Виктория Казакова
Конспект занятия «Счет в пределах пяти. Образование числа 5»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Счет в пределах пяти. Образование числа 5»
Интеграция образовательных областей :
• «Познавательное развитие»
• «Речевое развитие»
• «Физическое развитие»
Цель: Формирование элементарных математических представлений и развитие познавательной активности.
Задачи:
1. Образовательная область «Познавательное развитие» :
• Учить считать в пределах пяти, отвечать на вопрос «сколько», познакомить с образованием числа 5;
Публикация «Конспект занятия „Счет в пределах пяти, Образование числа 5“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
• Совершенствовать умение сравнивать две группы предметов, обозначать результат сравнения словом «поровну»;
• Упражнять в умении различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, четырехугольник);
• Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь;
• Развивать память, внимание, воображение;
2. Образовательная область «Речевое развитие»
• Развитие связной речи;
• Обогащение словаря.
3. Образовательная область «Физическое развитие»
• Снимать физическое напряжение в процессе занятия;
Методы и приемы:
• рассказ;
• беседа;
• Работа с демонстрационным материалом.
Материалы и оборудование: карточки с изображением 2-3 геометрических фигур (билетики, теремок; игрушки: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, медведь; шаблоны грибов и орехов; листья кувшинок; лягушки резиновые; геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; «лупы»; набор предметных картинок (круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы); иллюстрации с изображением частей суток.
Логика занятия :
№ п/п Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Организационный момент Как много к нам пришло гостей, скажите здравствуйте скорей»!
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем налево,
А потом пойдем направо.
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься все начнем.
Создание положительного настроя на занятие.
2. Беседа. Ребята, я приглашаю Вас сегодня в театр.
Скажите, пожалуйста, что необходимо для того, чтобы занять свои места?
Верно.
Вам нужно занять свои места согласно билетам.
А что за сказку вам покажут, вы поймете после того, как отгадаете загадку:
На поляночке лесной
Стоит домик расписной
Всех зверушек спрятать мог
Что за домик?
Итак, сказка начинается.
Возможен звук театрального звонка
Стоит в поле теремок
Он не низок, не высок.
Мышка мимо пробегала,
Теремок вдруг увидала.
Терем-теремок!
Кто в тереме живет?
А из теремка волшебный голос отвечает: «Теремок откроет двери, если выполнишь задание»
Ребята, поможем мышке?
«Собери и посчитай урожай»
Возле теремка лежат грибы и орехи. Необходимо их посчитать.
На доску выставляются 4 гриба.
Сколько всего грибов? Давайте посчитаем!
На доску выставляется 4 ореха.
Сколько всего орехов?
Давайте посчитаем!
Сколько всего грибов?
Покажите жестом.
Сколько всего орехов?
Покажите жестом
Что можно сказать о количестве грибов и орехов?
Посмотрите, нашелся еще один гриб!
На доску прикрепляют еще 1 гриб
Сколько стало грибов?
Давайте посчитаем.
Поровну ли сейчас грибов и орехов?
Чего больше?
Чего меньше?
Какое число больше 4 или 5?
Какое число меньше 4 или 5?
Как же у нас получилось 5 грибов?
Верно. Четыре да один – пять
На сколько грибов больше, чем орехов?
Как сделать так, чтобы грибов и орехов стало поровну?
Правильно
На доску выставляется еще один орех
Давайте посчитаем, сколько стало орехов?
Что можно сказать о количестве грибов и орехов?
Восстанавливается неравенство и предлагается сделать равенство другим путем
Каким еще образом можно было сравнять количество грибов и орехов?
Верно.
Молодцы, ребята. Вы справились с заданием.
Стала мышка жить-поживать, да песни распевать.
Стоит в поле теремок.
Он не низок, не высок.
Лягушка скачет по болоту,
В теремке ей жить охота.
Терем-теремок!
Кто в тереме живет?
А из теремка волшебный голос отвечает: «Теремок откроет двери, если выполнишь задание»
Ребята, поможем лягушке?
Пройдите, пожалуйста, за столы.
У нашей лягушке много друзей, и они любят отдыхать на листьях кувшинок.
Ваша задача рассадить лягушек на листья кувшинок.
Положите, пожалуйста, перед собой 4 листа кувшинок, а на них посадите по 1 лягушке.
Сколько листьев кувшинок? Давайте посчитаем.
Сколько лягушек? Давайте посчитаем.
Что можно сказать о количестве листьев кувшинок и лягушек?
Прискакала еще одна лягушка – возьмите по еще 1 лягушке и рядом разместите
Сколько стало лягушек? Давайте посчитаем
Что сейчас можно сказать о количестве лягушек и листьев кувшинок?
На сколько лягушек больше, чем кувшинок?
Что необходимо сделать, чтобы лягушек и листьев кувшинок стало поровну?
Правильно.
