таршина оля
Конспект занятия с детьми подготовительной группы по развитию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Все мы разные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с детьми подготовительной группы по развитию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Все мы разные».
Пояснительная записка
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом.
Публикация «Конспект занятия с детьми подготовительной группы по развитию толерантного отношения к людям с ОВЗ „Все мы разные“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2022
Умение принять дошкольником другого таким, какой он есть является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути ребёнка. Именно поэтому важнейшей задачей является развитие у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.
Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию детей, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Предварительная работа: чтение произведений «Что случилось с крокодилом» Марины Москвиной, «Невидимый слон» Анны Анисимовой, «Я слышу» Ирины Зартайской, беседа «Особенные дети», присмотр мультфильма «про Диму».
Материалы и оборудование: Доска и маркеры для доски, 4 детских стульчика, листочки со шрифтом брайля, картинки с изображением: собаки-поводыря.
Цель: воспитывать терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, готовность им помогать.
Задачи:
• расширить представление детей о людях с ограниченными возможностями здоровья – слабовидящие, незрячие, глухонемые;
• воспитывать уважительное отношение, милосердие к людям с ограниченными возможностями.
• развивать координацию движений и ориентировку в пространстве через игровую ситуацию «Слепой и поводырь»;
• познакомить детей с образом жизни данной категории людей с ОВЗ посредством собственного чувственного опыта;
• подвести детей к осознанию необходимости помогать, быть внимательными и терпимыми к слабовидящим, незрячим, глухонемым людям.
Ход мероприятия:
Педагог приглашает всех детей встать в круг и взяться за руки.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Дети и воспитатель улыбаются друг другу, после этого занимают свои места на стульчиках.
Педагог: Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе.
- Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих? (Нет, не всегда. Мы можем простудиться, и т. д.)
Педагог: К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т. е. это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
Педагог: Чтобы понять, легко ли детям с ограниченными возможностями жить в этом мире, попробуем выполнить несколько упражнений.
Игра «Рисунок в слепую»
Педагог: Спасибо, пройдите на свои места.
Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.
- Что почувствовали?
- О чем подумали?
- Трудно ли было выполнять задания?
- Довольны ли вы своим рисунком?
- Хотелось ли вам открыть глаза?
Педагог: Есть люди с плохим зрением. Они носят очки. Как называют людей, которые слабо видят? И людей кто вообще ничего не видит? (слабовидящие, незрячие)
Педагог: Среди окружающих нас людей встречаются и люди совсем ничего не видящие или незрячие. Закройте глаза. Что вы видите? Какие чувства испытываете? (Ничего. Темно. Страшно).
Педагог: Да, ребята, вы не видите своих товарищей, игрушек, книжек. Вокруг вас только темнота. И даже страшно стало. Откройте глаза.
Тяжело жить слепым людям. Но у них есть помощники.
Педагог: Специально для слабовидящих и незрячих людей дрессируют собак-поводырей, которые везде их сопровождают и служат для них глазами.
Сейчас я предлагаю Вам поиграть.
Педагог: Давайте мы с вами попытаемся представить, как чувствует себя инвалиды незрячие.
Поиграем в игру «Незрячий и поводырь»
Педагог: Разделимся на пары. Один из вас будет «незрячим» – закрывайте глаза, а другой – будет «поводырём», который держит «незрячего» за руку и обеспечивает ему безопасность на пути. Через некоторое время «незрячие» и «поводыри» меняются ролями.
(На свободном пространстве группы расставляют 3 - 4 детских стульчака (препятствия). Задача ребенка, выступающего в роли «поводыря» с помощью команд объяснить ребенку с завязанными глазами («незрячий») куда ему двигаться, чтобы достигнуть цели.
Педагог: Ребята, легко ли было доверять «поводырю»? Вы доверяли ему? Почему? Как вы себя чувствовали в роли «незрячего»?
Педагог: Вот поэтому так важно быть внимательными и понимать трудности, с которыми сталкиваются слабовидящие или незрячие люди. Как мы можем помочь им? Незрячий человек не видит своего собеседника и ему нужно помочь, назвать себя. А еще взять его за руку, так он будет чувствовать себя спокойнее увереннее. Возьмитесь за руки, почувствуйте друг друга. Так гораздо легче общаться.
Для слабовидящих и незрячих людей на улицах устанавливают «говорящие» светофоры и светофоры-звонки.
