Наталья Пьянзина
Конспект занятия «Согласная буква «Н» и звук [Н]»
Задачи:
Образовательные: закрепить умение давать характеристику звука [н], читать слоги с буквой эн;
Развивающие:развивать связную речь, память, внимание;
Воспитательные: воспитывать у детей самостоятельность.
Материал: буква Н на листе бумаги, тетрадь на каждого ребенка, карандаш, указка, буквы для чтения слогов.
Публикация «Конспект занятия „Согласная буква „Н“ и звук [Н]“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
Ход занятия
I. Организационный момент
Дети стоят в кругу
- Давайте выполним зарядку для языка, повторяйте за мной движения
Артикуляционная гимнастика
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок -
Во рту язычок.
Язык-как кисточка моя,
И ею небо крашу я.
За зубами в бугорок.
Бьет широкий язычок.
(Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын»)
- К нам в гости сегодня пришел Незнайка и принес с собой картинки.
(Рассматривание картинок, названия которых начинаются на звук Н.)
Кто догадался, про какой звук мы сегодня поговорим? «Н»
Посмотрите, как правильно произносится звук «Н» Губы разомкнуты, зубы на небольшом расстоянии, горлышко звенит. Воздушная струя направлена на кончик языка, она встречает во рту преграду. При произнесении твёрдого звука (Н) язык находится за верхними зубами. Попробуйте.
Какой звук «Н» (согласный, твёрдый, звонкий)
- Каким цветом обозначены гласные буквы? (красным).
- А синим цветом какие буквы обозначены? (согласные).
- А чем отличаются гласные от согласных? (При произношении гл. звук не встречает преград, а при произношении согласных букв воздух встречает преграды, в виде языка, зубов, губ и преодолевает их).
II. Основная часть
2.1 Характеристика звука [н]
- Произнесем вместе звук [н] (дети произносят)
- Что мы чувствуем при произношении звука [н]? Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречает препятствие, зубы мешают). Значит, какой это звук? (согласный).
Закроем уши и произнесем звук [н], если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.
Дети проверяют.
- Дети, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)
- Значит, звук [н] какой, глухой или звонкий? (звонкий)
- Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречается препятствие, язык мешает).
- Из каких элементов состоит буква «Н»?
- Давайте выложим букву «Н» из счетных палочек.
- Молодцы, всё правильно выложили.
Физминутка
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
«Составь и прочитай»
- Сейчас мы будем составлять и читать слоги и слова с новой буквой.
Каждый ребенок составляет и читает по одному слогу.
-Маша, возьми сначала букву Н, поставь ее на доску. Теперь возьми букву А и поставь ее после буквы Н. Прочитай, что получилось (НА).
- Максим, возьми сначала букву А, поставь ее на доску. Теперь возьми букву Н и поставь ее после буквы А. Прочитай, что получилось (АН).
Изучение нового материала
«Доскажи словечко» (по картинкам).
— Маша надела теплые. носки.
— Дима съел сладкий. апельсин.
— Бабушка в чай положила. лимон.
— У Наташи новый. зонтик.
Работа в тетрадях
- Сегодня мы будем учиться в тетрадях писать букву ЭН. Я вам буду говорить сколько клеточек рисовать и в какую сторону, внимательно смотрите и слушайте.
- У каждого из вас на листе точкой отмечено место, откуда надо начинать рисовать букву эн, нашли?
- 5 клеток вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 5 леток вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево.
- Какая буква у нас получилась? (ЭН)
- Молодцы, отодвиньте от себя всё на край стола.
III. Заключительная часть
- Дети, с какой буквой мы сегодня познакомились?
- Звук [н] какой- Молодцы, вы сегодня справились со всеми заданиями, Незнайке очень понравился на вас смотреть, как вы занимались.