Ризванова Лейсан
Конспект занятия с элементами драматизации Башкирский сундучок сказок для воспитанников подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с элементами драматизации :
«Башкирский сундучок сказок»
Для воспитанников подготовительной группы.
Тема: «Башкирский сундучок сказок»
Цель:
Формировать ценностные отношения к культурному наследию, любовь к Родине, родному краю.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия с элементами драматизации Башкирский сундучок сказок для воспитанников подготовительной группы» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
1. Образовательная: закреплять представление детей о Башкортостане, природе родного края, природных богатствах республики; активизировать словарь детей: юрта, улей, бортевой домик, пчелиный мед.
2. Развивающая: Развивать творческие способности, желание участвовать в драматизации. Учить различным эмоциям и умениям их проявлять.
Учить голосом и характерными движениями передавать образы героев сказки.
3. Воспитательная :воспитывать у детей любовь и уважение к людям разных национальностей; продолжать воспитывать любовь к башкирским народным сказкам, дружеские отношения.
Материалы и оборудование:
Музыкальный центр, диск с башкирской мелодией. Атрибуты к сказке : дерево, пеньки, скамейка, елки, солнце, облака, домик, нарисованные цветы, топорик, игрушки: башкир, медведь, пчелка, сундук с башкирским узором костюм медведя, длинный хвост, жилетка башкирская, тюбетейка, головные уборы – пчелки.
Ход занятия:
(Звучит башкирская мелодия)
Воспитатель читает стихотворение:
«Башкортостан -чудесная земля!
Кругом сады, зеленые поля,
На зорьке тихо солнышко встает
Как белый лебедь Агидель плывет!»
Воспитатель : Как называется наша республика? (Башкортостан).
Ответы детей: Башкортостан
Воспитатель : Мы с вами живем в Башкортостане. Наша республика очень красивая, в нем много гор, рек, животных, птиц. Очень давно на башкирской земле жили люди. Их называли башкиры. Они и сейчас здесь живут. Так их называют потому, что они родились в Башкортостане. Жили башкиры в легких, складных домах, которым называются юрты. Давным – давно, в те времена на башкирской земле не было больших домов, машин, магазинов, улиц. А сейчас в нашей республике Башкортостан много городов и разных улиц.
- Как называется город, в котором мы живем? (Октябрьский).
В нашем городе много улиц, на них живут люди – жители нашего города. А на каких улицах живете вы, ребята?
Ответы детей : Молодцы, ребята, вы все знаете название своей улицы.
Воспитатель : Утром рано вы приезжаете в детский сад, где вас ждут друзья и взрослые - сотрудники, которые заботятся о вас. А кто знает, на какой улице находится детский сад?
Ответы детей:
Воспитатель : В нашей группе все ребята дружат. Давайте подружим наши пальчики.
Пальчиковая игра «Дружба»
«Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики»
(Дети соединяют вместе ладони с расставленными пальцами.
Одноименные пальцы друг за другом как бы отталкиваются и соединяются
вместе. Направление движения: от больших пальцев – к мизинцам и обратно.
Игра – упражнение сопровождается декламацией.)
Воспитатель : Я надеюсь, что все мы еще долго будем дружить. Посмотрите, дети, здесь стоит какой-то сундук. Это сундук башкирский, потому что он украшен башкирскими узорами. В башкирском сундучке что-то лежит. Хотите узнать, что там лежит? Давайте посмотрим. (открываю и достаю) .
-Посмотрите, ребята, что я достала. Это игрушки. Кто это? ( показываю героев: медведь, башкир, пчелка).
-Ребята, а кто помнит из какой сказки эти игрушки? Вы эту сказку знаете, я вам ее рассказывала. Вспоминайте?
Ответы детей: Медведь и пчелы.
Воспитатель : Правильно. Сказка называется «Медведь и пчелы». Это башкирская сказка, потому что ее сочинил башкирский народ.
- Это волшебный сундучок башкирских сказок. И в нем еще что-то лежит. Это волшебные головные уборы. Кто их наденет, превратится в пчелок. Кто хочет их надеть? (воспитатель каждому ребенку дает по головному убору и помогает одеть). Ребята, вы надели на голову головные уборы и стали похожи на пчелок. У нас остались ребята без головного убора. А для вас в волшебном сундучке что-то есть. Посмотрите, что это?
- Правильно, это жилет и тюбетейка. Их надевают башкиры. Кто хочет и надеть? (предлагаю мальчику). Посмотрите, ребята, он надел жилет, тюбетейку и стал похож на башкира. Как называется дом, в котором давным-давно жили башкиры?
Ответы детей : Юрта.
Воспитатель : Правильно, юрта. Давайте отдохнем и поиграем в игру: «Юрта, юрта».
Игра «Юрта, юрта»
Юрта, юрта, круглый дом.
Побывайте в доме том!
Гости явятся едва
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится,
Угостить торопится.
Ладушки, ладушки,
Круглые оладушки!
(Дети шагают на месте, показывают руками полукруг, затем выставляют руки вперед. Повороты туловища влево- вправо, прыжки на месте. Хлопки в ладоши, приседание, опять хлопки в ладоши. На левой руке указательным пальцем правой руки делаем круговые движения.
Воспитатель : В башкирском сундуке сказок лежит костюм животного. Отгадайте загадку:
«Ходит в шубе меховой, косолапый и большой.
Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает.»
-Кто это?
Ответы детей: Медведь.
Воспитатель : Правильно, медведь. Вот какой костюм медведя лежал в волшебном башкирском сундучке! Кто хочет его надеть? Давай я тебе помогу. Теперь он надел костюм медведя и стал героем сказки - медведем. Ребята, а волшебный сундучок сказок не просто так появился в нашем зале. Он наверное, хочет, чтобы ребята сами показали сказку «Медведь и пчелы» нашим гостям.
