Оксана Кротикова
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Эко — кормушка для пичужки» с использованием ИКТ.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о зимующих птицах и бережного отношения к ним.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление детей о зимующих птицах: их внешнем виде, питании, особенностях обитания в зимних условиях;
Прививать у детей умение делать кормушки для зимующих птиц из бросового материала (плотного картона).
Развивающие:
Развивать наблюдательность, логическое мышление, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
Активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;
Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме „Эко — кормушка для пичужки“ с использованием ИКТ,» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Воспитывать эмоциональную и неравнодушную личность в ребёнке, способную понять и пожалеть «братьев наших меньших» вызывать стремление беречь птиц, помогать им.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
Слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Времена года. Зима»;
Наблюдения на прогулке за птицами прилетающие на участок (ворона, синица, воробей, голубь);
Беседы: «Что мы знаем о жизни птиц в нашем селе», «Наши пернатые друзья»;
Чтение художественной литературы: С. Маршак «Где обедал воробей?»,
Г. Скребицкий «Появились синички», А. Яшина «Покормите птиц зимой», М. Горький «Воробьишко», В. Бианки «Холодно, в лесу голодно»;
Аппликация «Снегири на ветках», рисование птиц, лепка на тему «Кормушка для птиц»;
Разучивание на музыкальном занятии подвижного упражнения «На лыжах»;
Использование учебно-методического комплекта в формате мультимедийной презентации по теме «Зимующие птицы»;
Вечер загадок «Какие разные птицы»;
Разучивание пословиц о птицах.
Материал
Мультимедиа: запись голосов зимующих птиц (воробей, серая ворона, голубь, синица, дятел, сова, сорока); презентация «Зимний лес», музыкальное сопровождение «Звуки природы. Зимний лес».
Оборудование: аудио запись пьесы П. Чайковского «Времена года. Зима»; телевизор; обручи трех цветов, картинки — схемы на дифференциацию перелетных, зимующих, и кочующих птиц; игрушка «Синица»; письмо с загадками; дидактические карточки «Зимующие птицы»(воробей, серая ворона, синица, сова, снегирь); мольберт; тактильные мешочки с разными наполнителями (семена пшена, дыни, подсолнечника, тыквы, пшеницы, ягоды рябины); зерновой корм для птиц; мучной клейстер, кисти на каждого ребёнка ; заготовки для изготовления кормушек (плотный картон, вырезанный в форме «Сердечек» и «Звёздочек»); нитки.
Ход НОД:
1. Организационный момент:
Звучит пьеса П. Чайковского «Времена года. Зима» (педагог включает презентацию «Зимний лес»).
Педагог: - Что вы представляли себе, когда слушали музыку?
(выслушиваются мнения детей).
2. Беседа по теме :
Постановка проблемной ситуации: «Почему зимой мы не слышим пение птиц?»
Педагог:- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в очередное путешествие. Мы пойдём в гости к зимующим птицам. Для того, чтобы попасть к ним, нам нужно оказаться в зимнем лесу. Давайте с вами представим, что мы оделись, встали на лыжи, и вот теперь выходим на лыжню.
(Под музыкальное сопровождение «Звуки природы. Зимний лес»,дети идут по кругу «на лыжах»).
Педагог: -Вот мы и в лесу. Проходите на полянку, садитесь на пенёчки и снимайте лыжи. (Дети садятся на стульчики стоящие полукругом перед экраном телевизора и изображают, что снимают лыжи).
-Почему так тихо в лесу и не слышно пения птиц (Ответы детей)
-Как, ребята, называются птицы, которые остаются с нами зимовать (Зимующие)
- А кто такие перелётные птицы (Это те птицы, которые улетают от нас осенью в тёплые края)
-А каких птиц называют кочующими? (Это те птицы, которые перемещаются с места на место в зависимости от количества провизии)
3. Дидактическая игра «Зимующие, кочующие и перелётные птицы»
(На столе разложены обручи трех цветов, картинки— схемы на дифференциацию перелетных, зимующих, и кочующих птиц).
Педагог:- Правильно ребята, птицы бывают перелетные, кочующие и зимующие. Разложите птиц: в желтый обруч — перелетных птиц, в синий обруч зимующих птиц, в зеленый обруч - кочующих птиц.
4. Сюрпризный момент:
(Педагог обращает внимание на игрушку «Синичку» с письмом).
