Алфёрова Ольга Андреевна
Конспект занятия «Труд людей осенью» в старшей группе
Конспект занятия «ТРУД ЛЮДЕЙ ОСЕНЬЮ» в старшей группе
Цель: закрепление знаний о труде осенью, о людях труда; раскрыть понятие «труд»; формирование у детей сознательного отношения к труду.
Публикация «Конспект занятия „Труд людей осенью“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Труд людей осенью
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Задачи: Образовательные: - систематизировать знания о труде людей осенью : уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных; - учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда.
Развивающие: - обогащать словарь путем выделения слов: заготовка, уборка, зернохранилище, овощехранилище, консервы и зимовка. Воспитательные: - воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.
Предварительная работа: дидактические игры «Что где растет?», «Вершки – корешки», «Съедобное – несъедобное»; экскурсия на зерноток, наблюдение за трудом взрослых.
Ход занятия.
Воспитатель: - Дети, к нам сегодня пришла посылка! Давайте, посмотрим кто ее нам прислал и что в ней! ( Читает и выкладывает из посылки содержимое: банка варенья, маринованные огурцы, хлеб, сушеные грибы на нитке и т. д.). Посылка к нам пришла из деревни Простоквашино от дяди Федора, а в ней письмо, прочитаем? (Дорогие ребята! Высылаю вам посылку с заготовками на зиму, мне ее помогли собрать мои друзья кот Матроскин и пес Шарик. Надеюсь она вам поможет зимой) - Ребята, где взяли продукты для заготовки дядя Федор со своими друзьями? (Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие работы приходилось выполнять людям в садах, огородах, в поле).
Ответы детей: люди летом ухаживают за посевами и посадками, борются с сорняками и насекомыми – вредителями растений. Проводят подкормку и поливку растений, рыхлят почву. Летом созревают вишня, слива, ранние яблоки, различные ягоды, овощи. Во второй половине лета созревают некоторые хлебные растения. Поэтому уже летом начинается уборка урожая. Воспитатель: - Что делают люди осенью в садах и на полях? Что делают с почвой после уборки урожая? Ответы детей: осенью люди продолжают убирать урожай хлеба, овощей: картофель, капусту, морковь, и т. д., фруктов. После уборки урожая поля вспахивают. Зимой вспаханная почва быстро промерзает и в ней погибают семена сорняков, вредные насекомые и их личинки, спрятавшиеся в почву на зиму.
Воспитатель: - Какие работы выполняют люди в парке, на улице летом? Ответы детей: в это время в городах с помощью специальных машин подметают и поливают улицы, ежедневно поливают и зеленые насаждения на улицах.
Воспитатель: - Какие работы выполняют осенью? Для чего это делают? Ответы детей: в садах, парках, высаживают молодые деревья, кустарники, сгребают листья. Это делают для того, чтобы убить спрятавшихся в листве насекомых-вредителей.
Воспитатель: - Как готовят люди свое жилище к зиме? Ответы детей: осенью в городе и в селе люди утепляют квартиры и дома, а в селе кроме этого заготавливают топливо - дрова на зиму.
Воспитатель: - Ребята, представьте, если после лета сразу наступила зима! Что было бы? Ответы детей: люди не успеют собрать урожай, плоды и зерно погибнет в поле и садах под снегом, птицы и животные погибнут и т. д. Воспитатель: - Да, правильно, ребята! Все в природе погибло бы, но в природе подругому: после лета приходит …. Осень! Осень важный период года, все трудятся и люди, и животные, и птицы. Все готовятся к зиме.
Физкультминутка с мячом «Съедобное – несъедобное».
Воспитатель: - Послушайте загадки и попробуйте их отгадать! (после отгадки дети показывают картинки с изображением загадки)
Рос сперва на воле, в поле
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился!
Из зерна – в муку и тесто,
Вырос он, под синим небом
И пришел на стол он … (хлебом)
Что копали из земли
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли
Ели и хвалили? (картофель)
Не лошадь, не вол,
Да плуг повел! (трактор)
Один льет, другой пьет,
А третий растет! (дождь, земля, хлеб)
Красная девица сидит в темнице,
А коса на улице! (морковь)
Сидит дед во 100 шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает! (лук)
100 одежек, все без застежек! (капуста)
На кусте как фонари
Растут красные шары! (помидор)
Воспитатель: - Какие заготовки делают люди осенью? Ответы детей: закладывают на хранение фрукты, овощи, варят варенье, консервируют овощи дома и на консервном заводе.
Воспитатель: - Вспомните, ребята, где мы с вами видели зернохранилище? Расскажите! Ответы детей: рассказ детей об экскурсии на зерноток.
Дидактическая игра «Вершки – корешки». ( разложить картинки по произрастанию: в земле, на земле, на дереве и назвать что и где растет).
Воспитатель: - Давайте вспомним и назовем людей труда, которые трудятся в поле, в саду! Ответы детей: хлебороб, тракторист, механизатор, овощевод, комбайнер, агроном, растениевод, пчеловод, птицевод, животновод и т. д. Воспитатель: - Какие пословицы о труде мы знаем? Ответы детей: «Без труда не выловишь рыбку из пруда!» «Что посеешь, то и пожнешь!» «Труд земледельца велик и почетен!» «Работа трудна, да трудовой хлеб слаще меда!» «Труд человека кормит, а лень портит!»
Итог. Воспитатель: - Много потрудились люди, недаром говорится: «Человек трудом велик!», «Славен человек не словами, а делами!». Нарисуйте рисунки о труде осенью, дома расскажите родителям о своих впечатлениях и работах!