Положите, пожалуйста.
Что можно сказать о количестве лягушек и листьев кувшинок теперь?
Восстанавливается неравенство и предлагается сделать равенство другим путем
Каким еще образом можно было сравнять количество листьев кувшинок и лягушек?
Верно.
Молодцы, и с этим заданием справились.
Вошла лягушка в теремок и стала в нем жить.
Стоит в поле теремок.
Он не низок, не высок.
Вдруг из леса на полянку,
Прибежал пушистый зайка!
Зайка, зайка не зевай!
С детворой поиграй.
Билеты
Дети занимают места
Теремок
Конечно
Дети считают грибы
Дети считают орехи
4
Дети показывают 4 пальчика
4
Дети показывают 4 пальчика
Их поровну
Дети считают
5
Нет
Грибов
Орехов
5
4
К четырем добавили один - получилось 5
На один
Нужно добавить еще один орех
Дети считают
5
Их поровну
Можно было убрать один гриб
Да
Дети выкладывают листья кувшинок, а на них лягушек.
Дети считают
4
Дети считают
4
Их поровну
Дети выставляют лягушку
Дети считают
5
Лягушек больше, чем листьев кувшинок
На 1
Положить еще один лист кувшинки
Дети выкладывают 1лист кувшинки
Их стало поровну, по 5
Можно убрать 1 лягушку Вызвать у детей интерес к теме занятия.
Получение нового знания.
Актуализация полученных знаний.
3. Физкультминутка Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики. (полуприседания с поворотами влево-вправо)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
(прыжки на месте)
Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.
Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись.
(движения по тексту)
Кто-то зайку напугал,
Зайка – прыг – и убежал (садятся на места).
Дети выполняют движения за воспитателем. Снятие физического напряжения.
4. Беседа. Хорошо отдохнули.
Проходите на места (в театр).
А зайчик поскакал в теремок. И стали звери жить-поживать.
Стоит в поле теремок.
Он не низок, не высок.
Тише, тише, не шумите.
Кто-то к нам бежит сюда.
Ну, конечно же, лиса!
А из теремка волшебный голос отвечает: «Теремок откроет двери, если выполнишь задание»
Ребята, поможем лисоньке?
Д/и «Чудесный мешочек».
Ребята, Вам необходимо по-очереди опустить руку в мешочек и, не заглядывая, на ощупь определить и назвать фигуру в нем, после чего достать ее, а мы проверим правильно ли названа была фигура.
Отлично справились.
А теперь каждый из Вас получит «лупу» такой же формы, как ваша геометрическая фигура. Детям вручаются «лупы»
Давайте подойдем к столу. Обратите внимание, перед вами карточки с изображением различных предметов. Ваша задача с помощью «лупы» найти по 5 предметов, по форме напоминающих вашу лупу («лупа» в виде квадрата – ищем 5 квадратных предметов, в виде круга – 5 круглых предметов, в виде треугольника – 5 треугольных предмета, в виде прямоугольника – 5 прямоугольных предметов).
Великолепно выполнили задание, помогли лисоньке поселиться в теремок.
А по лесу уж медведь идет,
Вдруг увидел теремок и как заревет: «Пустите и меня в теремок».
А из теремка волшебный голос отвечает: «Теремок откроет двери, если выполнишь задание»
Ребята, поможем мишеньке?
Вам предлагают игру «Когда это бывает?»
Поиграем?
Петушок поет,
Солнце на небе встает.
Просыпайтесь, умывайтесь,
За зарядку принимайтесь.
Когда это бывает?
Правильно
На доску выставляется иллюстрация «Утро»
На небе зажгутся звезды,
Сны придут к тебе и мне,
И луны фонарик желтый
Засияет в тишине.
Что наступает?
Верно
На доску выставляется иллюстрация «Ночь»
Солнышко садится,
И смолкают птицы,
Что же наступает,
Когда каждый отдыхает?
Правильно
На доску выставляется иллюстрация «Вечер»
Солнце светит очень ярко,
Погуляем на полянке.
Когда это бывает?
Верно
На доску выставляется иллюстрация «День»
Молодцы, ребята.
Вот и медведь поселился в теремок.
Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Да
Дети выполняют задание и находят фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, называют их и их отличительные особенности.
Дети берут «лупы»
Дети с помощью «лупы» находят по 5 предметов определенной формы (квадратной, круглой, треугольной, прямоугольной)
Конечно
Да
Утром
Ночь
Вечер
Днем Актуализация знаний, полученных ранее.
Упражнения на закрепление знания геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника; частей суток.
5. Закрепление материала Где мы сегодня побывали?
Какую сказку увидали?
Кому помогали?
Что нового узнали?
Что вам больше всего запомнилось?
Вас видеть рады были мы.
Волшебную волну пусти.
Друзьям скажи скорей «пока».
И крикнем дружно мы «ура!» Ответы детей