Ольга Стукова
Конспект предметно-практической деятельности с детьми, имеющими сложный дефект развития (3 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Собирание разрезных картинок и кубиков из 4х-6и частей.
Цель: развитие крупной (или общей) и мелкой моторики.
Задачи:
Обучающая:
1. Совершенствовать глазомер и сенсорную деятельность обучающихся.
Развивающие (коррекционные) :
1. Развивать мыслительные процессы через синтез и обобщающие понятия
Воспитывающие:
1. Воспитывать аккуратность в работе.
Методы и приемы руководства: демонстрация и изучение образцов, прием наблюдение, беседа, игра.
Публикация «Конспект предметно-практической деятельности с детьми, имеющими сложный дефект развития (3 класс)» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Материал: Строительный материал, состоящий из кубиков; разрезные картинки из 4х – 6и частей; кукла
. Ход занятия:
I. Организационно-мотивационная часть:
- Здравствуйте ребята, садитесь.
1. Чтение стихотворения Ю. Яковлева «Веселый счет» :
Давайте все вместе учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света.
Без счета не сможет подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата.
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Беседую с детьми. Интересное стихотворение, правда? Наверное, очень трудно жить на свете и не уметь считать.
Кристина, а какие предметы мы можем считать?
Кристина: игрушки, яблоки, деньги.
А ты, Маша. Как думаешь? Ещё что-либо можно считать?
Маша: все-все считать можно: карандаши и игрушки.
Сейчас я загадаю загадку, а вы отгадаете с какими предметами мы будем работать.
Загадка:
Учитель загадывает загадку про кубик:
Четыре вершинки,
Четыре угла,
Четыре сторонки –
Вот и я! – (показываю кубик и спрашиваю, что это) кубик.
(Внимательно смотрю по сторонам, удивленно смотрю на кубики, разложенных в комнате).
(Спрашиваю) : Ребята, хотите играть с кубиками? Будем играть вместе.
Дети: Да, хотим играть.
А теперь веселая пауза:
Динамическая пауза.
(Учитель) Как живете, мои дети?
(Дети) Вот так! (хлопают в ладоши по парам).
Как идете, мои дети? Вот так! (маршируют).
Как бежите, мои дети? Вот так! (бегут почти на месте).
Как шалите, мои дети? Вот так! (прыгают, двое танцуют танец).
А как спите, мои дети? Вот так! (быстро садятся за столы, кладут головы на ручки).
Вы готовы продолжать урок? (Да).
II. Основная часть.
- Посмотрите, ребята, что это? (игрушки)
- Какие видите игрушки? (кубики, кукла).
- Раз мы сегодня играем с кубиками, давайте посадим куклу сюда. Пусть она смотрит, как мы играем и учимся.
- Подойдите к кубикам и я с вами подойду. (Подхожу, беру кубики и начинаю громко и медленно считать.)
- Давайте посчитаем вместе. «Один кубик, два кубика, три кубика, четыре…» Откладываю в сторону кубики.
Вот, у меня теперь четыре кубика, больше не унесу, могу растерять. Для игры нужно, чтобы у каждого из вас было по четыре кубика. Набирайте по очереди.
А теперь мы вместе посчитаем наши кубики. Яна, возьми 4 кубика.
Яна отсчитывает: 1 кубик, 2 куб., 3 куб., 4 куб. Садись на своё место.
Дети по очереди подходят и отсчитывают себе по 4 кубика.
А у последней Маши О. останется 6 кубиков.
- Ребята, а кто знает из чего сделаны наши кубики? (из дерева). Посмотрите, ребята, как интересно у нас получилось. У вас и у меня столько красивых кубиков и все они разного цвета. Только вот незадача, не помню, сколько у кого кубиков. Давайте вместе считать.
Дети, давайте вместе посчитаем, сколько кубиков у Кристины.
Кристина, посмотри внимательно на свои кубики, расставь их аккуратно, чтобы легче было считать.
Кристина считает: «Один кубик, два кубика, три кубика, четыре кубика».
- Маша, сколько всего у Кристины кубиков?
Маша: четыре.
(Спрашиваю Ксению, всех остальных детей).
А как мы узнали, что у Кристины четыре кубика? Что мы сделали для этого?
