Инга Кесслер
Конспект занятия «Свойства бумаги». Познавательно-исследовательский проект «Что мы знаем о бумаге?»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «СВОЙСТВА БУМАГИ». ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О БУМАГЕ?»
(Подготовительная группа)
Цель занятия : Расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги. Научить детей делать опыты с бумагой.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, безопасность, здоровье, физическая культура, художественное творчество, труд.
Публикация «Конспект занятия „Свойства бумаги“, Познавательно-исследовательский проект „Что мы знаем о бумаге?“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Программное содержание: Уточнить представления детей о бумаге и ее свойствах, процессе изготовления и ее применение. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. Учить анализировать, делать простейшие умозаключения. Развивать обследова-тельские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность
Обучающие задачи: Систематизировать знания о свойствах бумаги, ее видах и назначении. Формировать навыки нетрадиционной техники в рисовании пейзажей, развивать фантазию и цветоведение, внимание, память и мышление, развивать мелкую моторику рук.
Обогащение словаря: шероховатый, глянцевый, калька, копировальная бумага, колорит и др.
Предварительная работа: знакомство с основными свойствами бумаги в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей, рассматривание пейзажей, выполненных в нетрадиционной технике, знакомство с физичес-кой картой мира и глобусом, беседы на тему «Бумага в нашей жизни»,
Материалы и оборудование: Бумага разных видов, плотности и назначе-ния, столы для экспериментирования, емкости с водой, индивидуальные салфетки, краски акварельные, чемодан для художника и рабочие места для творчества.
Ход занятия : Воспитатель входит с глобусом. Вместе с детьми рассматривают, вращают вокруг оси, изучают.
- Дети, что это такое?
- Глобус
- А что такое глобус?
- Это модель Земли?
- А что такое модель?
- Это наша планета в сильно уменьшенном размере, в миллионы раз.
- Посмотрите на нашу планету, почему она такая разноцветная? Что обозначают цвета на глобусе.
- Цвета обозначают воду и сушу. Суша – это горы, пески, леса, равнины и др.
- Какого цвета очень много на глобусе?
- Голубого, синего.
- Почему?
- Потому что вода составляет одну третью часть всей поверхности Земли.
- А какого цвета очень мало?
- Зеленого.
- Как вы думаете, почему?.
- Потому что лесов очень мало. Они горят, их рубят, деревья стареют и болеют.
- А для чего рубят леса?
- Леса рубят для строительства домов, коттеджей, для изготовления мебели и бумаги.
- Мы встречаемся с бумагой в нашей обыденной жизни очень часто. И сейчас вы ее наверное тоже видите?
- Да, видим книги, альбомы, карты, глобус, разные виды бумаги.
- Все эти вещи очень нужны нам в детском саду, в школе, дома, потому что без них невозможно научиться чтению, письму, конструированию, грамоте и другим полезным делам, если мы не будем читать газеты, мы не узнаем, что происходит в мире и в нашей стране. Но что же нам делать, как помочь лесам, как спасти их от вырубки. Как быть нам, маленьким друзьям леса?
- Мы будем принимать активное участие в охране природных богатств нашей Родины: не будем жечь костры в лесу, не будем оставлять мусор за собой, ломать ветки, кричать в лесу, разрушать гнезда птиц, которые живут в дуплах и поедают личинок вредных насекомых, ходить будем только по тропинкам, сохраняя жизнь насекомым, живущим в траве, спиливать старые больные деревья, которые вредны для всех. А чтоб не рубили молодые сильные деревья, будем собирать макулатуру, тем самым сбережем очень много лесных насаждений.
- Дети, сегодня мы будем с вами экспериментировать. А что такое эксперимент (это опыты, пробы). Так же как и все материалы, бумага тоже имеет разные свойства. Все свойства бумаги мы сейчас с вами увидим в опытах. Но перед экспериментированием надо немножко подвигаться. (Ребенок показывает движения, все вместе выполняют их и повторяют за ней текст).
Физминутка.
Мы сначала будем топать, а потом мы будем хлопать
А сейчас мы вместе сядем, встанем – будем взрослым дядей
Наклонитесь ниже, ниже, головой к коленям ближе
А сейчас вы потрудитесь – хорошенечко прогнитесь
Головою покрутите и плечами повертите
Ну-ка дети, не устали, сели-встали, сели-встали,
все руками помахали, и ко мне все подбежали
А теперь мы повернемся и все вместе засмеемся
Экспериментально-исследовательская деятельность. Дети, подойдите к столу для экспериментирования. Сейчас мы будем ставить первый опыт и познакомимся с первым свойством бумаги – бумага мнется. Вот у нас лежат несколько образцов бумаги разной плотности и назначения, попробуем ее помять. Какая бумага легче мнется, тонкая или плотная (бумага мнется вся, но тонкая бумага легче мнется, и пальцы не устают). 1. Это первое свойство бумаги.
