Получи документы

Использование народных игр Белгородской области в кружковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Лариса Красненко
Использование народных игр Белгородской области в кружковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование народных игр Белгородской области в кружковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

воспитатель Красненко Л. А.

МДОУ "Детский сад №1"общеразвивающего вида п. Ракитное, Белгородской области

Публикация «Использование народных игр Белгородской области в кружковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В основной общеобразовательной программе, реализуемой в дошкольном учреждении, в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы выделяются две части - основная и дополнительная.

В дополнительной части представлены программы, которые расширяют и углубляют основное образовательное содержание и позволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, реализовать развивающий потенциал регионального компонента.

Чаще всего дополнительная образовательная деятельность в дошкольных учреждениях осуществляется в кружках, студиях. В деятельности которых делается акцент на игровые формы образования дошкольников.

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Посредством игры ребенок органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.

Особая роль в воспитании и развитии дошкольников отводится народной игре. Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, удивительно совершенное произведение народного творчества, которое создано многовековым опытом русского народа и сопровождает человека на протяжении всей его жизни, являясь неотъемлемой частью традиционной культуры и быта.

Один из исследователей, изучавших влияние русских народных игр на развитие детей А. А. Таран, писал: «Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать».

Многие современные программы дошкольного образования рекомендуют к использованию русские народные игры, при этом чаще всего подразумевают подвижные народные игры.

Организуя кружковую деятельность по ознакомлению старших дошкольников с народными играми Белгородской области, мы опирались на исследования старшего научного сотрудника Белгородского государственного центра народного творчества Я. М. Климовой, являющейся автором сборника материалов по традиционным праздникам, обрядам и народным играм Белгородской области «Праздники и обряды Белгородчины» (2007 год).

Я. М. Климова отмечает, что при огромном разнообразии видов игр и их классификаций, все записанные фольклорные игры можно разделить на четыре раздела: 1) игры с пением и танцами (хороводами); 2) игры подвижные; 3) игры интеллектуальные; 4) игры молодежные. При составлении программы и тематического планирования кружковой деятельности мы опирались именно на данную классификацию и использовали в работе игры всех четырех разделов. В данной публикации предлагается тематическое планирование кружковой деятельности с детьми подготовительной к школе группы.

Таблица 1

Тематическое планирование на учебный год

Месяц Темы занятий Фольклорное содержание

Сентябрь 1. Игры и традиции Семенова дня Рассказ воспитателя о Семеновом дне и его традициях. Заучивание припевки «Я тетерочку пасу». Знакомство с правилами и словами игры с пением и танцами «Дедушка Мазай». Подвижная игра «Салки с мячом»

1. Осенины – встреча осени Пословицы Белгородской области об урожае и осени. Повторение припевки «Я тетерочку пасу». Игра в знакомую игру «Дедушка Мазай». Знакомство с подвижной игрой «Овцы и волки»

2. Сергий - капустник Заучивание считалки о капусте. Знакомство с хороводной игрой «Завивание капусты». Игра подвижная «Овцы и волки» (знакомая). Знакомство с интеллектуальной игрой «Не моргни»

3. Фекла Заревница – последний день сбора грибов. Загадки Белгородской области об осени, урожае, грибах. Закрепление правил и слов в хороводных играх ««Селезень утку загонял», «Дедушка Мазай». Знакомство с подвижной игрой «Стенка на стенку»

Октябрь 1. Отлет журавлей на Аринын день. Заучивание заклички на отлет журавлей. Знакомство с хороводной игрой «А мы просо сеяли». Повторение игры «Завивание капусты».

2. День Ильи Муромца Беседа с детьми о былинном герое Илье Муромце. Игра с движениями «Стенка на стенку», «Перетягивание». Интеллектуальные игры «Не моргни», «Копеечка»

3. Покрова

Присвятой Богородицы Чтение воспитателем поговорок и примет о празднике. Покров – конец осенним хороводам. Хороводные игры «Завивание капусты» и «Редя» (новая).

