Анна Локунова
Конспект занятия для обучающихся театра-студии ЦДТ 8–18 лет «Сценическая речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Приокский»
Методическая разработка занятия
Тема «Сценическая речь»
Для обучающихся театра-студии «Овация» (от 8-18 лет)
(дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр вокруг нас»)
Педагог дополнительного образования
Локунова А. А.
г. Рязань, 2023 г.
Тип занятия :
Комбинированный
Цели занятия :
- раскрытие и формирование творческой личности ребенка;
Публикация «Конспект занятия для обучающихся театра-студии ЦДТ 8–18 лет „Сценическая речь“» размещена в разделах
- ДШИ. Детская школа искусств
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
- развитие фантазии, воображения, внимания, смелости;
- развитие речи.
Задачи занятия :
обучающие
- развить дыхание, артикуляцию, дикцию;
- ознакомить детей со способами выполнения упражнений в процессе проведения занятия.
развивающие
- способствовать развитию внимания и памяти;
- развивать у детей коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную деятельность в коллективе;
воспитательные
- способствовать воспитанию терпения, усидчивости;
- воспитывать трудолюбие детей, упорство в достижении цели.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения : наглядный метод (личный показ, метод практический (выполнение упражнений, словесный метод, метод игрового существования, метод импровизации.
Ресурсы занятия : теннисные мячи, маленькие зеркала, музыкальная колонка или магнитофон.
План урока:
1. Организационный момент;
2. Изучение нового материала;
3. Закрепление;
4. Подведение итогов.
1. Организационный момент.
Приветствие.
Обозначение темы и целевых установок.
2. Изучение нового материала.
Теоретическая часть:
Педагог:
Тема нашего урока сценическая речь. Прежде чем мы приступим к заданиям, давайте разберемся в понятиях. Давайте попробуем дать определение понятия «сценическая речь».
Стиль и характер сценической речи прошли период становления от древности до сегодняшних дней. Так, навык сценической речи оттачивали еще в Древней Греции ораторы и актёры.
Ораторское искусство, или искусство красноречия — уменье говорить связно, логически и художественно, чтобы привлечь внимание, а вместе с тем и сочувствие слушателей к какому-нибудь делу.
Сценическая речь — одно из основных профессиональных средств выразительности актёра. Владея мастерством, актёр раскрывает внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа.
Техника сценической речи — существенный элемент актёрского мастерства; она связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения дикцией интонационной выразительностью.
Обучение сценической речи неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха, постановкой голоса и т. п.
Итак, ребята как вы поняли, что такое сценическая речь? Для чего она нужна? И нужно ли заниматься этими упражнениями? (Ответы детей)
Практическая часть:
• Разминка нижней челюсти, мягкого нёба, губ, языка.
Упражнения для нижней челюсти
1. Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.
2. Жевательные движения с сомкнутыми губами.
3. Движение нижней челюсти попеременно вправо и влево (при открытом и закрытом рте).
Упражнения для мышц мягкого нёба
1. Позёвывание, широко открывая рот.
2. Высунуть язык, резко (на твердой атаке) произнести звук [а].
Упражнения для губ
1. «Улыбка» - растягивание сомкнутых губ (зубы сжаты).
2. «Трубочка» - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке [о], верхние и нижние резцы видны.
3. Чередование «улыбки» и «трубочки». (Три предыдущих упражнения выполняются также с сомкнутыми губами).
4. «Заборчик» - зубы сомкнуты, губы в улыбке, верхние и нижние резцы видны.
5. «Рупор» - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке [о], верхние и нижние резцы видны.
6. Поднимание верхней губы, обнажаются только верхние зубы.
7. Опускание вниз нижней губы, обнажаются только нижние зубы.
8. Втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием их к зубам.
Упражнения для языка
1. «Лопаточка» - широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.
2. «Иголочка» - узкий, напряженный язык высунут вперед.
3. Чередование «лопаточки» и «иголочки».
4. «Желобок» - высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
5. «Чашечка» - широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе.
6. «Качели» - рот открыт, губы в улыбке, движения языком вверх – вниз.
7. «Часики» - рот открыт, губы в улыбке, движения языком вправо – влево.
8. «Футбол» - рот открыт, движения языка вправо – влево на внутренних сторонах щек.
9. «Лошадка» - цоканье (щелканье) языком.
10.«Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твердому нёбу, боковые края языка прижаты к коренным зубам.
11.«Накажем непослушный язычок» - а) покусывание кончика широкого языка, губы при этом в улыбке; б) пошлепывание широкого расслабленного языка расслабленными губами.
12. «Вкусное варение» - круговое облизывание губ, нижняя челюсть неподвижна.
• Дыхательная гимнастика (по Стрельниковой).
"Ладошки"
Встать ровно и прямо. Руки согнуты в локтях, локти вниз. Кисти рук расположить на уровне плеч ладонями к зрителю. Сделать вдох синхронно со сжатием ладоней в кулак. Делать 4 раза по 8 вдохов.