2. Второе свойство бумаги – бумага рвется. Возьмите любой кусок бумаги и начните ее рвать. Легко ли рвать плотную бумагу, или легче рвать тонкую? Сейчас мы опустим в воду плотную бумагу, и через несколько ми-нут начнем ее рвать. Как она стала рваться после намокания? Легче, чем до намокания.
3. Третье свойство бумаги – бумага намокает, впитывает в себя влагу. Мы помоем в емкости с водой кисточку с синей краской, а потом опустим в эту воду белую бумагу. Бумага сразу впитает в себя жидкость и станет синей.
4. Четвертое свойство бумаги – бумага гнется. Возьмите листы бумаги разного цвета и плотности, сложите лист на два прямоугольника, четко выделите линию сгиба, а потом разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба. Получится ли это у нас? (не получится, потому что линия уже оставила отпечаток на бумаге). 5. Пятое свойство бумаги – бумага горит и легко воспламеняется. Это свойство бумаги мы экспериментировать не будем. Как вы думаете, почему? Потому что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. А если это где-то произойдет, вы обязательно должны помочь, хотя бы вызвать пожарников и скорую помощь.
- По каким номерам вы будете звонить и просить о помощи? (номер 01, номер 02, номер 03).
Игровая деятельность. 1. Игра «Найди на ощупь». У нас сейчас будет интересная игра, мы будем определять на ощупь плотность и фактуру бумаги. Помогать нам будут подушечки пальцев, глаза мы закроем шарфиком. Дети подходят к столу, воспитатель завязывает глаза, дает им в руки кусок бумаги, и дети определяют, какая бумага (шероховатая, глянцевая, тонкая, бархатная, гофрированная и др.)
2. Игра «Собери чемодан для художника». А сейчас мы будем собирать чемодан для юного художника. Здесь на столе очень много разных предметов, которые используются людьми разных профессий. Среди них есть вещи, очень нужные художнику, но их надо найти. Поможем художнику? (Дети выбирают предметы, необходимые для работы художнику – палитра, кисть, краски разные, карандаши, уголь и сангина, мелки пастельные и восковые, муляжи фруктов и др.) Но дети не кладут в чемодан мятую бумагу, которая лежит на столе.
- Дети, как вы думаете, для чего на столе мятая бумага? (Художник испортил рисунок, расстроился, решил выбросить, дети проводили эксперимент с мятой бумагой, помяли бумагу, чтобы меньше занимала места в корзиночке для мусора и т. д.)
- А знаете ли вы о том, что кроме того, что на бумаге рисуют, рисуют еще бумагой. Для этого надо помять бумагу, сделать себе тампончик и рисовать. На палитру выкладываются разные цвета красок осени, которые потом наносятся на фон мятой бумагой. (Фон – осенний пейзаж с голыми деревь-ями, земля без листвы). Нам надо дорисовать пейзаж, на котором не хватает листвы, сейчас мы вместе это сделаем.
- Ребята, обратите внимание, как красиво у нас в зале, висят красивые пейзажи, стоит в красивом осеннем убранстве береза, на земле опавшая листва. Наверное вам тоже хочется что-то нарисовать красивое, осеннее.
- Возьмите в руки тампончики, выберите себе на палитре какой-либо цвет и пробуйте, начиная с земли, затем разбросайте листву на деревьях и на кустиках.
В помещении висят детские рисунки, выполненные в нетрадиционной технике рисования. На них тоже изображена осень. После завершения работы рассматриваем полученный пейзаж, читаем стихи об осени.
- Мы нарисовали с вами осенний пейзаж, прочитали стихи об осени, узнали несколько новых слов. А сейчас обратите внимание на плакат. На нем написано очень много слов. Это не простые слова. Это искусствоведческие термины, знание которых говорит о вашей грамотности, любознательности и интересе. Посмотрите внимательно и найдите слова, которые сегодня уже звучали во время нашей беседы (пейзаж, краски, акварель, гуашь, палитра, кисть и др.
-_Понравилась ли вам наша беседа? Что интересного вы сегодня узнали о бумаге? Какое свойство бумаги чаще всего мы используем в жизни (на ней рисуем, пишем, из нее делаем оригами, рваную аппликацию и др.)
- А как вы будете бороться за сохранение наших лесов? (беречь леса, соби-рать макулатуру, беречь и хранить интересные книги, не пачкать и не рвать, передавать их из поколения в поколение, постараться в жизни посадить хоть одно дерево). Любить свой край, свою Родину.
- Молодцы, вы настоящие друзья леса. Попробуйте дома еще провести опыты, как мокрая бумага прилипает к стеклу, как выполнить аппликацию путем обрывания бумаги и т. д. А потом нам расскажете об этих экспериментах.