(Мальчик в одежде башкира уходит в юрту, а медведь в лес - прячется за деревьями)
Девочка - пчела читает стих:
«Мы летаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья белые мелькают
В поле пчелки все летают.
Раз, два, три, четыре –
Закружились, полетели»
(дети-пчелки встают, кружатся и летят за дерево, садятся на корточки)
Воспитатель : Наша сказка начинается… Было это очень давно.
В давние–давние времена жил– был один косолапый медведь. И был у этого медведя хвост, такой же пушистый и длинный, как у лисы. Медведь очень любил мёд. Ни дня не мог прожить без мёда.
(Звучит башкирская музыка. Входит медведь.)
Медведь: Мне бы на зиму медку!
Лапу с медом пососу.
Ведь из всех лесных зверей
Мед люблю я всех сильней!
Мне б найти побольше меду!
Съем хоть целую колоду.
И лениться буду им,
Вкусным сладким. (Уходит за дерево).
Воспитатель : Он только о том все время и думал, где бы раздобыть мед.
А на опушке возле елки,
Жили поживали пчелки.
Прилетели на лужок,
Собирать лесной медок.
(Под музыку вылетают пчелки в руках маленькие ведерки.)
Танец «Дружат пчелки и цветы»
(После танца берут большие расписные ложки
присаживаются около цветов, собирают ложками нектар).
(Пчелки поют.)
Пчелки: «Мы летаем друг за другом,
Лесом и зеленым лугом.
Крылья белые мелькают,
В поле пчелки все летают.
Раз, два, три, четыре –
Закружились, полетели.
Воспитатель : «Пчелки гудят,
В поле летят.
Покружились над цветком
И присели за медком.
Набирают сладкий сок
Наши пчелки в хоботок.
Взвились, загудели,
Домой полетели»
(Пчелки улетают к дереву. Медведь выходит)
Воспитатель : Однажды медведь увидел дерево с дуплом, в котором был слышен пчелиный гул и очень обрадовался. Он залез на это дерево, и начал разорять пчелиное гнездо и есть мед. А бедняжки пчелы тщетно пытались защитить свое гнездо, и окружив медведя, пытались его ужалить.
(Под музыку дети-пчелы встают в круг, окружая медведя, летают вокруг него)
Воспитатель : Но у медведя очень длинная шерсть, а жало у пчелки очень короткое.
Башкирская игра «Медведь и пчелы»
(После игры медведь садится на пенек и ест мед, а пушистым хвостом отмахивается от пчел)
Воспитатель : И вот как–то в лес пришел человек за дровами. Смотрит, сидит на дереве медведь и лакомится медом, а своим пушистым хвостом пчел отгоняет.
Мужик :
«Эй ты, Мишка, косолапый!
Значит ты пчел обижаешь!
Ешь готовый сладкий мед.
Вот сейчас я
И тебя я проучу!»
(Берет медведя за хвост и тянет, пока хвост не оторвался).
Воспитатель : Опечалился медведь, что остался без длинного хвоста, ушел, низко склонив голову.
(уходит и садится на пенек)
- С тех пор у медведя хвост маленький, короткий. А мужик поправил бортневый домик и отправился к себе домой.
(Мужик уходит за деревья).
Воспитатель : Удивились пчелы и спрашивают у главной пчелы:
Пчелка: Почему этот человек не доел наш мед?
Главная пчела: Догоните этого человека и спросите его, почему он оставил нам мед?
Воспитатель : Полетели пчелы к человеку и спрашивают.
Пчелка: Почему ты не доел, сладкий наш медок?»
Мужик: «Если б съел я ваш медок,
Вы бы с голоду погибли.
И тогда б зимой и я,
Без медка остался бы»
Воспитатель : Полетели пчелы в свой бортевой домик и передали главной пчеле слова человека. И тогда позвала она всех пчел и стали они думать.
(Пчела-матка в центре круга, а пчелы в кругу и думают)
Воспитатель : Думали, думали и придумали. Решили пчелки полететь к человеку и просить его, чтобы он оберегал их и помогал. Прилетели пчелы к человеку.
Пчелки : «Пожалуйста, возьми к себе нас,
В обиду не давайте.
А мы тебе спасибо скажем,
И медком поделимся».
Мужик: «Хорошо. Я построю для вас дом, улей-дом.
Собирайте сладкий мед и живите в нашем лесу».
Башкирская игра «Юрта»
Воспитатель : Обрадовались пчелки и стали веселится. Простили они медведя и позвали к себе на танец.
Башкирский танец «Башкирский мед»
Воспитатель : Решили пчелы и медведь жить дружно, и пригласить всех лесных зверей и угостить их вкусным и душистым медом.
1-я пчелка : Лето быстро пролетело,
Вся полянка опустела.
2-я пчелка: Мы все лето здесь летали,
Много меда мы набрали.
Пригласим лесных зверей,
Угостим их поскорей.
3-я пчелка: Мы повесим объявленье:
«Приглашаем в воскресенье
Всех зверей к нам в гости в дом,
Угостим лесным медком»
(Пчелки вешают на елку большое объявление и улетают в улей.)
Воспитатель : Когда собрались все звери, они встали в дружный хоровод и начали танцевать.
Танец «Башкирская полька»
Воспитатель : Вы трудились пчелки, вы старались.
Все довольными остались.
Не страшна зима для Вас,
Меда сделали запас.
- С тех пор пчелы живут в домике - улье и угощают своим полезным медом всех людей и зверей. Спасибо пчелам нашим, ведь республика Башкортостан славится своим полезным и сладким башкирским медом. Вот и сказке конец!