а почему мы не видим воздух? Почему называют его невидимкой? (Выслушивает ответы детей.) Воздух – прозрачный, значит через него все видно. А что еще бывает прозрачным? (Обращает внимание на стекла в окне.) А теперь я вас приглашаю в лабораторию и будем делать опыты.
Опыт 1. Воспитатель показывает стакан и задает вопросы: «Как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (Выслушивает ответы детей.) А вот мы сейчас проверим.
Воспитатель предлагает взять стаканчики, банку с водой и повторять действия вместе с ней. Воспитатель переворачивает стакан дном и медленно опускает его в банку. Обращает внимание на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает с детьми эти вопросы, выслушивает их гипотезы. Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Опыт 2. Воспитатель предлагает детям снова опустить стакан в банку с водой, но теперь уже держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Дети отвечают.) Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Воспитатель еще раз возвращается к тому, что воздух – прозрачный, невидимый, спрашивает детей, убедились ли они в существовании воздуха.
Воспитатель предлагает надуть воздушные шарики, спрашивает у детей: «Чем вы надували шарик? Как вы думаете, что внутри воздушных шаров?» (Ответы детей.) Вы просто дышали в шарики и значит, шарик воздухом надувался. Иногда еще воздушные шарики надувают особым газом из баллона. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шарики могут летать. Кто из вас, ребята, запускал или видел шарики в небе? (Ответы детей.)
Ребята, а кто из сказочных героев летал на воздушном шарике? Я вам сейчас подскажу: он ужасно любил мед, сочинял смешные песенки и дружил с Пятачком. (Дети отгадывают героя.) Ребята, а что вы услышите, если воздушный шар проколоть? (Мы услышали звук). Звук не получается без воздуха. Звук возникает тогда, когда воздух дрожит.
Воспитатель обращает внимание на музыкальные инструменты говорит: «Разные музыкальные инструменты (духовые) играют тогда, когда в них вдувают воздух. Они издают разные звуки: флейта – свистит, как птица, труба ворчит … Все это происходит благодаря воздуху. А вы знаете где нет воздуха? На спутнике под название Луна. На Луне нет воздуха, значит, там ничего не слышно, поэтому там бесполезно разговаривать – звуки не передаются и царит вечное безмолвие.
Занятие наше заканчивается. Следующий раз мы с вами познакомимся с тем, как человек использует воздух (ветер, что еще умеет делать воздух, о некоторых правилах экологической безопасности.