Дети: мы посчитали.
А как мы считали кубики, что мы для этого делали.
Дети: смотрели на них, говорили вслух число.
Правильно, молодцы. Мы внимательно рассмотрели Кристинины кубики и затем их сосчитали. Итак, у Кристины четыре кубика.
А у кого больше кубиков, чем 4? (у Маши О.)
А теперь давайте посчитаем кубики у Маши О. Но мне, наверное, трудно будет посчитать кубики. Как вы думаете, почему?
Дети молчат. Потом говорят: кубиков ведь у Маши много.
Я вот смотрю, что кубики-то у Маши разбросаны, лежат один на другом, так сразу и не сосчитаешь. Как же быть? Кто подскажет? Что нужно сделать для того, чтобы было легко сосчитать Машины кубики?
Дети: надо кубики сложить аккуратно. Пускай Маша сама их раскладывает правильно.
Учитель: Маша, нужно аккуратно разложить кубики. Давайте вместе это сделаем.
(раскладывают кубики в ряд).
А теперь все вместе громко и четко сосчитаем Машины кубики. (считают кубики).
-Кто запомнил, сколько у Маши О. кубиков? (6)
И таким же образом считают кубики у всех детей.
- Яна сколько у тебя? (4); - Маша К. сколько у тебя? (4) и. т. д.
Молодцы, все кубики сосчитали.
Динамическое упражнение «Мы идём».
Хором.
Мы идё м: та-та-та (Обычная ходьба).
Мы поё м: ля-ля-ля. (Ходьба на носках).
Мы едем: ту-ту-ту. (Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях).
Мы кричим: ау-ау. (Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту). Сели.
А теперь я предлагаю вам из кубиков составить разные фигурки. Сначала будем составлять дорожку.
Задаю вопрос детям: А что такое дорожка? Слышали ли вы когда-либо такое слово?
Дети: По дорожке ходят люди. По дороге ездят машины.
(Спрашиваю детей) : Молодцы, правильно ответили. Но кто нам может ответить на вопрос: почему речь идет о дорожке, а не о дороге?
Дети затрудняются с ответом.
Объясняю, что дорожка – это узкая дорога и по ней ходят люди. Кроме того, дорожка – это ласкательное наименование дороги.
А теперь, когда мы с вами узнали, что такое дорожка, пришло время ее построить. И вы мне сейчас в этом поможете.
Да, правильно. Начинаем строить дорожку из кубиков. Маша К., дай мне 1ый и 3ий кубики. Я аккуратно кладу кубики в ряд.
А теперь Яна, принеси, пожалуйста, 2ой и 4ый кубик и дострой ряд. А ты, Ксюша принеси 2 любых кубика, чтобы достроить нашу дорожку.
Молодцы. Ребята посмотрите, какая красивая дорожка из кубиков у нас с вами получилась. А сколько же всего кубиков в этой дорожке? Кто может сосчитать?
Яна: В этой дорожке 6 кубиков.
Яна, умница. Все верно. Кто согласен с Яной? Здесь и вправду 6 кубиков.
- Спасибо вам за построение дорожки.
- Ребята, а может эта кукла пройти по нашей дорожке?
(нет, т. к. наша кукла большая, а дорожка узкая и она упадёт).
(Предлагаю выложить еще несколько дорожек, но уже самостоятельно).
Заберите свои кубики и постройте у себя на партах общую на двоих дорожку. (коллективная работа в парах).
Что умеют кубики. Игровое упражнение «Как построить башенку?»
- Скажите, что можно построить ещё из кубиков? (домик, башню, мост и. т. д.)
- Давайте построим сегодня высокую башню.
- Сколько этажей удержалось, не разрушилось?
Динамическая пауза «Веселый счет»
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять и шесть всем тихо сесть.
- Молодцы. А теперь будем работать с разрезными картинками.
- Надо по образцу собрать из рассыпавшихся элементов такую же картинку.
- Раздаю детям разрезные картинки с образцами самих картинок.
Ребята, как вы думаете, сможем мы с вами собрать эти картинки так, как показано на образце?
Дети отвечают.
Учитель: перед тем, как собирать наши картинки, давайте посчитаем количество частей, из которых они состоят.
