Наталья Кичигина
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Жизнь растений»
Образовательная область: познавательное развитие.
Направление деятельности: ознакомление с миром природы.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативно-речевая, игровая, двигательная.
Цель: : формировать умение отличать природные объекты от искусственных, выделяя основные отличительные признаки.
Задачи:
- продолжать формировать знания о строении растений;
- развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы;
- развивать интерес к миру природы;
- способствовать развитию пластики движений;
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Жизнь растений“» размещена в разделах
- совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других людей);
- воспитывать желание оберегать и сохранять природу.
Оборудование: горшок с комнатным растением; искусственный цветок; мультимедийная установка, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли; карточки, с изображением частей растения, по количеству детей.
Активизация словаря: активный словарь: живая природа, не живая природа, растение, бархатцы, корень, стебель, листья, цветок, плод, семена, почва.
Пассивный словарь: схема, объект,
Ход занятия:
Орг. Момент
В. : - Здравствуйте, ребята! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем, друг друга, встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, со мной:
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны) Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)
А теперь проходите, пожалуйста, и садитесь на свои места.
(Дети садятся полукругом, на столе стоит горшок с комнатным растением.)
Появляется Незнайка с искусственным цветком.
Незнайка: – Здравствуйте, ребята! Давайте скорее мне горшок с землей. Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше.
(Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой)
Н. : – Значит и ваше растение не живое?
(Дети говорят, что это растение живое, это бархатцы)
В. – Давайте расскажем Незнайке, чем отличаются объекты живой природы от неживой.
( Дети перечисляют признаки живого : все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается)
В. : – А хочешь, Незнайка, мы тебе расскажем, что есть у каждого растения?
Н. : – Конечно, хочу.
(Дети рассказывают о строении растения, у растения есть корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами)
В. : -Давайте выложим растение, чтобы лучше запомнить его строение.
(Дети предлагаются карточки с изображением частей растения.)
Незнайка: – Ну ладно, только я что-то не пойму, зачем растению корень? Все равно его под землей не видно! (Ответы детей)
В. : – Мы тебе, Незнайка, сейчас все покажем. Проведем опыты, и ты поймешь, какие важные функции выполняет корень для растения.
Опыт 1:
В коробку с песком ставим модель ствола растения без корней. Дуем. Палочка падает. Потом берем модель растения с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.
Вопросы к детям: Как вы думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если бs не было корней у растения, чтобы случилось? (Ответы детей).
В. : - Для чего нужны корни растению?
Д. : Корни удерживают растение в земле.
В. : - Молодцы, вы сделали правильный вывод. Но корень не только удерживает растение в почве. Мы проведем еще один опыт для того, чтобы узнать, почему растение без корня погибнет.
Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.
Вывод: Корни всасывают влагу и питательные вещества.
Незнайка: – Как же мне все запомнить?
В. : – Очень просто! Хочешь с нами поиграть? Сейчас я превращу тебя и ребят в семена:
– Раз, два, три, повернись
В семена превратись!
Физминутка
Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”
Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечки появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей).
Незнайка: – Ура! Цветочки! Сейчас я их сорву!
В. : – Ну, что ты, Незнайка. Ребята, расскажите, Незнайки можно их рвать, они же живые! Вот послушай Незнайка, наше стихотворение:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты,
И деревья, и кусты.
И не будет красоты! И не будет доброты! Если только я и ты, Если мы сорвем цветы!
В. :- Поиграли, отдохнули, а теперь, пожалуйста, садитесь на стульчики. И, ты, Незнайка, присаживайся. А я предлагаю, вам, ребята, послушать интересную историю, которую написала Нина Павлова, называется она «Живая бусинка»
«Живая бусинка» 1. В спичечной коробочке у Гали жила семья бусинок. Им жилось хорошо: они каждый день ходили гулять. Вот и сейчас Галя наклонила коробочку, и все бусинки выкатились на стол: две красных, две синих и одна жёлтая. Эту бусинку Галя нашла на крылечке. Кругленькая, гладенькая, тяжёлая, ну сразу видно, что купленная. Только без дырочки. А вместо дырочки — пятнышко и рядом точно козьи рожки нарисованы. Ничего, что без дырочки, Гале понравилась новая бусинка больше всех остальных. 2. Как-то раз Галя повела свои бусинки на море. Море было в глубокой тарелке. Там плавали три лодки — ореховые скорлупки. Галя посадила бусинки в лодки, и они поплыли. Вдруг на море поднялась буря, все лодки перевернулись кверху дном, а бусинки потонули. И не успела Галя их спасти, как её позвала мама. Вернулась Галя и сразу стала выручать свои бусинки из воды. Вынула со дна моря красные — ничего: живы и здоровы, вынула синие — тоже ничего. А когда вытащила жёлтую, взглянула на неё, и даже испугалась: что с ней стало! Вся в морщинках.
