Ольга Бурякова
Использование интегрированных занятий в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Бурякова О. Ф. – учитель-дефектолог, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 компенсирующего вида.
В настоящее время, по-моему, интеграция является одним из путей, позволяющим достигнуть повышения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребёнка, сохранении и укреплении его здоровья.
Суть интегрированных занятий заключается в комплексном решении общеобразовательных и коррекционно-компенсаторных задач. Интегрированное занятие направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов. Считаю, что занятия, которые позволяют в игровой форме интегрировать различные образовательные области, более результативны, так как:
Публикация «Использование интегрированных занятий в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения зрения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
во-первых, у детей отмечается повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на этих занятиях,
во-вторых, у детей возникает стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности,
в третьих, у них появляется желание попробовать свои силы в разных её сферах (в рисовании, в театрализованной, речевой и познавательной деятельности,
в четвёртых, у ребёнка появляется возможность реализовать свои творческие возможности, т. е. средствами интегрированных занятий формируется широта интересов ребёнка,
в пятых, (значимый пункт для многих компенсирующих дошкольных учреждений, не является большим секретом для тех, кто работает со слабовидящими детьми, то, что порой, наши дети бывает перегружены комплексным воздействием коррекционно-педагогического и лечебно-восстановительного процесса. Это специальные коррекционные занятия со специалистами, аппаратное лечение, у детей просто не остаётся времени на игру. Избежать эту проблему нам помогают интегрированные занятия, за счёт соединения деятельности нескольких специалистов. В результате у детей с нарушением зрения появляется больше времени на прогулку, на свободную игровую деятельность.
А это в обучении, развитии и воспитании ребёнка с патологией зрения многого стоит.
Модель интегрированного занятия
Проведение интегрированного занятия требует серьёзной подготовки и начинается не с конспекта, а с образования творческого мини-центра.
Мини-центр образуют педагоги-специалисты, а именно: учитель-дефектолог, учитель- логопед, воспитатель, музыкальный руководитель. Все специалисты знают общепедагогические и коррекционные принципы работы, обеспечивают индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учётом рекомендаций координатора и других специалистов.
В чём заключается деятельность мини-центра?
- в начале года составляет перспективный план работы, в который включаются интегрированные занятия.
- разрабатывает конспекты занятий,
- не реже одного раза в месяц проводит заседания,
- по завершении работы в конце учебного года представляет анализ деятельности творческой группы (мини-центра) старшему воспитателю
В мини-центре обязательно есть куратор или координатор, тот, кто наиболее компетентен в решении содержания и целей данного занятия. Чаще всего инициатива в творческом взаимодействии принадлежит учителю-дефектологу. Но не всегда бывает так. Координатором может быть и логопед, и воспитатель. Роль координатора важна, он возглавляет творческую группу, несёт большую ответственность за организацию и проведение интегрированного занятия.
Что даёт педагогам работа в мини-центре?
Взаимодействуя между собой, специалисты обмениваются опытом, а не замыкаются в собственной скорлупе, как часто бывает, происходит их интеллектуальное единение, развивается совместное творчество, растёт профессиональное мастерство.
Как идёт работа над конспектом? Помня о смысле интегрированного занятия, определяем тему и думаем о том, как раскрыть её через различные виды деятельности, конспекты разрабатываем сами. В разработке содержания занятия большое внимание уделяю коррекции, упражнению и активизации зрения, за счёт включения различных упражнений и игр (на повышение остроты зрения, развития фузии, фиксации, упражнения для глазодвигательных функций). Я отдаю предпочтение конспектам интегрированных занятий, написанных в стихотворной форме. На интегрированном занятии создаём атмосферу естественного, непринужденного общения, включаем неожиданные поисковые ситуации, творческие задания. Мы предварительно детей к этим занятиям не натаскиваем, не перестраховываемся, друг перед другом, помним об эмоциональном благополучии детей с нарушением зрения. Дети чувствуют себя спокойно и уверенно, они доверяют взрослым, чувствуют нашу поддержку, чуткость, доброжелательность. Если ребёнок ушёл с занятия с сияющими глазами, торопится поделиться своими впечатлениями с близкими - это удача! Удача для меня и моих коллег.
Часто на интегрированные занятия приглашаем родителей, это способствует взаимодействию и общению между ребёнком и родителями, между родителями и специалистами.