Педагог: - Ребята, посмотрите, к нам на полянку прилетела синичка, с письмом, в письме написано, что в лесу случилась беда, была сильная метель. Все зимующие птицы разлетелись, спрятались, чтобы узнать какие птицы живут в лесу нужно отгадать загадки.
5. Загадки о зимующих птицах:
• Эта хищница болтлива, воровита, суетлива,
Стрекотунья белобока, а зовут ее … (сорока)
•Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком. (сойка)
•Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор (дятел)
Педагог: Молодцы, отгадали загадки. А каких еще зимующих птиц мы не назвали? (Дети называют зимующих птиц)
(Педагог вывешивает на мольберт дидактические карточки «Зимующие птицы»(воробей, серая ворона, синица, сова, снегирь).
Педагог: А вы знаете, как эти птицы подают голоса?
(Звучит запись голосов зимующих птиц).
Воробей – чирикает. Ворона - каркает. Голубь – воркует. Сорока – трещит. Снегирь и синица свистят.
6. Динамическая пауза. (Физкультминутка «Шустрая синичка»)
Педагог: - Устали? Хотите отдохнуть и одновременно согреться? (Да)
Синичка предлагает поиграть с ней, давайте превратимся в птичек-синичек, почувствуем себя порхающими пичужками.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится (дети шагают на месте)
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки)
Завертелась, как волчок (повороты влево, вправо)
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку (дети показывают движения)
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень (прыжки).
7. Рассказ педагога на тему: «Чем питаются птицы»
Педагог: -Зима- очень трудное время для птиц. Особенно трудно находить корм во время метели и сильных морозов. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от голода, и поэтому приближаются к жилищам людей. В суровые годы из десяти птиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода. Жалко? (Очень жалко)
- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам (Люди)
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!
8. Тактильная игра «Узнай корм на ощупь»
(В разных мешочках лежат семена пшена, дыни, подсолнечника, тыквы, пшеницы, ясеня, ягоды рябины).
Педагог: -Ребята, вы знаете какой корм, едят зимующие птицы (ответы детей)
-Давайте проверим, как вы хорошо это знаете. С завязанными глазами необходимо определить корм на ощупь и вспомнить, кто им питается.
(В игре участвуют 3-5 человек)
9. Пословицы:
Педагог: - Какие пословицы про птиц вы знаете?
«Всякая птица к своей стае летит».
«Всякая ласточка свое гнездо хвалит»,
«Большой птице большое гнездо нужно»,
«Где птица ни летает, а своё гнездо знает»,
10. Дидактическая игра «Назови кто это?»
Воспитатель: - Ребята, про кого можно сказать?
-Хищная, большеголовая, бесшумная. (сова)
-Желтогрудая, ловкая. (синица)
-Смелый, неунывающий. (воробей)
-Упорный, пестрый. (дятел)
-Красногрудый, бойкий. (снегирь)
11. Конструирование из картона
Педагог:- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
- Правильно, можно сделать и повесить кормушки. У вас на столе лежат картонные «Сердечки» и «Звёздочки». Из них мы будем делать кормушки для наших зимующих птиц.
-Для чего нужны нитки? (чтобы завязать петельку).
-Обращайтесь с ножницами аккуратно!
-Хорошо промажьте одну сторону заготовки клейстером и засыпьте зерном. Так же сделать и с другой стороны кормушки. Оставить до полного высыхания.
12. Итог образовательной деятельности
Педагог: Спасибо, ребята, за ваш труд, мы сегодня сделали большое доброе дело – экологические кормушки для птиц. Они получились такие красивые, что все птицы в округе слетятся именно к нам.
Мы сейчас оденемся, выйдем на улицу и повесим эти кормушки с кормом на наших участках.
На прогулке ребенок читает стихотворение Т. Кулаковой «Кормушка»
Прилетели птички к нам зимой во двор,
Заводили птички с нами разговор.
Воробей чирикал, зернышки искал,
Каркала ворона, голубь ворковал,
Тинькала синица, и снегирь свистел,
Свиристель на ветке тоже песню пел.
Голодно зимою нашим бедным птицам,
Мало зерен, крошек, трудно прокормиться.
Мы кормушку смастерили.
На березе прикрепили,
Чтоб зимующие птицы легче зиму пережили.
Литература.
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж, 2009.- 159 с.
2. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2005. – 240 с
3. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
4. Шерстобитова Т. М. Сборник дидактических игр с системе экологического образования дошкольников/ Популярное пособие для родителей и педагогов. -Венгерово,2014.
5. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - М. : Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.