4. Параскева Знакомство с содержанием народных гуляний. Прослушивание песни этого праздника. Игры: хороводная - «Редя», подвижные: «Петушиный бой», «Плетень»

Ноябрь 1. Дмитриев день (день памяти воинов Куликовской битвы) Знакомство с игрой с пением и танцами «Золотые ворота». Подвижные игры «По отвагу», «Плетень». Игра – соревнование «Скакули»

2. Кузьминки – первый зимний праздник. Занятие на улице. «Ляли – ляли» (детская игра на поляне). Знакомство с правилами игры «Горелки».

3. Иоанн Златоуст. На Златоуста все поле пусто. Заучивание считалки для игр. Игры знакомые с пением и танцами «Редя», «А мы просо сеяли». Подвижная игра «Плетень».

4. Гурьев день Знакомство с приметами, связанными с праздником. Подвижные игры: «Горелки», «Плетень». Игра с пением и танцами «Дедушка Мазай». Знакомство с новой игрой интеллектуального вида «Глупый телефон»

Декабрь 1. Введение. Ранние веденские морозы. Чтение детям примет и поговорок о празднике. Хороводные игры: «Зайчик» (новая, первый вариант) «Горелки» (знакомая).

2. «Катерина Санница. Устанавливаются санные дороги. Знакомство с игрой – забавой «Чья тройка лучше». Хороводные игры: ««Овцы и волки», «Дедушка Мазай». Игра интеллектуального вида «Глупый телефон» (повторить правила)

3. Юрьев день. Знакомство с приметами: «Медведь в берлоге накрепко засыпает, волки жмутся поближе к деревенским задворкам». Игры: «Овцы и волки», «Лиска – лиса». Знакомство с новой хороводной игрой «Золотые ворота»

4. Наумов день Беседа о том, что в этот день отдавали детей в ученье. «Пророк Наум наставит на ум». Подвижные игры «Панас» (новая, «Зайчик», «Кот и мыши». Для игр ведущего выбрать считалкой, выученной ранее.

Январь 1. Рождество Фольклорный праздник «Всех зовем на наши святки».

2. Васильев вечер Игра «Прялица» (новая). Игра «Задрать козлу бороду» (играли на зимние святки). Знакомые игры: хороводная «Золотые ворота», интеллектуальная «Замри».

Февраль 1. Ксения (Аксинья). Аксинья Полузимница, Полухлебница, Весноуказательница. Подвижная игра «Белочка и охотник». Игры в горницах: «Холсты», «Змейка» (новые, без слов). Хороводная «Золотые ворота», «Дударь – дударище» Вспомнить слова и мелодии к играм.

2. Сретение. Сретенские морозы. Сретенские оттепели. Первая встреча весны. На сретенье закликают солнце. Познакомиться с закличками Белгородской области. Хороводные игры с пением и танцами «Коршун» (новая, «Золотые ворота», «Дударь – дударище» (знакомые). Игра интеллектуального вида «Колечко»

3. Никола студеный. Время звериных плясок. Лисы пляшут друг перед другом, жеманятся. Игра «Прялица». Подвижная игра «Белочка и охотник» и «Панас».

4. Тимофей Весновей. Тимофей Весновей – уж тепло у дверей. Подвижные игры: «Иголка, нитка, узелок», «Белочка и охотник». Хороводные игры ««Коршун», «Дударь – дударище». Игра интеллектуального вида «Копеечка» (новая)

Март 1. Знакомство с обычаями и традициями масленичной недели Знакомство с играми масленичной недели: «Рукопожатие», «Стенка на стенку», «Плетень», «Тетера» (новая, выучить слова игры). Подготовка к празднику.

2. Масляна неделю гуляет. Фольклорный праздник «Масленица» (по сценарию)

3. Отлет на север зимних птиц. Поговорки по теме отлета зимних птиц. Игры, связанные с этим событием: «Тетеря», «Гуси - лебеди». Хороводные игры «Редя», «Стукач» (новая)

4. Сорок сороков. Весеннее равноденствие. Вторая встреча весны. Дети выходят окликать весну. Вспомнить заклички Белгородской области. Игры с «жаворонками», атрибутами праздника: «Две птички», «Цапки». Повторение хороводных игр по желанию детей. Жаворонки из теста – в подарок каждому ребенку.