Педагог: Когда звучит сигнал такого светофора – можно переходить улицу. Около него обычно висит знак, предупреждающий водителей о том, что дорогу может перейти слабовидящий или незрячий пешеход. Скажите, а вам не встречались такие пешеходные переходы? (Ответы детей)
Педагог: Если вы окажитесь вместе с родителями около такого пешеходного перехода, посмотрите, не нужна ли кому-нибудь ваша помощь, возможно, необходимо кому-то помочь перейти дорогу.
Педагог: для незрячих людей печатаются специальные книги. Вместо букв в таких книгах – выпуклые точечки, которые можно почувствовать пальцами. Давайте рассмотрим книги со шрифтом Брайля. Потрогайте страницу, вы ощущаете текст.
Педагог: Вот так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами зрения.
- Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее?
Педагог: А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они?
Они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Некоторые могут считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить.
Игра «Расскажи жестами»
Ребенку дается задание: «Без слов объяснить, что он хочет пить, есть, болит голова, хочется спать, болит живот».
Остальные должны отгадать его желания.
Обсуждение происходящего (делаем вывод, что таким людям будет легче, ели мы им будем помогать)
Педагог: Ребята, а как вы думаете, как общаются глухонемые люди? (ответы детей).
Педагог: Глухонемые люди общаются с помощью жестов.
Некоторые из этих жестов мы используем в своей жизни (приветствие, хочу есть). Существует специальная азбука жестов для глухонемых людей
Педагог: А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать.
Педагог: Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать, как они общаются, предлагаю: Встать, найти себе пару и передать партнеру доброе отношение к нему. Попробуйте сказать мимикой и жестами: Ты хороший человек. Ты мне нравишься.
Педагог: Спасибо! Пройдите на свои места.
- Поднимите руку, кто почувствовал доброе отношение к себе. Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому человеку.
Физминутка.
В зеркало я посмотрю
Из чего я состою?
Чтобы видеть ярко краски,
Помогают наши глазки.
Носик нюхает, а уши,
Нам даны, чтоб сказки слушать.
Ножки надо — чтоб ходить,
Ручки – чтобы мастерить,
А ещё, чтоб рисовать,
Маму крепко обнимать.
Посмотрите на меня –
Вот какой красивый я!
Педагог: Слепоглухота – это двойное нарушение зрения и слуха.
- Как человек может налаживать контакты с окружающим миром при отсутствии зрения и слуха?
- Как не обидеть слепоглухого человека?
- Как помочь слепоглухому человеку?
Педагог: Сейчас я хочу вас научить простому способу общения со слепоглухим человеком, который уже знает грамоту, но не может услышать нас и увидеть.
- Вы знаете печатные буквы?
- Помните, как они выглядят?
- Попробуйте закрыть глаза и написать мысленно слово «мама».
- Получилось?
- Почему получилось?
- Потому что вы помните образ каждой буквы.
Есть такой способ общения, называется он «дермография» - письмо на ладони печатными буквами.
Игра «Письмо на ладошке»
Педагог: А теперь я вам предлагаю разбиться на пары. На ладошке напишите одну печатную букву поверх другой. Не торопитесь. Хорошенько надавливайте пальчиком на ладонь. Один пишет, а другой, закрыв глаза, пытается распознать, что именно пишет сосед. Напишите слова: «молодец» и «умница».
- Что было трудно?
- Почему?
Тем, кому писали буквы на ладони, предлагается описать впечатления и ощущения.
Далее воспитанники меняются ролями.
Педагог: Давайте научимся говорить следующие слова: мама, папа, баба, деда.
- А теперь споем пальчиками: ля-ля.
- А теперь посмеемся пальчиками: ха-ха-ха.
- Весело получается, да?
Вот как много вы узнали о глухонемых и слабовидящих или незрячих людях, которые живут рядом с нами, ходят по улицам, читают книги, учатся, ходят по магазинам. Я надеюсь, что вы не забудете при встрече с ними о том, что им нужна наша помощь.
Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем замечать горе других, будем помогать им.
Есть несколько правил, которые надо соблюдать при встрече с инвалидами.
• Нельзя смеяться над людьми, даже если вам кажется их поведение необычным
• Нельзя разглядывать людей, даже если кажется, что им это незаметно.
• Жалейте больного человека, но никогда не говорите, что вам его жалко.
• Нельзя задавать инвалиду вопрос «А почему вы такой». Если человек захочет рассказать о своем здоровье, он заговорит об этом первым.
• Если хотите помочь, сначала спросите, требуется ли ваша помощь.
• С особенными детьми надо дружить, так же, как и со здоровыми.
Литература
Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова.
Борисова, Н. В., Прушинский, С. А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика.
Голиков, Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными.