Алла Косик
Конспект занятия «Сибирская ягода» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
«Сибирская ягода»
Подготовили: Кожокарь Е. Ю. Косик А. А.
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей с коллажем (сочетание аппликации и рисования, совершенствовать технические приемы лепки и рисования и грамотно располагать изображение (по всей плоскости листа);
2. Совершенствовать знание оттенков цвета, умение устанавливать соответствие между цветом и формой, составлять целое из частей;
Публикация «Конспект занятия „Сибирская ягода“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Ягоды садовые
- Темочки
3. Развивать воображение, используя знания о природе родного края для достижения творческих результатов;
4. Способствовать развитию основ экологической культуры, используя терапевтические возможности изобразительной деятельности;
Материалы и оборудование:
Слайдовая презентация с изображением красоты сибирского леса, заранее изготовленный большой тонированный детьми лист бумаги для будущей работы, соленое тесто, стеки, краски гуашь, кисти, салфетки, магнитофон и прилагающееся музыкальное и звуковое сопровождение;
Предварительная работа:
Чтение и пересказ хантыйских легенд и сказок, сюжет которых расширяет представление детей о красоте и богатстве таежного края, рассматривание и обсуждение в свободной деятельности иллюстраций с изображением таежных дикоросов,
использование на занятиях изобразительной деятельности различных нетрадиционных техник (монотипии, лепки из соленого теста) для приобретения опыта изготовления коллажа;
Ход НОД:
I часть
- Здравствуйте, дети!
- Сегодня мы с вами на короткое время забудем о наших обычных делах и перенесемся в волшебный и красочный мир таежного леса.
- Давайте, например, вспомним, какие мы с вами знаем сказки, в которых говорится о чудесной природе нашего края?
- Ответы детей («Мышонок и олень», «Умная сова», «Берестяной нос», «Лиса и гуси» и др.).
- Правильно.
- Чем похожи все сказки, что у них общего?
- Правильно, эти сказки описывают красоту таежного леса и его богатство.
- А в чем же заключается богатство тайги? Ответы детей.
- Посмотрите на нашу картинку. Здесь изображен таежный лес. Ой, что это, ребята, что не так на картинке? Может быть чего-то не хватает в этом лесу?
- Не хватает в лесу цветов, ягод и грибов, и никто не живет в нем.
- А почему так получилось? Куда все делись?
Предположения детей.
- А может быть, действительно, в этом лесу кто-то побывал и сорвал все цветы, ягоды и грибы? Кто же мог это сделать?
- Ответы детей (Злой волшебник или жадные люди).
- Ребята, а кто в сказках побеждает злых волшебников? С помощью чего можно победить колдовство или жадность?
Ответы детей.
- Правильно, в сказках всегда добро побеждает зло, и на каждого злого волшебника находится добрый волшебник, а на каждого жадного человека находятся щедрые и добрые люди. Хотите превратиться в добрых волшебников? Давайте попробуем, но для этого нужно произнести волшебное заклинание, повторяем вместе со мной «Покружись, повертись и в доброго волшебника превратись!».
Дети вместе с педагогом превращаются в добрых волшебников.
- Раз мы с вами превратились в волшебников, давайте поиграем в волшебную игру. Посмотрите, на этой поляне тоже что-то не так, везде разбросаны листья ягод, а самих ягод нет, здесь тоже кто-то похозяйничал, кто-то так любит ягоды, но мы сейчас это исправим.
Дети стоят на краю поляны, выслушивая задание.
Игра малой подвижности «Ягодная поляна»
Дети собирают ягоды (из частей целое, ориентируясь по форме и цветовым оттенкам.
- Дети, посмотрите, как преобразилась наша сказочная поляна! Давайте придумаем для нее сказочные названия, какая она стала?
Дети придумывают названия (щедрая, волшебная, загадочная и т. д.).
- Но давайте вернемся в наш таежный лес, посмотрите, с ним ничего не происходит. Может нашего волшебства недостаточно, может попробовать еще что-нибудь сделать?
Ответы детей.
- А давайте попробуем сделать ягоды и цветы.
- Дети, а как и из чего можно их сделать?
Ответы детей.
- Правильно, их можно нарисовать, но ведь изобразить – это не только нарисовать. Давайте сегодня для этого воспользуемся необычной техникой и изобразим ягоды с помощью соленого теста.
- А как называется такая техника?
- Правильно, техника эта называется «тестопластика».
- А теперь мы попробуем изобразить разнообразные таежные ягоды так, как каждый из вас себе это представляет. Давайте еще раз вспомнить, как выполняется работа в технике «тестопластики».
Напоминание способа изображения.
Педагог на мольберте демонстрирует технику тестопластики.
- А теперь попробуйте сами выполнить работу в такой технике.
- Но сначала выполним небольшую пальчиковую гимнастику, чтобы наши пальчики могли справиться с такой сложной техникой.
- Давайте вспомним, кто любит таежные ягоды?
- Правильно, медведи, белки, бурундуки и другие обитатели таежного леса. Давайте изобразим каждого из них с помощью жестов и мимики.
Дети показывают движения обитателей тайги
- Ребята, самое главное, не забывайте, что вы будете создавать большую общую картину, поэтому вы должны уметь не только рисовать и лепить, но и договариваться между собой, о том, ка вы будете это делать вместе. Поэтому вы не должны ссориться, а, наоборот, помогать друг другу.
II часть
Выполнение работы детьми.
Звучит негромкая музыка.
Педагог наблюдает за ними, и, если это необходимо, оказывает помощь детям, которые затрудняются выполнить задание (проводится индивидуальная работа).
Анализ детских работ.
- А сейчас давайте рассмотрим получившуюся картину. (проводится обсуждение детьми полученных результатов).
- Дети, посмотрите на нашу картину, вам понравилось рисовать и лепить ягоды с помощью нового способа?
- Как называются картины, где художники используют аппликацию и рисование одновременно?
- Правильно, коллаж.
- Как вы думаете, что еще можно изобразить с помощью этого способа?
Ответы детей (морское дно, звездное небо, ковер-самолет и др.).
- Ребята, а какие еще нетрадиционные изобразительные техники вы знаете?
Дети называют техники, которые они использовали раньше (рисование по мокрому слою, раскрашивание мятой бумаги, монотипия).
Вдруг откуда-то доносятся необычные звуки. Педагог обращается к детям:
- Вы слышите, это в нашем таежном лесу что-то происходит, давайте посмотрим.
Дети подходят ближе и замечают изменения в таежнном лесу, затем рассказывают о своих впечатлениях.
- Да, действительно, наши волшебные усиления не пропали даром, и в нашем заколдованном лесу тоже выросли цветы, ягоды и грибы, и, конечно, вернулись и обитатели леса
- Кто же это?
- Медведи, белки, бурундуки, северные олени и др.
- И самое главное, что в нашей сказке добро побеждает зло.
- А сейчас мы с вами снова превратимся в обычных детей подготовительной группы.
Дети кружатся и садятся на стульчики.
III часть
Итог занятия.
- Сегодня мы с вами пользовались уже знакомой нетрадиционной техникой изображения, давайте вспомним, как она называется?
- Правильно, аппликация из соленого теста или тестопластика. Вы большие молодцы, потому, что справились с большой и объемной работой, смогли её выполнить сообща, договариваясь и сотрудничая между собой.
- Яркие выразительные ягоды, которые вы изобразили на таежной поляне в технике коллажа, могут послужить прекрасным украшением для интерьера вашей игровой комнаты или подарком для друзей и близких.
- В завершение нашего занятия хочется еще раз напомнить, что волшебными могут быть не только ягоды и грибы, но и многие другие явления и предметы окружающей жизни, если к ним относиться творчески, если дружить с красками, карандашами, пластилином.