Галя положила больную бусинку на ладошку и понесла её к маме. Может, мама бусинку починит. А мама сказала:
— Это не беда. Пусть она полежит в воде до утра. Поправится сама. 3. Утром Галя вынула из воды жё лтую бусинку и видит: поправилась. Да ещё как поправилась! Выросла, раздулась, потяжелела, но уже больше не твёрдая, перестала походить на бусинку. И там, где у неё были нарисованы козьи рожки, теперь точно хоботок под кожицей спрятан.
Галя побежала показать её маме:
— Только погляди, мамочка, какая бусинка стала! Какая важная! Но я играть с ней больше не хочу: зачем она такая мягкая. Красные и синие бусинки лучше.
А мама сказала:
— А мне она нравится. Оставь её у меня.
Мама налила в блюдечко воды, положила на дно тряпочку, а на мокрую тряпочку — жёлтую бусинку. 4. Там она и лежала, когда мама позвала Галю посмотреть, что ещё случилось с её бусинкой. Галя взглянула и закричала:
— У неё зубок прорезался, как у братишки! Посмотри, какой беленький, остренький! — Почему у бусинки зубок? — спросила Галя. — Разве она ожила?
— Да она всегда была живой.
— А когда жила в коробочке?
— И тогда. Ведь это не бусинка, а живая горошинка.
— Нет, я так не хочу — живая горошинка, — сказала Галя, — лучше живая бусинка. 5. Зубок у живой бусинки стал длинным корешком. А кверху петелькой поднялся стебелёк. И, видно, живой бусинке захотелось в землю. Мама с Галей пошли её сажать. Галя выкопала ямку, а мама опустила туда живую бусинку и засыпала её землёй. А рядом воткнула палочку. Галя спросила:
— И палочка для живой бусинки?
— Да, для неё.
6. Стало тепло. Расцвели цветы, залетали бабочки. Мама занялась огородом. У Гали тоже было много дела, и она позабыла о живой бусинке.
Как-то раз пробегала она мимо палочки и вдруг видит: рядом стоит кустик. Подошла и удивилась: кустик держится за палочку своими листиками! На листиках — зелёные ниточки; они обмотались вокруг палочки и привязали к ней весь кустик. Вот так фокус! А мама говорит:
— Ведь это же горох — это твоя живая бусинка. Как же ты не догадалась?
Галя очень обрадовалась и спрашивает:
— А зачем она в палочку вцепилась?
— А чтобы ей крепче стоять. 7. Красные и синие бусинки лежат у Гали в спичечной коробочке. Они всё такие же, как были. А к живой бусинке, когда ни прибежишь, увидишь новенькое. Сегодня среди листиков, Галя, заметила цветки. Каждый цветок поцветёт немного, а из серединки цветка вырастет горошина!
Горошина на солнышке просвечивает, и в ней видны темные шарики. Гале очень хотелось посмотреть, какие они. Но она жалела живую бусинку и её горошины не трогала. 8. А горошины всё росли да росли. Стали большие и толстые и мама сказала:
— Ну, Галочка, поспел твой горох. И позволила Гале весь горох оборвать. В серединке у них оказались жёлтые бусинки. Кругленькие, гладенькие, тяжёлые! Ну, будто купленные и дорогие.
Галя повела их по нарочному на прогулку. Бусинки пошли парами.
Вышла длинная-длинная цепочка: от одного края стола до другого. Впереди шли жёлтые живые бусинки, а в конце — пара красных и синих. Галя им сказала:
— Помните, давно-давно сзади вас шла гулять жёлтая бусинка? А теперь посмотрите вперёд — это всё её детки. Видите, как их много? Мне не сосчитать. Одна мама может сосчитать.
В. : - Чем отличалась найденная Галей бусинка от других ее бусин? Какие изменения произошли с желтой бусинкой? Изменились ли другие Галины бусинки? Почему желтая бусинка менялась, а остальные остались прежними?
Незнайка: Ребята, я у вас узнал много интересного! Сейчас мне пора уходить, но я обязательно еще побываю у вас в гостях.
В. : - Ребята, давайте попрощаемся с Незнайкой.
Рефлексия: - Ребята, кто приходил к нам сегодня на занятие? Какие опыты мы проделали? Что нового мы узнали?
Ответы детей.