Дети с Учительом громко, вслух считают части разрезных картинок. Одна – две- три – четыре.
Предлагает детям обратить внимание на доску, на которой магнитами прикреплена большая картинка-образец (бабочка) и чуть ниже шесть разрезных фрагментов бабочки. Предлагает детям следить за его манипуляциями и поправлять, если вдруг неправильно будет собрана картинка.
- Дети кто это? (бабочка)
- Что бабочка делает? (летает)
Учитель начинает собирать картинку. Берет в руку одну деталь и думает, затем с ожиданием смотрит на детей. Просит помочь.
Дети говорят Учительу, какую деталь брать.
Учитель: сначала я могу взять любую картинку, потому что она будет первая, но потом нам нужно будет внимательно подумать, какую картинку брать следующей.
- Я ставлю первую часть узора и предлагаю детям по очереди ставить следующую часть.
- Посмотрите, что у нас получилось?
Учитель: Как вы думаете, что изображено на оставшихся картинках? Для этого внимательно посмотрите на ту часть, которая уже у нас собрана.
Посмотрите, какая красивая бабочка у нас получилась. Сколько всего частей в этой картинке?
Дети отвечают. (6)
Учитель: а теперь каждому из вас надо собрать свою картинку. Она лежит перед вами. Но сначала дадим немного отдыха нашим глазкам.
Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки».
Учитель:
Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз).
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, чёрные тучки.
Лёгких – две штучки,
Тяжёлых – три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями).
Солнце на небе во всю засияло. (Поморгать глазами).
- Отдохнули? Да.
- Продолжим. Посчитаем детали картинок.
Учитель вместе с детьми считают детали картинок (всего по шесть).
(хором отодвигая по одной части считаем элементы).
- Ну, а теперь, сверяясь с образцом, соберите свою картинку.
Далее дети собирают картинки.
- Сейчас проверьте друг у друга, правильно ли выполнили задание.
Учитель предлагает детям проверить правильность выполнения задания друг у друга. (взаимопроверка)
Все ли правильно сложили картинки? Все ли справились с заданием?
- Теперь я иду проверять.
- Дети показывают всем картинку и называют этот предмет.
- Как одним слом их назвать? (игрушки)
- А хотите послушать новую сказку.
«Жужжащий» дуб.
Однажды Винни-Пух с Пятачком отправились в лес, чтобы подкрепиться. По дороге они устали и присели отдохнуть около дуба. Вдруг они услышали жужжание. Пятачок очень испугался, а Винни-Пух спросил у дуба: «Почему ты жужжишь, ты же не пчела. Только пчелы жужжат и дают мед!» И тут Пятачок увидел, что прямо над ними на ветке висит большой-большой улей. И Пятачок начал считать пчел: одна, две, три, пять, шесть. А Вини-Пух ему и говорит, что он пропустил одну пчелу.
Какую по счету пчелу пропустил Пятачок?
Дети отвечают, что Пятачок пропустил 4-ю пчелу.
Учитель: ребята, у нас есть картинки с пчелами, но они разрезные, и потому кажется, что пчелок очень много. (на 4 часть или на 6)
Предлагаю детям собрать разрезные картинки с изображением пчелок и вместе их сосчитать.
Дети складывают картинки и считают пчел.
Затем прошу детей взять карточку и назвать число.
- А сейчас постройтесь по порядку от 1 до 5 и рассчитайтесь по порядку. (первый, второй, третий и т. д.).
- После этого называю число, например, 3, и прошу ребенка выйти на шаг вперед и т. д.
Рефлексивно-оценочная:
- Ну, как, Интересно было считать и играть вместе с героями любимых сказок? Но не только интересно, но и полезно. На последующих уроках мы будем считать, находить предметы разной формы, сравнивать их, находить сходство и отличие.
Как вы хорошо сегодня поработали и посчитали.
- С чем мы сегодня работали? (с кубиками и картинками)
-Понравилось вам играть с кубиками и собирать картинки?
-Что мы с ними делали?
- Из скольки частей мы собирали картинки?
- Какая игрушка была у нас в гостях?
Дети: Да, понравилось, мы считали кубики и собирали картинки.
Мне тоже очень понравилось все отлично поработали.