Татьяна Цыбулько
Консультация «Что рекомендуется знать родителям при воспитании ребенка с расстройствами аутистического спектра»
▼ Скачать + Заказать документы
Аутизм ребенка можно воспринимать как “крест”, как наказание, а можно и как стимул к собственному развитию, необходимому для того, чтобы как можно лучше помочь ребенку на его нелегком жизненном пути. Помогая совершенствоваться ему, приходится совершенствоваться самому. Можно всю жизнь страдать, можно смириться и принять ситуацию как неизменную, можно не оставлять усилий. И этот выбор каждый родитель делает сам. Это не связано с состоянием ребенка, это зависит от того, каковы взрослые, в окружении которых он живет.
Рекомендации родителям.
Вовлекайте ребенка в совместную деятельность.
Как правило, даже неговорящие дети с аутизмом, охотно выполняют невербальные задания, при которых не нужно использовать речь. Необходимо учить ребенка с помощью
визуального воспитания, карточек PEKS, картинок лото, головоломок, пазлов, мозаики и других альтернативных средств коммуникации налаживать контакт, вовлекать его в индивидуальную и совместную деятельность.
Примеры:
Если ребенок подходит к какому-либо предмету, называйте его, дайте малышу подержаться за него руками, ведь таким образом подключаются все анализаторы – зрение, слух, осязание. Дети нуждаются в многократном повторении названий предметов, им надо говорить, для чего они предназначены, пока ребята не привыкнут к ним, а затем «включат» в поле своего внимания.
Когда ребенок с аутизмом всецело чем-то занят (например, разглядывает себя в зеркале, можно осторожно подключать речевое сопровождение, «забывая» называть предметы, которых касается ребенок, это провоцирует неговорящего ребенка преодолеть психологический барьер и сказать нужное слово.
Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться к тому, чтобы они имели какой-то смысл: выкладывание рядов из кубиков – «строим поезд», разбрасывание кусочков бумаги «устроим салют». Желательно использовать игры с четко установленными правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходимо говорить. Игру нужно проигрывать много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, и игра для него была неким ритуалом, который так любят дети с аутизмом.
Учитывайте сенсорные особенности ребёнка.
Известно, что сенсорное восприятие детей с РАС (как и взрослых) имеет свои особенности. Тщательно изучите все потребности Вашего ребёнка в этой области. Представьте, что вс вокруг Вас издает звуки на самом высоком уровне громкости, Вас слепит яркий свет, давит воздух. Это то, что ощущает и осознает Ваш ребёнок. Ваша задача – облегчить ему это состояние.
Примеры:
Ребёнок закрывает уши или глаза – это признак перегрузки. Затемните помещение, выключите источник звуков (телевизор, радио). Если Вы в торговом центре, то постарайтесь как можно скорее увести оттуда ребёнка.
Одежда тоже может вызывать неприятные ощущения и сенсорную перегрузку: слишком плотная, из раздражающего материала одежда (шёлк, шерсть). Если ребёнок стягивает с себя вещи, то попытайтесь понять, что именно в них его беспокоит и не пытайтесь навязывать.
Проблемы ребенка с аутизмом нужно решать постепенно, ставя перед собой ближайшие цели: помочь ребенку избавиться от страхов; научиться реагировать на вспышки его агрессии и самоагрессии; подключить ребенка к общим занятиям. Не применяйте физическое насилие.
Наказание ремням, шлепки, удары и любое иное физическое воздействие на детей недопустимы. Ни опыт предшествующих поколений, ни трудности с воспитанием, ни личное тяжёлое эмоциональное состояние родителя не могут быть оправданием такого рода действий.
Приучайте ребенка к словам «нет», «нельзя». Иначе малыш не поймет, что некоторые его поступки причинят боль – он будет толкать детей на площадке или бить маму и т. д.
Что хотел бы рассказать вам ребёнок с аутизмом?
• Прежде всего я – ребёнок. Аутизм лишь аспект моей жизни.
• У меня есть сильные стороны. Не нужно видеть только мои слабости.
• Мне нравится порядок. Мне проще учиться, когда вы говорите конкретно и показываете мне, что делать.
• Я люблю постоянство, неожиданности пугают меня.
• Будьте терпеливы. Мне нужно больше времени, чтобы разобраться в новом.
• Звуки, запахи и прикосновения, которые приятны вам, могут раздражать меня.
• Не думайте, что я вас не слушаю. Возможно, я просто не понимаю вас.
• Я не могу объяснить, что мне нужно, если мне не хватает для этого слов.
• Я хочу дружить, но не знаю, что для этого нужно делать.
• Пожалуйста, не сравнивайте меня с другими детьми. Любите таким, какой я есть.
Советы родителям детей с РАС
Родители детей с РАС не всегда знают, что нужно делать, к кому обращаться, и им трудно осознать и принять то, что у их малыша аутизм. Для эффективной работы по преодолению РАС необходимо, чтобы и близкие ребёнка соблюдали: режима дня. Необходимо проговаривать, что вы сейчас
будете делать и сопровождать все действия фотографиями. Так ребёнок уже будет
подготовлен к действиям. Нужно как можно больше стараться играть с ребёнком в совместные игры. В самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша, позже дополнять их новыми видами деятельности. В игровую деятельность нужно включать людей из ближайшего окружения ребёнка. Хорошим решением будет
ведение дневника, в котором будут фиксироваться все успехи и трудности, которые могут возникнуть у ребёнка. Может быть, ребёнка не удастся полностью ввести в общество, и коррекционная работа
может продвигаться довольно медленно. Точных прогнозов не существует, поэтому нужно всегда сохранять положительный настрой, ведь ребёнок с РАС очень нуждается в поддержке. Семья, воспитывающая аутичного ребенка, представляет собой систему со сложившимися взаимоотношениями, в которой ребенок занимает свое определенное место. Склонность аутичного ребенка к созданию множественных стереотипов не может не влиять на систему взаимоотношений в семье и во многом заставляет семью создавать свои стереотипы реагирования на поведение ребенка, которые также могут воспроизводиться годами.
Избавиться от них родителям очень трудно. Для разрушения этих стереотипов необходимо участие в терапии членов ближайшего окружения ребенка, так как, даже находясь под наблюдением психотерапевтов, аутичный ребенок меняется не настолько быстро и значительно, чтобы своими изменениями подвигнуть к изменениям семью.