Оксана Федяева
Конспект занятия с подростками «Что такое конфликт»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия на тему
«Что такое конфликт?»
Цели и задачи: познакомить детей с общими представлениями о конфликтах, их видах, причинах возникновения и возможных способах их разрешения; развить воображение, устную речь, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Публикация «Конспект занятия с подростками „Что такое конфликт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Раздаточный материал: бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребёнка, презентация «Конфликт», книга И. А. Крылова, карточки с конфликтными ситуациями, релаксационная музыка.
Потенциальные участники: подростки.
Ход коррекционного занятия
Приветствие
Участники приветствуют друг друга и психолога. «Заполняют» устно «Азбуку добрых слов и пожеланий» — называется какая-либо буква алфавита, и каждый участник называет пожелание на эту букву своим одногруппникам и психологу.
Психолог. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о таком понятии, как конфликт. У каждого из вас в жизни случались те или иные конфликтные ситуации. Как вы думаете, что такое конфликт? (Участники высказывают свои предположения.)
Просмотр презентации «Конфликт».
Каждый по-своему объясняет, что это. Вот одно из объяснений, что такое конфликт : это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей, потребностей одного человека. Вообще конфликты очень часто встречаются в нашей жизни — в семье, в школе. Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. Как, по-вашему, нужны ли в нашем обществе конфликты? Почему? (Ответы ребят.)
Ребята, в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны. Поскольку именно в споре рождается истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития ситуации, отношений.
Я хочу вам прочитать басню И. А. Крылова, а вы внимательно слушайте.
Басня «Лебедь, Рак и Щука»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Как вы думаете, в этой басне есть конфликт? Как бы вы назвали этот конфликт? (Ответы ребят.)
Этот вид конфликта называют межличностным, то есть он возник между отдельными личностями в данной басне — раком, лебедем и щукой. Как, по-вашему, можно было бы разрешить этот спор и можно ли вообще его разрешить? (Ответы ребят.)
Молодцы ребята. А теперь давайте с вами немного разомнёмся.
Физминутка: «Вот мы руки развели»
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Психолог К. Томас выделил пять основных стилей разрешения конфликта :
• Конкуренция — человек, использующий этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения.
• Избегание — когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его.
• Приспособление — человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы.
• Сотрудничество — человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера.
• Компромисс — партнеры по общению сходятся на «золотой середине», то есть на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров. Как вы думаете, какой стиль разрешения конфликта в басне «Лебедь, рак и щука»? (Ответы ребят.)
Послушайте басню «Змея».
Змея Юпитера просила,
Чтоб голос дать ей соловья.
«А то уж, — говорит, — мне жизнь моя постыла.
Куда ни покажуся я,
То все меня дичатся,
Кто послабей;
А кто меня сильней,
Дай бог от тех живой убраться.
Нет, жизни этакой я боле не снесу;
А если б соловьем запела я в лесу,
Как вы думаете, есть ли здесь конфликт? Между кем и кем? Как можно назвать этот конфликт? (Ответы ребят.) В этой басне змея конфликтует сама с собой. Этот вид конфликта называется внутри личностным, то есть идет борьба внутри самой личности.
Игра «Хороший друг»
Психолог предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла?» Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге.
Дальнейшее обсуждение:
— Как человек находит друга?
— Почему так важны в жизни хорошие друзья?
— Есть ли у тебя друг в группе?
Ребята, с какими конфликтами вы познакомились на сегодняшнем занятии? (Ответы ребят.)
Мы с вами убедились, что в разных ситуациях мы реагируем по-разному, но и с разными людьми ведем себя тоже не одинаково. Для разрешения конфликта необходимо учитывать интересы и поведение партнера по общению. А сейчас давайте разделимся на команды и разыграем проблемные ситуации.
Примеры конфликтных ситуаций
1. Вы решили задачу, но не уверены в правильности решения. Результаты можно будет узнать только через неделю.
2. Вы с другом нашли щенка, и каждый хочет взять его себе.
3. На рынке вы купили бракованный товар. Брак вы заметили только дома. Когда вы пришли менять, вам отказали.
Психолог. Молодцы! Хорошо поработали!
Обязательно в конце занятия необходимо поблагодарить ребят за активную работу. Каждый участник должен поделиться своими мыслями и ответить на вопросы психолога:
Что нового он узнал о конфликтах?
К каким способам разрешения конфликта он чаще прибегает?