Апрель 1. Благовещение. Третья встреча весны. Солнце «играет» в этот день. Птиц из клеток отпускаю на волю.

Игры на воздухе: игры с пением: «Горелки», «Коршун»; подвижные «Салки с мячом», «Разлучка»

5. Пасха Игры пасхальной недели: «Катки», «Катание яиц» и «Мережа». Хороводная игра «Дударь – дударище»

3 Мария Египетская. «Марья половодье начинает» Приметы: обильное таянье снега; вскрытие рек. Игры, как на воздухе, так и в помещение. Знакомство с подвижной игрой: «Пересегушки». Хороводные игры: «Зайчик», «Заря – заряница». Игра интеллектуального вида: «Замри»

5. Мартын Лисогон. По поверью, лисы переселяются в новые норы. Ворон купает своих детей и отпускает их с отдел (отдельное жилище). Подвижные игры «Ворон» и «Вороны и воробьи». Хороводная игра: «Две птички». Знакомство с потешками Белгородской области о птицах и весне.

Май 1. Егорий вешний. Веснянки Происхождение, приметы и традиции этого праздника (день Георгия Победоносца). Выгоняли скот на пастбище, где дети его сторожили и играли. Игры: «Пересегушки», «Горелки», «Коршун». Подвижные «Салки с мячом», «Разлучка».

2. Подготовка к фольклорному празднику Подготовка к фольклорному празднику. Повторение слов игр, правил, составление плана проведения праздника, составление списка гостей, изготовление необходимого оборудования и атрибутов к играм и украшения зала.

3. Фольклорный праздник (отчетное итоговое мероприятие кружка) Фольклорный праздник «Народные игры Белгородской области» (с приглашением гостей и родителей)

Литература:

1. Климова Я. М. Праздники и обряды Белгородчины. Белгород : Белгородская областная типография, 2007. – 108.

2. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А. и др. СПб: «Детство – Пресс», 1999. – 384.

3. Мищенко Е. А. Народные игры с припевками : репертуарный сборник. – Белгород : издание БГЦНТ, 2003. – 21.

4. Папков А. И. Белгородский краеведческий вестник. Белгород : «Везелица», 2010. – 63.

5. Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процесса. М. : Илекса, 2001. – 400.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционного материала на прогулке в театральной деятельности с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации для воспитателей по теме "Использование нетрадиционного материала.

Использование средств речевой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения.

Использование игровой и продуктивной деятельности в обучении детей старшего дошкольного возраста В последние годы образовательный процесс в детском саду все больше становится похож на обучении в школе. Традиционно отведенные обществом.

Использование логико — математических игр в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. «Математику следует изучать потому, что она ум в порядок приводит» М. В. Ломоносов. Цель работы: Активизация мыслительной.

Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель: Речапова.

Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми старшего дошкольного возраста 1 слайд. Важнейшей задачей дошкольного учреждения и современной семьи является воспитание здорового ребенка, способного проявлять самостоятельность,.

Использование элементов спортивной игры «Флорбол» с детьми старшего дошкольного возраста 1 слайд. Задача сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается.

Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с покровителем земли Белгородской — Святителем Иоасафом Задачи: Образовательные: - Обобщить и закрепить знания детей о Святителе Иоасафе. - Расшить знания детей о белгородских святых. Развивающие:.

Мастер-класс. «Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Мастер-класс. «Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Мастер-класс. «Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Маг, что придумал бумагу цветную.

Мастер-класс. Использование невербальных средств выразительности в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста Цель: Формировать способы невербального выражения эмоций и чувств, а также закреплять навыки межличностного взаимодействия и формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование народных игр Белгородской области в кружковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 февраля 2017 в 16:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование народных игр Белгородской области в кружковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Красненко (УИ 492503) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД