Елена Викторовна Бикулова
Конспект занятия «Удивительные свойства воды. Сказочные опыты»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Удивительные свойства воды. Сказочные опыты»
Цель: уточнить представления детей о свойствах воды – в воде могут растворяться («прятаться») вещества (соль, сахар, марганцовка); дать представление о том, какие вещества или предметы не растворяются в воде; познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе.
Публикация «Конспект занятия „Удивительные свойства воды, Сказочные опыты“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Программное содержание: 1) направлять мысли и восприятие детей на поиск; 2)продолжать развивать творческое воображение, фантазию, умение делать выводы, находить логические ответы на поисковые вопросы; 3)развивать речь; 4)воспитывать бережное отношение к природе.
Методы обучения: беседа, художественное слово, инструктаж, эксперимент, наблюдение, анализ.
Материал к занятию : «волшебная палочка», прозрачные стаканчики или банки с водой, соль, сахар, речной песок, камешки, ложки, деревянные палочки для размешивания; высокий и узкий стеклянный цилиндр, кристаллики марганцовки, кусочек марли; одноразовые тарелочки и стаканчики, терки, доски разделочные, кусочки марли, яблоки по количеству детей; свеча в невысоком подсвечнике, спички; передники на каждого ребенка.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, вы верите в волшебство? А хотите поиграть в волшебников? Как вы думаете, что нам для этого понадобиться? Волшебная палочка? Она у нас есть. Заклинания? Мы их выучим. Но главное – внимание. Мы будем заниматься превращениями, а их нужно заметить.
Вспомним-ка сказку : как добыл Иван-царевич себе невесту Василису Прекрасную, да коня белогривого, да жар-птицу в золотой клетке, так и поехал домой. А родные братья ему позавидовали и убили. Прилетел тут ворон с двумя водами. Сначала брызнул на Ивана-царевича мертвой водой. Раны его затянулись и он стал целехонек. Сбрызнул живой водой, ожил Иван-царевич, поднялся, как ни в чем не бывало…
О какой воде говорится в сказке? (Ответы детей). Правильно, о волшебной. Как вы думаете, вода только в сказках волшебная? (Ответы детей) (Если в опыте принимают участие несколько детей, мнения скорей всего разделятся).
- Доверимся своим глазам и понаблюдаем.
- Здесь в стаканчике у нас – вода. А это соль. Я опускаю соль в воду, дотрагиваюсь до воды волшебной палочкой… Произношу заклинание: «Раз, два, три!» Соль … исчезла!
Опыт первый. (Бросить в стаканчик с теплой водой небольшую щепотку соли, помешать стеклянной палочкой до полного растворения. «Волшебство» настолько привычно, что может вызвать разочарование. Здесь необходимо небольшое обсуждение происходящего.)
- Как вы считаете, это волшебство? Соли-то нет! Или есть?
( Ответы детей: Соль исчезла. Соль не исчезла.)
- Ты считаешь, что соль исчезла? Почему?
( Ответы детей: ее не видно.)
- А ты считаешь, что не исчезла? Почему?
( Ответы детей: вода соленая на вкус.)
- Вот это да! Соли не видно, а вода соленая! Кто хочет попробовать?
Вода оказывается всегда волшебная, не только в сказках. Вспомним как в мороз она превращается… Во что? В лед, конечно. Лед – это превращенная, застывшая вода. Есть даже загадка такая: «А вода тверда, словно каменная». А еще она может в себе что-то прятать. Не все, конечно. Если вы влезете в ванну с водой или даже в речку, то никуда не исчезнете. Видно будет, как вы плаваете, плескаетесь. А что, кроме соли, может спрятать вода?
Песок? Можно попробовать. (Бросить в воду щепотку речного песка.) Нет, не спрятался. Просто осел на дно. А вот сахар вода прячет очень хорошо.
Опыт второй. В стаканчики с водой бросить сначала щепотку речного песка, а потом – сахар. Размешать содержимое стеклянной палочкой.
- Пряча в себе сахар или соль, вода не дает их увидеть, не дет их потрогать и взять назад, но при этом хранит в себе. На самом деле ни соль, ни сахар никуда не исчезают. Сейчас мы еще раз «поколдуем» и увидим тайны воды своими глазами.
Опыт третий. Высокий и узкий стеклянный цилиндр наполнить водой. Показать детям кристаллики марганцовки. Два – три кристалла завернуть в кусочек марли. Сформировав мешочек, обвязав его проволокой, погрузить в воду, закрепив его так, чтобы мешочек оказался не глубоко погруженным в воду. Растворение марганцовки, помещенной в марлевый мешочек, необыкновенно красиво. Просто завораживающее зрелище.
- Здесь уже пахнет настоящим колдовством.
Смотрите-смотрите, кристаллики марганцовки прячутся в воде. Они исчезают, а вода при этом меняет свой цвет. На что это похоже? (Тут можно предложить детям пофантазировать. Растворяющиеся кристаллики могут напоминать им джинна, вылезающего из бутылки, фантастического змея, ежика в тумане и т. д.)
- Мы видим, что марганцовка не исчезла, но достать ее из воды обратно нельзя.
Физкультминутка.
Немножко устали? Давайте отдохнем. Закройте глаза и представьте, что вы превратились в лошадок.
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой!
Вот река, широка и глубока
Не достанешь до дна,
А водица вкусна!
Постучим копытцем!
Эй, лошадки, все за мной
Поскакали домой!
- Отдохнули немножко? А теперь вернемся к «волшебству».
- Мы с вами выяснили, что вода может прятать в себе разные вещества. А как вы думаете, сама вода умеет «прятаться»? Сможет она спрятаться, например, в яблоке?
(Ответы детей.)
- Давайте это выясним.
Опыт четвертый. Воспитатель с детьми трут яблоки на терке, отжимают сок.
- Оказывается, что вода и сама умеет «прятаться». Она «спряталась» в яблочном соке. А как вы думаете, вода может «спрятаться» в человеке?
(Ответы детей. Может. Человек пьет воду.)
- Итак, мы с вами выяснили, что вода «волшебная» не только в сказках и она очень нужна человеку. А вы знаете, где человек использует воду?
(Ответы детей.)
- Правильно, а значит воду надо беречь. Давайте выучим правила пользования водой:
1. Закрывайте кран с водой после использования.
2. Не пускать воду сильной струей.
3. Набирать столько воды, сколько необходимо.
4. Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
Итак, сегодня мы узнали много интересного об удивительных свойствах воды. А сколько еще необыкновенных тайн скрывает вода! Но об этом мы поговорим на следующих занятиях.
Что же нового и интересного вы узнали о воде?
Ответы детей. (Вода «волшебная», она умеет «прятать» в себе вещества и сама может «прятаться» в различных предметах; вода может превращаться (лед); воду нужно беречь.)