Валентина Плеханова
Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ «В гости к сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ «В гости к сказкам»
Цель: Развивать познавательную активность, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.
Задачи: вызвать позитивные эмоции, продолжать развивать особенности детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения; формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей, развивать связную речь. Учить детей узнавать знакомые русско-народные сказки, сказочных героев по схемам;
Публикация «Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ „В гости к сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество»
Словарная работа: активизировать в речи детей слова-признаки предметов, свойства предметов (прилагательные, действия (глаголы).
Материал к занятию : «Волшебный сундучок», в нем карточки-схемы к сказкам «Кот петух и лиса», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», рукавичка, колобок, зайчик, курица, цыпленок, иллюстрации к сказке «Коза с козлятями», листы бумаги (с предварительно нарисованными воском воздушными шарами, кисточки, краски.
Предварительная работа: чтение сказок, речевые игры на подбор прилагательных к существительным, работа со схемами, решение проблемных ситуаций, рассматривание предметов (из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше).
Ход занятия
1. Психогимнастика «Приветствие» (минута вхождения в ООД)
Воспитатель:
Встаньте дети, пожалуйста, в полукруг повторяйте за мной слова:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
Воспитатель:
Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки.
А теперь посмотрите все друг на друга и подарите свои улыбки. Воспитатель: А сейчас я приглашаю Вас, отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок. Как вы думаете, что такое сказка?
Дети: Сказка - это волшебный мир.
Сказка – это чудо.
Сказка – это занимательный рассказ, приключения.
Воспитатель:Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, не реальное- реальным. Именно поэтому сказки любят и дети и взрослые, каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом.
Воспитатель: А кто писал, сочинял сказки? (народ, писатели)
Воспитатель: Какие же сказки бывают? (народные, авторские)
Воспитатель :А каких детских писатетей вы знаете? (А. С. Пушкин, К. Чуковский, А. Л. Барто, С. Я. Маршак, Бианки и др.)
Воспитатель: А вы любите сказки? (да)
Ребенок: В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может всё случиться
Наша сказка впереди
Сказке в дверь мы постучимся
Сказка, в гости ты нас жди.
(открывается занавес, дети входят в сказочную страну, показ сказочных слайдов 3-4шт., дети садятся на ковер)
Воспитатель: Вот мы в сказочной стране. Но для начала я хочу узнать, хорошо ли вы знаете сказки?
(метод «Мозговой штурм»).
Воспитатель: - Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?
Дети: Колобок
Воспитатель: - Кто съел козлят?
Дети: волк
Воспитатель: - Кто пришел в гости к медведям?
Дети: Маша
Воспитатель: - В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?
Дети: Курочка Ряба
Воспитатель: - Что выросла «Большая – пребольшая»?
Дети: Репка
Воспитатель: - Что случилось с ледяной избушкой?
Дети: растаяла
Воспитатель: - В какой сказке кот спасал петушка?
Дети: Дрозд, кот и петух
Воспитатель: - Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке?
Дети: Медведь
Воспитатель:- Кому девочка несла пирожки?
Дети: - Бабушке
Воспитатель: молодцы ребята, сказки хорошо знаете.
Воспитатель: кто назовёт мне сказку в названии которых есть число.
(Возможные варианты)
- Три медведя
-Три толстяка
- Волк и семеро козлят
- Белоснежка и семь гномов
- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
- Три поросёнка
- Два жадных медвежонка
- Двенадцать месяцев
Воспитатель: молодцы, и с этим заданием справились.
Воспитатель: Будьте готовы к тому, что в сказочной стране происходят чудеса. По дорожке мы пойдем и куда-то попадем.
(подходим к столу, накрытому платком)
Игра «Данетка» Для того. Чтобы отгадать что там спрятано, вы будите задавать мне вопросы, а я буду отвечать на них или да, или нет.
Это живое (неживое, Это животное (человек, птица, насекомое? Это домашняя (дикая? Это курица (гусь, утка, индюшка? т. д.
(дети отгадали, воспитатель снимает платок со стола, сидит курочка в гнезде)
Воспитатель: - Посмотрите, посмотрите, кто это сидит в гнезде? (курочка, клушка, квочка, наседка).
- Как вы думаете, почему же она сидит именно в гнезде? (высиживает цыплят).
- Что же под наседкой, посмотрим? (достает яйцо).
- нанесла курочка яиц и сидела в гнезде долго- долго, 21 день или 3 недели. Внутри яйца цыпленок рос и стало ему тесно в скорлупе, скорлупа начала трескаться и показался сначала клювик. А потом и сам цыпленок появился на свет.
- Ой, а там кто- то еще есть. Кто это? (цыплёнок)
Какие звуки издает цыплёнок (Пи-пи)
(метод эмпатии)
- Покажите, пожалуйста, как цыплёнок клюёт зёрнышки?
- как машет крылышками?
- как умеет вертеть головой?
- как водичку пьет?
- как же он бегает? (дети показывают движения)
- вот сколько умеет делать цыпленок.
