Наталия Нигиль
Конспект занятия с использованием анималотерапевтических игр с детьми старшего дошкольного возраста «Ребята и зверята»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
«Анималотерапевтические игры, как психолого-коррекционная помощь детям, испытывающие трудности в адаптации и общении».
В последнее время социальный уклад нашего общества породил ряд проблем, которые возникают уже в дошкольном возрасте. Это агрессия, повышенная тревожность, страхи, дезадаптация в поведении, вхождение в социум. Порой общение с взрослыми и сверстниками вызывает у малыша определенные трудности. А в контакте с животными ребенок может находиться очень долго и не испытывает при этом каких либо затруднений. Любой четвероногий домашний любимец снимет напряжение, время от времени возникающее в любом доме. Именно поэтому целесообразно применять в коррекционно-развивающей работе с детьми анималотерапевтические игры и упражнения, которые:
Публикация «Конспект занятия с использованием анималотерапевтических игр с детьми старшего дошкольного возраста „Ребята и зверята“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
-включают в себя метод оказания психологической помощи через взаимодействие с игрушечными животными и их символами, образами, рисунками, общение с которыми безопасно;
-раскрывает дополнительные возможности в поведении и личности у детей.
Дети с удовольствием включаются в анималотерапевтические игры и упражнения. Игры способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, развивают общую и мелкую моторику, координацию движений, развивают игровые навыки, произвольное поведение.
Через взаимодействие анималотерапевтических игр у детей формируется способность сочувствовать, сопереживать, понимать состояние окружающих, т. е. эмпатия, качество, необходимое для успешного общения.
Робким детям рекомендуется игры с игрушечной собачкой. Собака является символом самоутверждения, ощущения безопасности и компенсации одиночества, идеальный способ повысить самооценку. Для детей, которым не хватает мягкости, доброжелательности подойдут игры с кошкой.
Выявлена интересная особенность: дети, имеющие дома кошку, отличаются непосредственностью, мягкостью, творческими способностями, независимостью; те, у кого есть собака: аккуратны, собраны, дисциплинированы, общительны и склонны к лидерству, они независимы от чужого мнения, открыты к взаимодействию.
Анималотерапевтические игры, предназначенные для коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в адаптации и общении позволяет решать обширный круг проблем современного ребенка.
Тема: «Ребята и зверята».
Цели: развитие способностей к эмпатии, эмоциональной рефлексии, развитие навыков конструктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.
Задачи:
Развивающие:
• развивать способность узнавать эмоциональное состояние по внешним признакам и осуществлять выбор собственных поведенческих действий в соответствии с эмоциональным состоянием партнера по общению;
• расширять и активизировать словарный запас;
• развивать мелкую моторику, моторную координацию;
• расширять опыт тактильных ощущений.
Воспитательные:
• способствовать формированию у детей потребности заботиться об объектах живой природы (кошке и собаке);
• поддерживать положительный эмоциональный отклик детей на взаимодействие с кошкой и собакой, позитивно окрашенную совместную деятельность.
Ресурсное обеспечение:
портативная акустика;
аудиозапись:
диск «Нежные песни любви» с записью расслабляющей мелодией «Мой малыш»,
звук «Мяу»,
мелодии: спокойная и быстрая;
демонстрационный материал:
мягкие игрушки кошка и собака,
фотографии кошек в рамке: спокойная (весёлая, сердитая, испуганная (боится,
домик;
раздаточный материал:
бейджики с именами детей,
коврики,
картинки с изображением кошки и собаки,
ободки с ушками котят.
Методы и приё мы:
Метод игрового сопровождения:
- игровые задания детям,
- имитация движений животных.
Метод сотрудничества:
- совместная деятельность детей и взрослого,
- активная позиция детей.
Метод наглядности:
- использование индивидуального раздаточного материала,
Словесный метод:
- стимулирующие вопросы детям,
- пояснение педагога – психолога.
Информационные ресурсы:
1. Е. А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М. : ТЦ Сфера, 2005.-88 с.
