Татьяна Манн
Конспект открытого занятия «Удивительные свойства соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия «Организация игр экспериментов и исследовательской деятельности в старшей группе»
Воспитатель Манн Т. А. «Удивительные свойства соли»
Цель: развитие познавательных способностей детей с помощью экспериментирования с солью.
Задачи:
- образовательные: познакомить детей со свойствами соли и нестандартными способами её использования;
Публикация «Конспект открытого занятия „Удивительные свойства соли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- развивающие: развивать познавательную активность, творческое воображение, мышление, умение устанавливать причинно-следственную связь; развивать навыки экспериментирования; развивать речевую активность, мелкую моторику рук;
- воспитательные: формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Предварительная работа: просмотр видеофильмов «Соль», «Добыча соли в России». Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.
Материал и оборудование: стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, яйца, одноразовые стаканчики, подносы с солью для рисования.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости! Давайте с ними поздороваемся, как-то по особенному.
Логоритмика:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй утро!
Здравствуй день!
Нам здороваться не лень.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Дети, мы сегодня превращаем нашу группу в экспериментальную площадку. А что такое экспериментальная площадка? (место, где люди экспериментируют, проводят опыты)
Воспитатель: А как называют людей, которые проводят опыты, эксперименты? (Ученые)
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам, стать учеными. А чтобы узнать с какими веществом, мы будем экспериментировать, вы должны отгадать загадку!
Загадка:
Без нее, ребята, повар просто как без рук.
И становится вся пища несъедобной вдруг.
Если в ранку попадает, испытываешь боль.
И вы сразу догадались! Ну конечно, это – соль!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, соль людям нужна? Где ее используют? (В приготовлении пищи; добавляют при заготовке на зиму овощей; чистят посуду; в медицине, для полоскания горла, чтобы не болеть; зимой, чтобы не было скользко, посыпают лед).
А какие виды соли, вы знаете? (Морская, крупная, мелкая, каменная, йодированная)
- А сейчас я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. (Дети надевают халаты и шапочки)
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью:
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Сегодня я предлагаю провести эксперимент с мелкой солью.
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.
- Если мы с вами посмотрим на соль.
Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
Вывод: Соль белого цвета, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Воспитатель: Ребята, давайте возьмём ложки и немного надавим на соль, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Свойства соли».
Воспитатель: Продолжим наши опыты. Возьмите стаканчик с солью и понюхайте. Есть ли у соли запах? (Нет)
Воспитатель: Значит, что мы можем сказать о соли? (Соль не имеет запаха)
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам взять ложку и пересыпать соль из стакана в тарелку. Что вы сделали, налили или насыпали? (Насыпали)
Воспитатель: Значит, соль какая? (Сыпучая, рассыпчатая) Воспитатель: Возьмите стакан с водой и насыпьте в нее ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (Растворилась)
Воспитатель: Значит, что можно сказать еще о соли? (Соль растворяется в воде)
Воспитатель: А цвет у воды изменился? (Нет)
Воспитатель: Как вы думаете, какой стала на вкус вода? (Вода стала соленной)
Вывод: Соль сыпучая, без запаха, соленная, растворяется в воде и меняет вкус воды.
Воспитатель: У всех ученных есть время, когда они отдыхают, набираются сил для дальнейших исследований. И мы с вами давайте отдохнем, чтобы затем продолжить наши эксперименты. (Дети встают возле столов)
Физкультминутка:
Очень опыты мы любим!
Шеей влево, вправо крутим.
Соль полезна для еды –
Если правда, топай ты!
Солью промываем рот-
Делай вправо поворот!
Также нос, и снова рот-
В лево делай поворот!
Медицина здесь уместна.
Мы попрыгаем на месте!
Чтоб сильными и здоровыми стать.
А затем весь мир обнять!
Воспитатель: Отдохнули? Продолжаем наши исследования.
Опыт № 4. «Плавающее яйцо».
Воспитатель: Сейчас я предлагаю провести еще один эксперимент. Возьмите большой стакан с водой, опустите в него аккуратно сырое яйцо. Почему аккуратно? (Потому – что оно хрупкое, может разбиться.) Что вы видите? (Яйцо опустилось на дно, потонуло) Воспитатель: Сейчас я предлагаю взять второй большой стакан с водой, положить в него 2 ст. ложки соли, размешайте хорошенько, опустите аккуратно сырое яйцо. Что произошло с яйцом? (Оно плавает на поверхности)
Воспитатель: Соль повышает плотность воды, поэтому в соленной воде многие предметы не тонут. Значит, что можно сказать? (Если в воде много соли, вода становится плотной и предметы не тонут.) Молодцы!
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли
-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
(дети пальчиками рисуют снеговика на соли).
«Ежик на неё похож, листьев вовсе не найдёшь, как красавица стройна, и на новый год важна (елка)
(дети рисуют елку)
«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
(дети рисуют снежинки)
Как красиво у вас получается!
Воспитатель: На этом наши исследования закончены. Ребята, вам понравилось быть ученными? Что вы узнали о соли? и т. д. (Соль не имеет запаха, сыпучая, растворяется в воде, увеличивает плотность воды, предметы не тонут, не имеет цвета)
Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим наших гостей и попрощаемся. (Спасибо, до свидания.)