"Погончики"
Руки резко, практически в толчке, направляются от пояса вниз. Синхронно следует делать короткий и шумный вдох. После окончания упражнения руки возвращаются в исходное положение, занимая расслабленное состояние в области пояса. Количество движений – 32, разделенных на 4 подхода.
"Насос" (накачивание шины)
Стоять ровно и прямо с опущенной вниз головой. Согнуть спину в поясничном отделе. Руки опустить вниз, кисти расслабить. Спина расслаблена. Делается плавный наклон вперед, одновременно необходимо сделать короткий вдох носом. Количество подходов – 4, по 8 движений в каждом, всего должно получиться 32 активных движений.
"Кошка"
«Пружинистое» упражнение на приседание, которое сопровождается поворотом туловища в правую и левую сторону поочередно. Одновременно необходимо поддерживать ритм дыхания, синхронизируя его с движениями корпуса. Количество подходов – 4, по 8 движений в каждом.
"Обними плечи"
Исходное положение: руки подняты горизонтально до уровня плеч, слегка расслаблены и согнуты в локтях. В момент вдоха следует резко сомкнуть руки, будто обнимая себя за плечи. Норма для данного движения составляет все те же 4 подхода по 8 «обниманий» в каждом.
"Большой маятник"
При наклоне корпуса стараться тянуться кончиками пальцев к коленям, делая при этом резкий вдох. После выпрямления поясница прогибается, кисти рук идут к плечам (обнимают плечи). Всего 4 подхода по 8 движений.
"Повороты головы"
С исходного положения по стойке «смирно» делаются повороты головы поочередно в правую и левую стороны. Упражнение сопровождается вдохом. После возвращения головы в начальное положение выдох уходит незаметно носом или ртом. Всего 4 подхода по 8 движений.
"Ушки"
Голова поочередно двигается по направлению к плечам, при этом важно не напрягать мышцы шеи. Упражнение следует сопровождать короткими вдохами, взгляд должен быть направлен строго горизонтально. Рекомендуемая норма – 32 движений, разделенных на 4 подхода.
"Маятник головой"
Упражнение также выполняется со стойки «смирно», головой следует совершать подъемы и опускания, сопровождая их активными вдохами. Важным залогом успешного выполнения данного упражнения является правильный ритм дыхания. Количество движений – 32.
«Перекаты» с правой ногой впереди
Правая и левая ноги на расстоянии одного шага друг от друга. Одна впереди, другая сзади. Масса тела перемещается на стоящую впереди ногу, синхронно с этим делается едва заметная присядь и в это же мгновение – вдох. После этого вес корпуса переводится на стоящую сзади левую ногу. Слегка на ней приседаем и резко нюхаем воздух. Вперёд – назад, вдох – вдох. Количество подходов – 4, по 8 движений в каждом.
«Перекаты» с левой ногой впереди
Упражнение выполняется по аналогии с предыдущим, однако на этот раз ведущую роль играет левая нога. Данный элемент лечебной гимнастики рекомендуется выполнять сразу же после «Перекатов с правой ногой», количество подходов при этом сохраняется.
"Передний шаг"
Левая или правая сгибается одновременно в тазобедренном и коленном суставе. Вес тела концентрируется на второй ноге, начинается легкое и плавное приседание. Как и в предыдущих упражнениях, ведущая роль отводится технике дыхания, которая должна совпадать с ритмом движений.
"Задний шаг"
Корпус выравнивается вертикально, правая или левая нога максимально сгибается в колене, голень отводится назад. Сохраняя положение тела, выполняется плавное приседание, которое должно сопровождаться вдохом. После каждого подхода положение ног меняют, всего следует выполнить 4 подхода (по 8 приседаний).
• Мосты.
1. вдох внизу-поднялись в мост-выдохнули наверху.
2. встали в мост-вдохнули наверху-выдох во время спуска.
3. вдох во время поднятия в мост, выдох на спускании.
3. Закрепление.
• «Маугли»
По очереди ученики выходят в центр зала и произносят слово «маугли» в разных звуковых диапазонах, от самого низкого к самому высокому.
• «Во дворе трава»
Ученики делятся на пары, у каждой пары в руках теннисный мячик. По очереди пары выходят в центр зала и передавая друг другу мячик каждый говорит по строчке из данной скороговорки:
Во дворе трава,
На траве дрова.
Раз дрова,
Два дрова,
Три дрова.
Дрова над двором,
Дрова под двором.
Дрова вдоль двора,
Дрова вширь двора.
Не вместит двор дров —
Надо дрова выдворить.
На дровяной двор.
Задание может усложняться:
-педагог просит включить в задание различные подтексты (Вопрос-ответ) (Актерскую игру).
- педагог просит менять свой голос, диапазон (Один ученик задает свой голосовой вариант, а другой дублирует. Один ученик становится ведущим, а другой ведомым. Потом они меняются).
4. Подведение итогов
Анализ и самоанализ работы учащихся. Опрос обучающихся – их мнение о том, как они выполняли задания, какие были проблемы. Что помешало сделать лучше то или иное упражнение.
Подведение итогов работы. Обязательно отметить положительные моменты на занятии, достижения обучающихся на данном этапе, перспектива – зачем нужны эти упражнения. Планы на следующее занятие.