2. Н. Л. Кряжева. Кот и пё с спешат на помощь - Ярославль: «Академия развития», «Академия, К0», 2000. — 176 с, ( Серия: «Психологи — детям, психологи о детях»).
3. https://www.maam.ru/
Ход занятия:
Организационный момент.
Педагог – психолог: - Посмотрите, кто к нам пришёл в гости!
- Кто это? ( на стуле расположились игрушки: кошка и собака).
- Ребята, вы любите животных? (ответы детей).
- А какие домашние животные живут у вас дома? ( ответы детей: кот, собака, хомяк)
( дополнительные вопросы педагога-психолога: Как зовут твою кошку? Твоя собака какой породы? Что любит кушать твой хомяк? Какого цвета шёрстка твоей кошки)
- Предлагаю познакомиться с нашими гостями.
1. Упражнение «Давайте познакомимся!».
Педагог – психолог: - К вам пришли в гости кошка Мурка и собака Дружок (педагог – психолог берёт на руки животных).
- Ребята, давайте познакомимся с нашими гостями, по очереди представьтесь, как вас зовут. А своё знакомство начните со слов: «Здравствуйте, Мурка и Дружок, меня зовут …» (каждый ребёнок называет своё имя).
- Замечательно, вот теперь мы все знакомы.
- Мурка и Дружок повеселели, теперь они могут вместе с нами поиграть.
2. Упражнение «Дотронься до.».
Дети стоят, в центре — игрушки кошки и собаки.
Педагог – психолог: - Ребята, животным нравится, когда их ласкают, им становится приятно. Поэтому проявите свою любовь к ним: погладьте и обнимите кошку и собаку (дети берут игрушки, обнимают и гладят их). Посмотрите, как они счастливы, что нашли новых друзей.
Педагог – психолог: А сейчас поиграем все вместе. Когда я произнесу: «Дотронься до. уха! Вы должны прикоснуться к чьему-нибудь уху: к своему, к уху соседа и даже у животных. Кто не успел дотронуться — выходит с игры ( команды могут быть разные: «Дотронься до: головы, ноги, хвоста, усиков, волос, спины, пальца, лба»).
- Педагог – психолог: Молодцы, ребята, вы такие заботливые, внимательные.
- Как замечательно, когда у животных бывает хорошее настроение, они позволяют их погладить. Но это бывает не всегда. Давайте попробуем посмотреть на их настроение.
3. Упражнение «Кошкин дом».
Раздаётся голос кошки «Мяу» (звучит аудиозапись).
Педагог - психолог: - Ребята, кто-то зовёт нас на помощь (обращает внимание на домик).
- Кто нас звал на помощь? Ой, ребята, посмотрите, да это же «Кошкин дом». В домике живут кошки (педагог - психолог обращает внимание детей на кошек).
Педагог - психолог: - Вот фотография одной из них (педагог - психолог обращает внимание детей на одну из кошек).
- Она же не может нам сказать ничего, вы внимательно посмотрите, какое у неё настроение? Что же случилось с этой кошкой? (дети предполагают, что кошка сердится).
- А почему она стала сердитой? ( варианты ответов детей: отняли колбасу, дёрнули за хвост, наступили на лапку, увидела собаку).
Педагог - психолог: - Давайте ей скажем ласковые слова ( ответы детей: красавица, пушистик, кошечка, милашка).
- Посмотрите, после ваших ласковых и добрых слов ей стало лучше. У кошки теперь хорошее настроение, она спокойная (педагог-психолог показывает фотографию спокойной кошки).
- Что же случилось с этой кошкой? (педагог - психолог обращает внимание детей на вторую кошку, дети предполагают, что кошка испугалась).
- Верно, эта кошка чего-то или кого-то боится, она испугалась. А как вы думаете, от чего могла испугаться эта кошка? ( варианты ответов детей: увидела большую собаку, услышала крики людей, испугалась резкого звука мотора машины, остался один без мамы).
- Как мы ей можем помочь? ( ответы детей: успокойся, мы тебя защитим, мы с тобой рядом).
- Правильно, давайте её пожалеем (дети обнимают, гладят кошку). Посмотрите, после ваших нежных прикосновений, кошке стало лучше, теперь она успокоилась и никого не боится (педагог-психолог показывает фотографию спокойной кошки).
- Ребята, посмотрите на третью кошку (педагог - психолог обращает внимание детей на фотографию третьей кошки). Как вы думаете, какое у неё настроение и захочет ли она с нами дружить? (дети высказываются, что она весёлая, спокойная).
- Дети, мы всем помогли? ( ответы детей: да, всем помогли)
- Молодцы! Ребята, дом один, а сколько в нём разных кошек. Но им всем вместе хорошо, они друг с другом дружат.
Педагог - психолог: А, вы хотите стать котятами и узнать как им друг с другом весело и интересно? ( ответы детей: да, хотим стать котятами).
4. Упражнение «Кошкино настроение».
Педагог - психолог: - Я же немного волшебница и могу превратить вас в котят. Сейчас я дотронусь до каждого, произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в маленьких котят. Движения котят можно изобразить по – разному: на четвереньках или на двух задних лапках.
Педагог - психолог: - Приготовились, выполняем вместе со мной, я произнесу волшебные слова: мяу - мяу - мяукас, станьте вы котятами сейчас (педагог – психолог надевает себе и детям на головы ободки с ушками котят). - Повернитесь вокруг себя, ах, какие милые котята у нас. Теперь вы не ребята, а котята. Посмотрите друг на друга.
Педагог - психолог: Как кошка движется, покажите? Мягко движется, ступает еле слышно, движения плавные, но когда охотится за мышкой - движения резкие, быстрые
(мальчики и девочки показывают спокойных и резвых котят в сопровождении спокойной и быстрой мелодии).
- Какие вы мои котята радостные, весёлые, подвижные. Предлагаю немного отдохнуть. Возьмите каждый по коврику и положите его на пол, где вам понравится.
5. Упражнение-релаксация «Чудесный сон котёнка».
Педагог-психолог: - Ложитесь на коврики на спину, руки и ноги свободно вытяните, слегка раздвиньте, глаза закройте (включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой педагог-психолог медленно произносит слова).
- «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо — яркое солнце — прозрачная вода — серебристые рыбки — родные лица — друзья — знакомые животные — мама говорит ласковые слова. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котёнок открывает глаза, потягивается, улыбается».
Педагог-психолог: - Все отдохнули? Ребята, что вы слышали, чувствовали во время сна? (Ответы детей. Дополнительные вопросы: «Почувствовали тепло яркого солнышка? Услышали ласковые слова мамы? Увидели знакомые лица своих друзей? А кому-то удалось поймать серебристую рыбку?»).
Педагог - психолог: - Пришло время волшебству. Сейчас я произнесу волшебные слова, которые помогут вам стать детьми. Приготовились, выполняем вместе со мной, я произнесу волшебное заклинание: мяу - мяу - мяукас, станьте вы ребятами сейчас. Повернитесь вокруг себя, я произнесу: «Ах, какие милые ребята у нас».
(Педагог – психолог снимает с головы детей ободки).
- Теперь вы ребята, а не котята. Посмотрите друг на друга.
6. Прощание.
Педагог-психолог: - Ребята, вот и наступило время, когда нам надо попрощаться с нашими гостями. Давайте встанем в круг и по очереди, передавая друг другу кошку и собаку, произнесё м слова: «До свиданья Мурка и Дружок, нам было приятно (интересно, весело, забавно) с вами играть».
Педагог-психолог: - Вам понравилось занятие? Что больше запомнилось? (ответы детей).
- Спасибо вам ребята, мне тоже было очень интересно и весело с вами. После сегодняшней встречи Мурка и Дружок, ваши новые друзья, на память о себе оставят портреты своих друзей. Вы можете разукрасить их дома или в детском саду (педагог – психолог раздаёт картинки детям).