А теперь поработаем с волшебной таблицей «Шестиэкранкой» (системный оператор)
- В центре таблицы – цыпленок, что есть у него,из каких частей? (ножки, лапки, клювик, туловище, крылышки, хвостик).
- А раньше чем был цыпленок? (яйцом)
- А что внутри яйца, из чего состоит яйцо? (желток, белок, скорлупа)
- что можно приготовить из яйца? (омлет, яичницу, добавить вареное в салат ит. д.)
- Ребята, а давайте заглянем в будующее. Кем будет наш цыпленок? (курочкой или петушком)
- Петушок какого рода? (мужского)
- А курочка какого рода? (женского)
- А частью кого является цыпленок? (частью домашней птицы)
Физкультминутка «Шел король по лесу….»
Воспитатель:
Теперь мы с вами дальше отправимся в путь.
Воспитатель: - Смотрите, ребята, сказочный волшебный сундучок (дети садятся на стульчики).
Воспитатель: - Посмотрим, что там лежит (воспитатель заглядывает в сундучок).
Воспитатель: - Здесь лежат вещи из сказок (достает Колобка).
Воспитатель: - Это кто?
Дети: Колобок
Воспитатель: - А Колобок какой?
Дети: круглый, румяный, непослушный
Воспитатель: - А что бывает круглое как колобок?
Дети: солнце, яблоко, луна, часы, мяч.
Воспитатель: А колобок какого цвета?
Дети: желтого?
Воспитатель: А что бывает желтого цвета, как колобок?
Дети: цыпленок, солнце, шапка, машина.
Воспитатель: - Что случилось с Колобком? (ответы детей).
Воспитатель: - Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)
Воспитатель: - А лисичка, какая в сказке?
Дети: хитрая, лукавая, рыжая,
Воспитатель: А какая на ощупь лисичка?
Дети: пушистая
Воспитатель: А что бывает пустое на ощупь, как лисичка?
Дети: снег, ковер, кошка, шарф.
Воспитатель: - А петушок какой?
Дети: любопытный, доверчивый, голосистый.
Воспитатель достает из сундучка рукавичку.
Воспитатель: - Что это?
Дети: рукавичка
Воспитатель: - А рукавичка какая?
Дети: теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная
Воспитатель: - А из чего она сделана?
Дети: из ниток, из ткани.
Воспитатель: - А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей).
Воспитатель: - Для чего нужна рукавичка?
Дети: руки греть, что-то вытереть, взять горячее.
Воспитатель: - А кто жил в рукавичке?
Дети: дикие животные.
Воспитатель: - Почему они там жили?
Воспитатель достает из сундучка иллюстрации к сказке «Коза с козлятами»
Воспитатель: - Кто здесь живет?
Дети: Коза с козлятами
Воспитатель: - У мамы Козы было трое козлят?
Дети: нет семеро
Воспитатель: - Почему козлята попали в беду?
Дети: волк их обманул, были непослушными
Воспитатель: - А какой был серый волк?
Дети: серый, злой, зубастый
Воспитатель: - А какая была мама Коза?
Дети: добрая, заботливая.
Воспитатель: - А хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес?
(метод «Хорошо - плохо»).
- Хорошо - поест, козлятам будет молоко, плохо - оставляла козлят одних.
Воспитатель достает из сундучка листы-схемы
Задание: посмотреть на схемы и сказать, какая сказка в них спряталась?
, «Курочка ряба», «Репка», «Заюшкина избушка»)
(Работа с мнемотаблицами)
Воспитатель достает из сундучка зайчика - он плачет. (На экране грустный зайчик)
Воспитатель: - Как вы думаете, что могло случиться с зайчиком, кто его мог обидеть?
Дети: его лиса выгнала из дома.
Воспитатель: - А давайте подскажем лисичке из чего еще можно построить дом.
(Метод проб и ошибок)
Воспитатель: - А как можно развеселить зайчика? (ответы детей).
Художественное творчество (рисование)
Воспитатель: - А вы хотите, чтобы зайчик опять стал радостным, веселым?
Воспитатель: - Ребята, вы бы хотели стать маленькими волшебниками и творить чудеса и помочь зайчику?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Тогда давайте закроем глаза и скажем волшебное заклинание
«Топ – топ,
Хлоп – хлоп,
Вокруг себя повернись,
В маленького волшебника превратись!»
Воспитатель: Вот мы превратились в волшебников и нам помогут в этом эти волшебные кисточки и листы бумаги. Нужно закрасить эти листы краской и вы увидите, что получится.
(Пальчиковая гимнастика)
(Дети приступают к работе. На листе появляется изображение воздушных шаров. Они разноцветные, яркие, веселые. Дети дарят зайчику свои работы. (Зайчик радостный на экране.) Благодарит детей. Убегает в сказку).
Воспитатель: -Понравилось вам в сказочной стране? Но нам пора возвращаться в группу. Тогда давайте закроем глаза и скажем волшебное заклинание «Топ – топ,
Хлоп – хлоп,
Вокруг себя повернись,
В деток превратись!»