Татьяна Куншина
Конспект занятия «Составление рассказа-размышления «Что я знаю о животных?» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Грамматика: развивать умение детей составлять сложноподчиненные предложения и предложения с вставными словами («по моему мнению», «во-первых», «во-вторых», «следовательно»).
Звуковая культура: продолжать учить детей различать гласные и согласные звуки, определять место звука в слове, строить звуковую схему слова, формировать представление о том, что звук и смягчает предыдущий согласный.
Темочки:
- Животные. Составление рассказов, описание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Связная речь: развивать умение утверждать или отрицать. Учить составлять рассказ-размышление о животных, согласно предложенной модели и образцу воспитателя.
Развивать: мышление, внимание, память, грамматические умения, язык, слух.
Воспитывать: здравомыслие, наблюдательность.
Материал: набор парных раздаточных картинок с изображениями животных, мяч, звуковые фишки (на каждого ребенка, набор символических изображений реплик (1 демонстрационное и раздаточное – по количеству детей, микрофон, диск, магнитофон.
Ход занятия
I этап. Общение.
1. Угадывание загадок о животных с использованием интерактивной технологии «Метод Пресс».
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.
Задание: отвечать нужно, используя слова: «я думаю», «я считаю, что это…», «потому что», «следовательно, это…»
2. Дид. Упражнение «Лишнее слово»
Задание: найти лишнее слово, объяснить, почему так считаешь, используя слова «по моему мнению. «я думаю», «я считаю, что это…», «потому что».
Например: корова, свинья, заяц, овца;
воробей, кукушка, комар, синица;
щука, карась, окунь, лягушка, сом.
Совместное определение темы занятия:
– Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить на занятии?
II этап. Познавательная деятельность.
Мотивация:
Дети на канале телевидения «Умань» открывают новую программу «Мир животных глазами детей». Меня попросил ведущий этой программы взять у вас интервью о том, что вы знаете о животных.
Дидактическая игра «Парные картинки» (работа в парах, ИАО «Микрофон»).
Задание: найти пару по картинке с изображением животных, совместно вдвоем определить, что знают об этом животном, договориться, кто будет отвечать.
Дети по кругу становятся парами. Каждая пара в руках, держа картинку. У взрослого в руках – микрофон.
Воспитатель:
Я знаю, что волк хищное животное.
Передает микрофон паре детей. Один ребенок из пары дополняет:
А мы еще знаем, что жилье волка называется логово.
И передают микрофон другой паре, которая дополняет ответ.
Физкультурная минутка. Дид. игра «Карусель».
Дети стоят в кругу. Один из них держит мяч.
Ребенок:
Громкий называй и мяч по кругу соседу передавай (согласный называй и мяч по кругу передавай).
Игра с мячом «Замени слово так, чтобы оно заканчивалось на «и».
Воспитатель стоит в кругу с мячом и произносит слова-названия животных в единственном числе, бросая мяч ребенку; ребенок ловит мяч и образует слово во множественном числе, добавляя «и».
Например: заяц – зайцы;
лось – лоси;
медведь – медведи;
мышь – мыши;
окунь – окуни;
комар – комары;
овцы – овцы;
криль – кролики.
Вопросы к детям:
Как произносится согласный перед «i»?
Самостоятельная работа.
Задание: найти значок для обозначения мягкого согласного
Дети, скажите, чем отличаются дикие животные от домашних?
Выложите слово «лес» звуковыми фишками. (Дети преподают звуковую модель слова.)
ІІІ этап. Преобразовательная деятельность. Составление рассказа-размышления о животном.
Детям предлагается набор символических изображений, символизирующих следующие реплики:
«Я знаю, что…»
«Во-первых…» 1
«Во-вторых…» 2
«Итак.»
У воспитателя такой же набор демонстрационных символических изображений. Педагог дает образец повествования и последовательно излагает символические изображения.
К примеру:
Я знаю, что собака – друг человека.
Во-первых, собака охраняет дом человека. 1
Во-вторых, ходит с хозяином на охоту. 2
Так что собака – друг человека.
Затем педагог предлагает детям выложить в том же порядке символические изображения и составить рассказ-размышление согласно им. Дети составляют рассказы по схематическим пометкам и после этого проводится игра «Оцени рассказ товарища» (работа в парах).
Задача: договориться, кто будет сначала рассказывать, а кто слушать. Рассказывающий должен говорить четко по схеме, а кто будет слушать – определить правильно ли построен рассказ товарища. (IV этап. Оценочно-контрольная деятельность.) По условному сигналу воспитателя дети заканчивают работу в парах. По желанию дошкольников, он предлагает презентовать свой рассказ перед коллективом детей (2-3 рассказа, используя при этом игровой прием (запись рассказа на диск для ведущего программы).
Итог и анализ занятия:
Как, по-вашему, помогли ли мы ведущему телепрограммы в подготовке передачи? Чем?
Что нового вы узнали о животных из рассказов ваших товарищей?
Вам понравилось, как вы работали на занятии?
Чтобы вы еще хотели узнать о животных?